Западничество

Западники представляют собой одно из направлений в русской общественной мысли первой половины XIX в. В их Московский кружок входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарёв, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, Д.Л. Крюков, В.Д. Кавелин и другие. Тесную связь с кружком имел В.Г. Белинский. К западникам можно отнести И.С. Тургенева, П.В. Анненкова, И.П. Панаева и других.

Существование западничества как направления не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали интересы разных общественных сил. Соответственно и мировоззрение не имело единых основ. Суть расхождений в их взглядах заключал ась:

- в трактовке социально-политических проблем — В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв хотели строить на развалинах самодержавия социализм, либеральные западники мечтали о царстве "правового порядка" в рамках буржуазного общества;

- в разном отношении к атеизму и материализму — разрыв по этим вопросам А. Герцена с Т. Грановским и Е. Коршем, отстаивавшими догмат о бессмертии души;

- в области эстетики велись постоянные споры В. Белинского с В. Боткиным.

В западничестве на его раннем этапе выделялись "левые" (или леворадикальные) представители (А. Герцен, В. Белинский и другие) и те, кого можно назвать "правыми" западниками (В. Боткин, Е. Корш и другие). Центральную позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их, занимал Т. Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. произошла ссора и разрыв с А. Герценом.

На переломе европейской истории — революции 1848— 1849 гг. — в концепциях западников (русский утопический социализм) наблюдались существенные сдвиги:

во-первых, ещё накануне европейских революций В. Белинский относил осуществление социалистических преобразований для России в отдалённое будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований;

во-вторых, А. Герцен после краха революций в Европе приступил к разработке русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения. Обращение А. Герцена к русской общине было несомненно стимулировано славянофильской идеей.

Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х гг. XIX в. тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х — началу 60-х гг. в борьбе политических направлений, когда вопрос — каким путем идти России? — принял конкретные формы — как и кому освобождать крестьян?

Революционные демократы встали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) — на сторону самодержавной России, приступившими к освобождению "сверху".

Герцен Александр Иванович (1812-1870 гг.), писатель, философ, общественный деятель. Родился в Москве 25 марта (6.04). В 1829-1833 гг. учился в Московском университете на физико-математическом отделении вместе с Н.П. Огарёвым, с которым 1831-34 гг. создал и возглавил студенческий кружок. В кружке проповедовали идеи декабристов, французскую революцию, республику, взгляды К. Сен-Симона и Ш. Фурье, а также философские проблемы мировоззренческого характера. В 1834 г. был арестован вместе с несколькими студентами, в т.ч. Огарёвым, по обвинению в создании тайной организации, имевшей намерения свержения существующего строя, 6 лет провёл в ссылке в Вятке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах "Дилетантизм и наука", "Письма об изучении природы" и др. утверждал союз философии и естественных наук, подчёркивал невозможность развития философии без опоры на естествознание и неспособность последнего создать истинную картину мира без овладения философской диалектикой. Имея в виду в первую очередь идеалистическую философию, вершиной которой в то время были взгляды Г. Гегеля, он отмечал заслугу этой философии в создании диалектической формы познания, в разработке идеи развития. Отвергая идеалистическое решение проблемы тождества мышления и бытия и не принимая характерного для эмпиризма (т.е. существовавшего тогда материализма) разрыва между субъективным разумом и объективным бытием, Герцен пытался вывести мышление, логику непосредственно из развития природы и попадал, таким образом, в тупик натурализма, ибо оставлял за пределами анализа социальную деятельность человека. В дальнейшем (в 60-е гг.) он развил свои философские взгляды, признав значение для понимания человека социологии. Человек — не только физическое тело, подчиняющееся общим законам природного мира, он живёт в обществе и является существом нравственным, а потому изучать его поведение должна социология, которой предстоит вырвать человека "из анатомического театра, чтобы возвратить его истории". Ибо история, общество имеют свои законы, и "общественный человек ускользает от физиологии; социология же, напротив, овладевает им, как только он выходит из состояния животной жизни". Рассматривая историю науки и философии, Герцен показал, что массы всегда были поглощены добыванием материальных средств существования, а наука стала достоянием немногих. Возник разрыв между "кастой" учёных и остальным человечеством, что с необходимостью приводило к борьбе как неизбежному элементу исторического процесса. Только соединение науки с массами снимает это противоречие "духа" и "материи". В 1847 г. Александр Иванович навсегда покидает Россию, но до конца своих дней он жил её интересами, думал о преобразованиях, которые привели бы её на путь свободы и процветания (роман "Кто виноват?", повести "Доктор Крупов" и "Сорока-воровка"). После поражения европейских революций 1843-1949 г.г. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию "русского социализма", став одним из основоположников народничества. В Лондоне издавал альманах "Полярная звезда", газету "Колокол". В 1861 г. содействовал созданию тайного общества "Земля и воля", обличал самодержавие. Автобиографическое сочинение "Былое и думы". После смерти жены Герцен остался с тремя маленькими детьми, Огарёв вместе с супругой Натальей (Тучковой) прибыли в Лондон и оказали поддержку Герцену, в т.ч. в заботе о детях. Герцен сблизился с Натальей и она полюбила его, родила от него троих детей, хотя они носили фамилию Огарёва и официально Наталья считалась его женой.

