Лекция 8. Мобильная коммерция

Мобильная электронная коммерция (m-commerce) основана па использовании мобильных терминалов (мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, планшетов, ноутбуков) для оперативного управления работой предприятия, совершения торговых операций, коммуникаций, предоставления развлечений, получения и передачи информации и др. Этот вид электронной коммерции использует в основном сети сотовой связи (технологии GSM, GPRS, EDGE, сети третьего поколения 3G), а в меньшей степени — сети передачи данных по технологии Wi-Fi. В дальнейшем предполагается применение технологии WiMAX.

Клиентами таких сетей являются сотрудники торговых точек, киосков, агентств по продаже билетов, удаленных филиалов финансово-кредитных учреждений, потребители мобильного контента, пользователи мобильных телефонов и других мобильных устройств.

Мобильная коммерция охватывает сферы, которые реализуются с помощью мобильных цифровых терминалов или относятся к мобильности информационных технологий. К ним относятся: мобильная торговля, мобильные финансовые услуги, мобильный трейдинг, микроплатежи и платежи за коммунальные услуги, а также различные платные услуги, например, юридические, по разработке приложений для мобильных терминалов и др.

Рынок мобильной коммерции динамично развивается. В 2004 г. четверть трафика передачи данных реализовывалась с помощью мобильных устройств, 5—10% сделок в электронной коммерции совершались с помощью мобильных устройств. По данным аналитической компании АС&М, оборот российского рынка мобильной коммерции в 2010 г. составил 5,5 млрд, в 2011 г. — 14 млрд руб. По прогнозу компании Vesta Corp, мирового лидера мобильных платежей, доходы от сервисов мобильной коммерции к 2014 г. составят 22,5 млрд долл. Они включают мобильный банкинг, мобильные платежи, мобильные переводы. Оборот мобильных денежных переводов составит по этому же прогнозу 6 млрд долл. Стремительно развиваются широкополосная связь, интернет-ТВ, сотовая связь, обеспечивающие мобильные телекоммуникации.

К сферам применения мобильной коммерции относятся:

— мобильный офис на колесах;

— мобильная торговая точка (van selling);

— разработка бизнес-приложений для мобильных устройств под заказ;

- мобильный офис как услуга операторов сотовой связи;

— мобильный трейдинг;

— вендинг и платежные терминалы;

— мобильные платежные системы и мобильный кошелек;

— мобильный банкинг; мобильные сервисы.

Мобильный офис и мобильная торговля

Понятие "мобильный офис" может иметь разный смысл в зависимости от сферы применения. Это может быть:

- мобильный офис на колесах, который в торговле бывает как пунктом оформления заказа на поставку продукции, так и пунктом заключения договора;

— торговое предприятие или его филиал, осуществляющий торговлю с колес (van selling);

— мобильный офис как аппаратное устройство для полноценной работы вне офиса;

- набор услуг, предоставляемый пользователям связи операторами сотовой связи, и др.;

— программное обеспечение, использующееся для управления работой продавцов и торговых агентов в мобильной торговле.

Мобильный офис на колесах

Это могут быть подразделения предприятия, смонтированные на автомобиле, например, какой-либо из видов лабораторий — криминалистическая, взрывотехническая, электротехническая, газоаналитическая, видеонаблюдения и акустического контроля, телекоммуникационные, систем безопасности, оперативного управления и др.

Все эти подразделения могут быть оснащены необходимым телекоммуникационным оборудованием и соответствующей информационной инфраструктурой, к которой относятся компьютер, монитор, принтер, устройство для выхода в Интернет или сеть Wi-Fi и др.

В торговле под термином "мобильный офис" может пониматься как мобильное подразделение (филиал) торгового предприятия, так и непосредственно оно само. Наряду с компьютером, монитором, принтером, выходом в Интернет или сетью Wi-Fi такой мобильный офис должен иметь кассовый аппарат в соответствии с отечественным законодательством о торговле.