Многонациональные школы в странах – партнерах России по СНГ

Многонациональные школы на двуязычной основе (русский и язык титульного этноса) сохранены во всех странах Содружества. Особый интерес представляют те учебные заведения, где делаются попытки организации поликультурного образования. К их числу относятся, например, минская гимназия № 7 (Белоруссия), житомирская гуманитарная гимназия № 23 (Украина), художественный лицей в Актобе, школы № 18 Усть-Каменогорска, № 9 Караганды, школа этнокультурного диалога в Кустанае (Казахстан) и др.

Так, гимназисты из Житомира осваивают культурное многообразие республики, приобщаясь к ценностям украинской, русской, польской, еврейской, немецкой, чешской культур.

Заметная работа по внедрению идей поликультурного образования в многонациональных школах ведется в Республике Казахстан. В Алма-Ате состоялся конкурс научно-практических программ по поликультурному образованию, в котором приняли участие 17 общеобразовательных учебных заведений республики. Поиск форм поликультурного образования приводит к появлению оригинальных педагогических решений. Так, в кустанайской школе этнокультурного диалога, открытой по инициативе областной "Ассамблеи народов Казахстана", запланировано помочь учащимся изучать быт и культуру национальностей, проживающих в Кустанайской области. Центр могут посещать школьники всех общеобразовательных заведений Кустаная.

В средней школе № 15 Алма-Аты работает творческая лаборатория мультикультурного образования. Педагоги школы выделяют следующие ориентиры становления личности школьника: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культурных традиций, утверждение культурных различий.

В школе № 6 Актау обучаются дети разных национальностей. Живут они, но словам директора В. А. Ястремской, в мире и согласии, "сидят такие разные (черные, белые, маленькие, большие, конопатые, курносые, рыжие и желтые) за общими нартами, ходят друг к другу в гости, познают культуру, обычаи, традиции других народов. Чтобы воплотить в жизнь цель: дружба не имеет границ, в нашей школе мы решили открыть Детскую ассамблею..."[1]

В школе № 6 Актау организовано 16 национальных центров: русский, украинский, азербайджанский, татарский, корейский, осетинский, армянский, лезгинский, чеченский, немецкий, грузинский, туркменский, молдавский, киргизский. Школа сотрудничает с национально-культурными центрами города. Дети с помощью родителей шьют национальную одежду, разучивают этнические песни и танцы, постигая традиции, обычаи, мудрость населяющих Казахстан малых народов.

Традиционные многонациональные школы за рубежом

На Западе многонациональные школы длительное время предназначались представителям одной – белой расы. В США такая ситуация фактически остается повсеместной. В ряде американских многонациональных начальных школ детям из национальных меньшинств оказывается дополнительная педагогическая поддержка, в результате чего улучшились результаты их обучения английскому языку и математике. Следствием такой поддержки явилось воспитание и развитие у представителей меньшинств культурного самосознания. В некоторых многонациональных американских школах апробированы экспериментальные проекты, имеющие цель не только дать знания, но и сформировать у учащихся доброжелательное, уважительное отношение к людям других национальностей, а также культуру межнационального общения. Так, в 200 начальных классах общеобразовательных школ штата Калифорния был реализован "Проект самооценки". В его основу положены идеи английского ученого Р. Бернса о необходимости поощрять "самооценку ребенка, его отношение к себе, что во многом определяет его поведение и школьные успехи". Программой предлагались занятия "Дружба", "Будь добрым с другими", "Улыбки и комплименты", "Коммуникативные навыки" и пр. Учителю было легко вести такие занятия, поскольку каждое из них подробно расписано: ОГЛАВЛЕНИЕ тем разговоров учителя, его вопросы к детям, игры, песни, рассказы детей, рассказы кукол и зверюшек.

В ряде канадских многонациональных школ внедряется так называемый "Мультикультурный учебный план". Предусмотрено, что учащиеся изучают обязательные и элективные учебные дисциплины. К обязательным относятся английский и французский языки, обществоведение (включая историю и географию), математика, физкультура, спорт. К предметам по выбору – естественные науки, разделы по математике, иностранный язык и пр. Мультикультурный план означает, что элементы разных культур включаются как в обязательную, так и элективную программу. Кроме того, средние школы предлагают многочисленные заочные, дневные и вечерние курсы, прежде всего "классы наследия", которые позволяют удовлетворить различные образовательные запросы этнокультурных групп.

В многонациональных школах США, Германии, Великобритании, Франции и других стран Западной Европы повсеместно организуется обучение и воспитание, имеющие в виду искоренение националистических стереотипов. Особое место при этом занимают занятия, посвященные Холокосту и борьбе с идеологией неофашизма и антисемитизма. Пожалуй, наиболее систематически подобная педагогическая деятельность осуществляется в школах ФРГ. Преподавание темы Холокоста обязательно во всех 16 федеральных землях. На постоянно действующей Конференции министров образования и культуры неизменно подчеркивается важность изучения темы. Темы антисемитизма обсуждаются на занятиях по граждановедению, праву, немецкой литературе, религии. В целом при этом в образовательных проектах применяется междисциплинарный подход[2].

За партами многонациональных школ Японии рядом с детьми из ведущего этноса учатся айны, окинавцы, корейцы, китайцы, буракумины, представители других нацменьшинств. Педагоги Страны восходящего солнца отмежевываются от былого милитаризма и национализма времен Второй мировой войны.