Умер Александр Иванович 9(21) января 1870 г. во Франции в Париже.

Огарев Николай Платонович (1813-1877 гг.), поэт, публицист, философ и общественный деятель. Родился в Петербурге в богатой семье действительного статского советника, служившего в Министерстве финансов. Отец владел 20 деревнями и имел 4000 душ крепостных, но после смерти жены уехал с сыном и дочерью в родовое имение в Пензенскую губернию. В 1826 г. Николай знакомится с А. Герценом. Они вместе читали Ф. Шиллера и Ж.Ж. Руссо, А. Пушкина, К. Рылеева. Им были интересны труды философов-материалистов, близки идеалы Великой французской революции (1789 г.). Они чувствовали себя продолжателями дела декабристов. В 1829 г. Огарёв поступает на физико-математическое отделение Московского университета вместе с Герценом. С 1832 г. он студент нравственно-политического (юридического) отделения, посещает лекции на словесном отделении, круг его интересов был весьма широк, кроме того он пишет стихи, сочиняет музыку. Вместе с Герценом они создают кружок из друзей-студентов. За участие в организации неугодного властям кружка был арестован и посажен в тюрьму вместе с несколькими друзьями, в т.ч. Герценом, через 9 месяцев сослан под надзор властей и отца в Пензу. Он одинок, ищет единомышленников, знакомится с племянницей губернатора Марией Львовной Рославлёвой, у которой, кажется, находит понимание. Но она видела в нём лишь богатого молодого человека с причудами. После свадьбы она с восторгом окунулась в светскую жизнь. В 1839 г. Огарёв добивается разрешения на службу в Москву, встречается с Герценом во Владимире, где тот жил под надзором полиции. Мария была крайне недовольна их встречами и видела в Герцене врага мужа и своего благополучия и поняла, что у них с мужем совершенно разные взгляды. В 1840 г. в "Отечественных записках", где критический отдел вёл В. Белинский, стали публиковаться стихи Огарёва. Они приобретают известность, как и оценка Белинского: "Ночной сторож" Огарёва — прелесть! В душе этого человека есть поэзия". Мария, по-прежнему видя виновника своих бед в Герцене, даже предприняла попытку отравить его. А затем добилась приёма у российского Императора Николая I и разрешения его на поездку Огарёва за границу. С 1841 г. по 1846 г. они путешествуют: Германия, Франция, Италия, Австрия. Постепенно с женой происходит разрыв, она уезжает от него с другим, но развода не даёт, получая только денежные средства. По возвращении в Россию Н. Огарёв застаёт глубокие разногласия между своими друзьями А. Герценом, Т. Грановским, В. Кегчером. Они ненавидели самодержавие, но пути борьбы с ним видели по-разному. Герцен в январе 1847 г. навсегда уезжает из России. Огарёв решил бороться с крепостничеством в своём "отдельно взятом" имении. Он перевёл крепостных в вольные хлебопашцы, но бедных почему-то стало больше. Решил на "плохих" землях построить писчебумажную фабрику и винокуренный завод, а вольнонаёмные рабочие не понимали целей своего барина, работали плохо. Его обманывали все, кто мог. Фабрику подожгли. Он был практически разорён. Мировоззрение Огарёва формировалось постепенно под воздействием идей декабристов и Французской революции, значительную роль сыграли философские системы Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. В 40-х гг. изучение Гегеля сменилось увлечением позитивистскими идеями О. Конта и знакомством с философией Л. Фейербаха. В результате он пришел к позитивистски-материалистическому пониманию мира, в котором онтологизм соединялся с приоритетным для него принципом антропологизма, определившим общий этический характер его философствования. Диалектическая идея целостности мира сочеталась в натурфилософии Огарёва с известной универсализацией механической формы движения и метафизически понятой материи. Единственным источником человеческого знания у него является окружающий мир — природа и общество, познаваемые посредством органов чувств, разума и опытной проверки; знания о мире неполны, но имеют тенденцию к постоянному росту. Признание Огарёвым экономических отношений одним из определяющих исторических факторов включало утверждение их существенной роли в формировании не только нравственных принципов, правовых норм, политических идей, но и общих теоретических понятий о мире, о философии, о религии и об искусстве. Основной задачей искусства и литературы он считал всестороннюю критику существующего порядка вещей и бескомпромиссную борьбу с социальной несправедливостью.

