Младенчество

Характеристику развития ребенка периода младенчества Л. С. Выготский начинает с анализа социальной ситуации развития. Он отмечает, что может показаться, будто младенец исключительно биологическое существо. Такая точка зрения принципиально неправильна. Ребенок этого возраста является глубоко социальным существом. Все его потребности удовлетворяются исключительно взрослым. Более того, все предметы появляются и исчезают благодаря взрослому: он либо дает эти предметы младенцу, либо подносит младенца к предметам. Вообще все отношение ребенка к действительности опосредовано взрослым. Ребенок оказывается в ситуации необходимости взаимодействия со взрослым, причем взаимодействия социального. Другими словами, ребенок фактически вынужден общаться со взрослым. Однако основное средство социального общения – человеческая речь – у ребенка отсутствует. В этом состоит одно из ключевых противоречий, которое определяет развитие младенца.

Ученый выделяет две стадии в периоде младенчества. К началу периода у ребенка появляется пассивный интерес к окружающему миру. Увеличивается время бодрствования, при кормлении ребенок может открыть глаза и на какое-то мгновение прерваться. Появляется лепет. Ребенок начинает активно реагировать на положение, в которое его помещает взрослый. У младенца начинает устанавливаться координация органов восприятия (например, зрения и слуха). Наличие выразительных движений, обращенных к взрослому и появляющихся в его присутствии, говорит о появлении социальных реакций. У ребенка формируется внимание к собственным движениям, звуку, к другому человеку. Младенец начинает тянуться к предметам, трогает их руками, прикасается губами и языком. Подобные формы активности правильно ориентированы но отношению к интересующим ребенка предметам. Вторая стадия младенческого возраста начинается в возрасте пяти-шести месяцев. Она характеризуется изменением отношения ребенка к внешнему миру. Сон и бодрствование начинают занимать примерно одинаковое время. Изменяется двигательная активность ребенка: развивается хватание. У него обнаруживаются оборонительные реакции. Младенец может демонстрировать порывы радости. Если ему не удается то или иное движение, он может кричать. Появляются социальные реакции на сверстников, дети могут поворачивать голову в сторону друг друга, смотреть. Социальная активность ребенка начинается в конце первого месяца с появления улыбки на голос взрослого. В это же время крик одного ребенка может вызвать крик другого младенца. В два месяца крик младенца стихает, если появляется взрослый. В два-три месяца малыш улыбается в ответ на взгляд взрослого. В три месяца ребенок звуками приветствует того, кто к нему подходит, что свидетельствует о его готовности к общению со взрослым.

На развитие общения младенца, по мнению Л. С. Выготского, влияют два фактора. Главная роль отводится активности взрослого по отношению к ребенку. В качестве второго обстоятельства он отмечает умение малыша владеть своим телом. Если ребенок не владеет своим телом, т.е. находится в неудобном для него положении, он вынужден сосредоточить свои усилия не на общении, а на том, чтобы занять удобное положение. В пять-шесть месяцев ребенок уже справляется с этой задачей: он может сидеть, поворачивать голову, искать глазами не только взрослого, но и сверстника.

В развитии социального общения Л. С. Выготский выделяет две фазы. Первая фаза определяется общей пассивностью общения ребенка. Ребенок реагирует только в ответ на действия взрослого, при этом преобладают отрицательные эмоции. Ребенок плачет или проявляет неудовольствие при уходе взрослого. На второй стадии ребенок начинает активно искать контакты со взрослым и сверстником. Все социальные отношения младенца слиты с ситуацией. Центром ситуации для ребенка выступает взрослый. Приближение или удаление взрослого от младенца является существенной характеристикой всей ситуации. Приближение взрослого увеличивает активность ребенка как по отношению к самому взрослому, так и по отношению к предметам, окружающим ребенка. Если предметы находятся рядом с ребенком, то он будет проявлять к ним интерес, если же они находятся на расстоянии, то интерес к ним угаснет. Однако если взрослый будет находиться рядом с предметом, то предмет будет продолжать привлекать внимание ребенка. На второй стадии активность младенца начинает характеризоваться выходом за пределы реагирования на внешние воздействия. Он начинает сам проявлять интерес к окружающему. Впервые появляется подражание. Таким образом, Л. С. Выготский в периоде младенчества различает две стадии: стадию пассивного интереса и стадию активного интереса к миру.

