Мочевыделение в онтогенезе

К моменту рождения в почках не завершены процессы формирования, поэтому почки новорожденного имеют признаки морфологической и функциональной незрелости. Особенно отчетливо это проявлено в морфофункциональных особенностях нефрона: диаметр клубочков небольшой, извитые канальцы невелики, а петли Генлс недоразвиты. При этом у новорожденного количество клубочков на единицу поверхности в 5–7 раз больше, чем у взрослого. Реакция мочи резко кислая, с возрастом она становится слабокислой. Кроме того, у новорожденных повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче всегда обнаруживается белок. Это позволяет почкам ребенка поддерживать гомеостаз только в относительно стабильных условиях. При резком изменении условий окружающей среды адаптивная функция почек может оказаться недостаточной. В экстремальных ситуациях, например при некоторых заболеваниях, детские почки менее надежны, чем взрослые, и не обеспечивают в достаточной степени гомеостаз организма.

В почках ребенка образование нефронов завершается примерно к 20-му дню постнатальной жизни. И дальнейшее увеличение массы почки происходит уже не за счет новых функциональных структур, а за счет роста уже существующих. К моменту рождения фильтрующая поверхность клубочка значительно снижена, процессы реабсорбции (обратного всасывания) большинства веществ также отстают от уровня взрослого. В то же время обратный захват молекул NaCl развит достаточно хорошо, что объясняет склонность детского организма в раннем возрасте к задержке воды и развитию отеков. Онтогенетически незрелая почка способна поддерживать кислотно-щелочное равновесие в слабой степени: например, почка взрослого выводит за 8 часов 20% общего количества введенной кислоты, а детская – 10%. Этим объясняется склонность у детей к возникновению ацидоза – сдвигу pH крови в кислую сторону.

Незрелость структур почечных нефронов, и в первую очередь петли Генле и собирательной трубки, в раннем возрасте отражается в низкой способности почек концентрировать мочу. В связи с этим ребенок затрачивает примерно вдвое больше воды, чем взрослый, на выведение с мочой одного и того же количества веществ из организма.

В период усиленного роста организма значительная часть вводимых с пищей веществ расходуется на синтез, построение органов и тканей, не превращаясь, как у взрослого, в конечные продукты обмена, подлежащие выделению почками. Характерным для растущего организма также является и положительный баланс калия, кальция, фосфора и других ионов. Такое преобладание анаболических процессов частично разгружает деятельность почки.

В возрасте от 1 года до 3 лет выделительная функция развивается пропорционально увеличению размеров тела. Работа почек становится более эффективной, но система выделения по уровню развития еще отстает от системы выделения взрослого человека. Поэтому в раннем возрасте в процессах выведения продуктов распада из организма, особенно в ситуации напряженного метаболизма, значительную роль играют другие органы выделения: кожа, легкие, кишечник.

У детей мочи отделяется больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивности водного обмена (табл. 7.1). Изменяется мочевыделение (диурез) в зависимости от количества и качества съеденной и выпитой пищи, температуры, времени года и пр. У подростков к 13–15 годам почки достигают структурных и функциональных показателей взрослых людей, затем сохраняют их на этом уровне до 45–50 лет, после чего функция почек начинает снижаться – в основном из-за постепенного инволютивного нарушения системы кровоснабжения почки.

Таблица 7.1

Примерное число мочеиспусканий и количество мочи в зависимости от возраста ребенка

Возраст

Объем одной порции мочи, мл

Число мочеиспусканий

Суточный объем мочи, мл

1 день

4-5

До 60

До 6 месяцев

30

20-25

300-5000

6– 12 месяцев

60

15-16

750

3–5 лег

90

10

1000

7–8 лет

150

6-7

1200

10 лет

150-200

5–7

1500

12–14 лет

200-300

4-6

2000

У грудных детей акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом он начинает регулироваться сознанием и волевыми усилиями. Ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря с шести-двенадцати месяцев, с этого возраста эффективно обучение гигиеническим навыкам. Способность регулировать произвольное мочеиспускание появляется к концу первого года жизни, на втором году она становится устойчивой. Некоторые дети достаточно рано, уже на втором году жизни, сообщают о своем желании помочиться, у некоторых формирование этого навыка задерживается до двух-двух с половиной лет. Большое значение имеет отношение взрослых к обучению ребенка навыкам опрятности: при безразличном отношении или при слишком активной заинтересованности и давлении на ребенка становление этого навыка может задерживаться. Очень важно, чтобы "приучение к горшку" не было связано у ребенка с отрицательными переживаниями – в противном случае нередко развиваются тревожные и протестные реакции, привычка надолго задерживать мочеиспускание. Мочевыводящие пути у детей шире, чем у взрослых, их стенки имеют низкий тонус вследствие недостаточного развития мышечных и эластичных волокон. Это создаст определенную предрасположенность к застою мочи. Редкое опорожнение мочевого пузыря, недостаточное соблюдение личной гигиены может легко привести к инфицированию мочевыводящих путей и развитию в них воспалительного процесса.

Задержка формирования произвольной регуляции мочеиспускания носит название энуреза и может встречаться в более старшем возрасте. Способствуют энурезу неврологические расстройства, психические травмы, переутомление, переохлаждение, острая пища, обилие жидкости.