После неудавшихся собственных преобразований в своём имении, жизнь постепенно налаживалась. Огарёв нашёл поддержку и утешение в семье своего соседа — помещика Тучкова. Познакомился и полюбил его дочь Наталью, с которой жил гражданским браком до смерти своей жены Марии Львовны, затем отношения были оформлены официально. Он продолжает свою поэтическую деятельность — пишет стихи, поэмы "Господин", "Деревня", публикуется в журналах. В 1856 г. вышел первый поэтический сборник Огарёва. Получив известие о смерти жены Герцена, Огарёв мгновенно отправляется в Англию поддержать своего старого друга и помочь ему в налаживании Вольной русской типографии. Наталья помогает воспитывать троих детей Герцена. Однажды произошло неожиданное, пришлось убедиться, что личная жизнь вновь разрушена: его Наташа полюбила Александра Ивановича. Было тяжело жить в том же доме, продолжать работу над "Колоколом", в котором Огарёв опубликовал более 170 своих статей, но он ни словом не попрекнул ни Герцена, ни бывшую жену. Родившиеся дети (их было трое) носили фамилию Огарёва и называли его папой. Однако разъехаться им по разным городам всё же пришлось. Огарёв жил в Женеве. После смерти Герцена он написал статьи "Памяти Герцена" и "Будущность", стихи. Старшие дети Герцена относились к нему с уважением и любовью, помогали ему деньгами, когда он возвратился в Англию и обосновался в Гринвиче, некогда богатейший человек России жил в постоянной нужде.

Скончался Николай Платонович 31 мая (12.06) 1877 г., был похоронен на местном кладбище в Гринвича. В 1966 г. останки НЛ. Огарёва были перезахоронены в России на Новодевичьем кладбище в Москве.

Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855 гг.), историк, просветитель, общественный деятель. Родился в Орле в дворянской семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета, получив степень кандидата. В 1836-1839 гг. находился в научной командировке в Германии. Большое влияние на него оказали идеи Г. Гегеля, хотя гегельянцем в полном смысле этого слова он не стал. Для Грановского был неприемлем жёсткий схематизм философии истории Гегеля, зависимость исторической закономерности от умозрительной логической необходимости, закрывавшей поле для творческой деятельности исторического субъекта, личности, а последнее оставляло, по его мнению, одно из непременных условий исторической жизни. После возвращения в Россию Грановский читает лекции на кафедре всеобщей истории Московского университета и активно участвует в жизни московской интеллектуальной элиты. Он посещает кружок Н.В. Станкевича, общается с М.Н. Катковым, М.А. Бакуниным, П.Я. Чаадаевым, НЛ. Огарёвым, А.И. Герценом. Грановский являлся одним из основателей западнического течения общественной мысли, но со славянофильством его разделяли не политические, а теоретические разногласия оппозиции к существующему строю. В 1843-1844 гг. он читает первый публичный цикл лекций по Средневековой истории. В России он был одним из первых учёных, попытавшихся дать объективную оценку процессам и явлениям, характерным для западноевропейского Средневековья. Он пытался сломать сложившиеся стереотипы, традиционные представления об этом периоде как "чёрном пятне" в развитии общечеловеческой цивилизации, отмечая несомненно прогрессивные процессы (начавшееся яркое проявление на исторической сцене личности, её прав, особая нравственная атмосфера в обществе и, что самое главное, формирование научных идеалов будущего), одновременно указывая на негативные стороны эпохи. С 1847 г. всё больше внимания уделяет литературной работе. В 1846 г. произошёл идейный разрыв с А. Герценом, связанный с тем, что среди западников наметились тенденции размежевания на два направления — радикальное и либеральное. Грановский избрал либеральную ориентацию. 12 января 1853 г. он произнёс знаменитую речь "О современном состоянии и значении всеобщей истории" на торжественном собрании Московского университета, в которой подвёл итог своим исследованиям методологических проблем как всеобщей истории, так и философии истории. В мае 1855 г., уже перед смертью, Т.Н. Грановский был утверждён деканом историко-филологического факультета Московского университета. Скончался 4(16) октября 1855 г., похоронен в Москве.