На 10-м месяце обнаруживаются первые случаи употребления ребенком простейших орудий и появляются первые слова. Данные формы детской активности указывают на начало критического периода развития. Изменения, которые происходят в психике младенца, состоят в следующем. Как уж отмечалось, начальная форма детской активности носит инстинктивный характер, что обусловливает связь восприятия, поведения и аффекта. Инстинктивная активность в дальнейшем начинает дифференцироваться. Если первоначально движения охватывают все тело ребенка, то со временем из них начинают выделяться отдельные, более направленные формы активности. Развитие восприятия идет по этому же пути. Если сначала восприятие носит целостный характер, где ребенок отражает структурные, комплексные характеристики ситуации, ярко окрашенные аффективно, то впоследствии восприятие начинает развиваться в направлении от отражения целого к отражению его частей. При этом двигательные и сенсорные процессы имеют не только общую логику развития от целого к части, но они оказываются и структурно связаны. Восприятие и действие выступают как единый нерасчлененный, структурный процесс, в котором движение оказывается продолжением восприятия. Восприятие и движение связаны в единую структуру побуждением, потребностью или аффектом. Данное обстоятельство отчетливо проявляется в опытах с младенцами по распознаванию формы соски (треугольной, круглой и т.п.), надетой на бутылочку с молоком. Ребенку предлагается несколько бутылочек с разными сосками, но только в одной из них проделано отверстие для сосания молока. Оказалось, что если дать младенцам возможность попробовать пить молоко из бутылок, то они достаточно быстро устанавливают, из какой бутылочки поступает пища. В дальнейшем дети легко опознают эту бутылку среди других. При этом опознание основывается на сложном слитном переживании своего рода сосания "треугольного или круглого молока".

Если описать психическую жизнь младенца в целом, то можно сказать, что сначала она характеризуется полной недифференцированностью отдельных психических функций, преобладанием примитивных целостных переживаний, системой инстинктивного сознания, развивающегося под господством аффектов и влечений. На протяжении периода младенчества аффект развивается. Сначала он ограничен пределами сна, питания и крика. Затем он приобретает форму пассивного интереса к миру, позднее – активного интереса к окружающей ребенка действительности. Когда же наступает кризис одного года, аффект приобретает личную окраску, т.е. становится аффектом личности.

Раскрывая развитие младенца, Л. С. Выготский учитывал подход К. Бюлера, который выделял три стадии в этом процессе: инстинктивную, стадию дрессуры и стадию интеллекта. Однако Л. С. Выготский не рассматривал эти стадии только как результат действия естественных факторов. Решающую роль он отводил социальной ситуации развития. Вместе с тем Л. С. Выготский писал, что к концу младенческого возраста у ребенка возникают простейшие проявления практического интеллекта. Малыш способен целесообразно действовать в новых ситуациях подобно тому, как это делали шимпанзе в опытах В. Келера. Практический интеллект позволяет младенцам выполнять простейшие орудийные действия. Развитие орудийных действий начинается с того, что ребенок манипулирует различными предметами. Позднее он оказывается способен ударить одним предметом по другому, изменять форму предмета путем надавливания или его сжатия. Кроме того, младенец начинает пытаться всовывать предметы друг в друга. Эти действия позволяют провести параллель с интеллектуальным поведением человекообразных обезьян. Конечно, выполнение подобных действий уже предполагает более детализированное восприятие ситуации, чем оно было на первой стадии пассивного интереса к реальности.

Хотя ребенок и способен к самостоятельному выполнению простейших целесообразных действий, однако взрослый человек продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Более того, смысл самой ситуации целиком определяется через взрослого. Все отношение ребенка к миру оказывается зависимым и производным от его отношения к взрослому. Вне взрослого младенец как социальная единица не существует. Младенец оказывается как бы слитым со взрослым. Как было сказано ранее, младенец не осознает своего Я. Фактически он живет в другом, т.е. во взрослом. Такая слитность со взрослым знаменует собой основное новообразование младенческого возраста, которое господствует в сознании ребенка и называется "пра-мы". Это особое переживание, которое Л. С. Выготский сравнивает с состоянием, когда человек играет в спортивную командную игру, где на первый план выступают задачи команды, а участник игры подчинен команде как целому.

Наличие переживаемого в сознании "пра-мы" определяет ряд характерных черт младенца. Во-первых, как говорилось ранее, младенец не осознает своего Я. Он слит со взрослым. Однако благодаря этому обстоятельству возникает еще одна особенность в поведении младенца. Аффективность ребенка начинает распространяться на отдаленные предметы, если рядом с ними находится взрослый. Таким образом, если отдаленный мир ранее для младенца не существовал, то благодаря "пра-мы" он начинает обладать побудительной силой. И наконец, в качестве третьего следствия, вытекающего из основного новообразования, выступает проявляющееся в младенчестве подражание. Малыш подражает не неживым предметам, а тому, с кем он сливается. Подражание ребенка принципиально отличается от подражания животных тем, что в подражании ребенок далеко выходит за пределы тех форм активности, которые он может выполнить самостоятельно, в то время как животное остается в пределах своего актуального поведения.

Младенчество заканчивается кризисом одного года. Всякий критический период, по Л. С. Выготскому, характеризуется двумя особенностями. Во-первых, он является переходным от одного этапа развития к другому. Во-вторых, в ходе кризиса возникает новообразование, которое преодолевается в ходе дальнейшего развития. Поэтому Л. С. Выготский показывает переходный характер тех свойств, которые обнаруживаются у младенца критического периода. В связи с этим он останавливается на трех моментах детского поведения. Прежде всего, обращает на себя внимание ходьба ребенка.

Она явно носит переходный характер, поскольку ребенок уже ходит, но делает это с большим трудом. Процесс становления ходьбы и есть одно из содержаний кризиса. Второй момент связан с особенностями детской речи. Речь ребенка периода кризиса одного года носит переходный характер. Бывает трудно понять, говорит ли уже ребенок или еще нет. Третий момент связан с особенностями аффективной жизни ребенка. Впервые у ребенка появляются аффективные акты протеста. Они возникают в тех случаях, когда взрослый отказывает ему в чем-либо. В этот момент ребенок как бы возвращается в своем поведении назад: бросается на пол, барахтается, отказывается ходить. Особенность подобных проявлений состоит в том, что они по своему виду представляют более ранние формы поведения, а по смыслу – более поздние, что и указывает на их двойственный, переходный характер.

Как уже говорилось, основное противоречие социальной ситуации развития в младенчестве состоит в несоответствии между предельной социальностью ребенка и отсутствием соответствующего способа общения – т.е. речевого общения с помощью слов родного языка. Одним из способов преодоления этого несоответствия является появление указательного жеста, который включается в систему общения ребенка и взрослого. Однако общение младенца с помощью жестов и выразительных движений весьма ограничено в сравнении с речевым общением.

Переход от безъязычного общения к языковому совершается с помощью так называемой автономной речи. Л. С. Выготский так формулирует закон речевого развития ребенка: "Прежде чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь". Автономная речь возникает при активном участии ребенка и обладает рядом особенностей. Во-первых, внешний, звуковой состав слов автономной речи не совпадает с речью взрослого. Звучание слов автономной речи может быть похоже на фрагменты слов, произносимых взрослыми, но чаще оно отличается. Во-вторых, как отмечает психолог, что более существенно, слова автономной речи весьма отличаются от слов взрослых по значению. Одно и то же слово может иметь разные значения, охватывая целый комплекс совершенно разных вещей. Значение слова будет зависеть от контекста той ситуации, в которой находятся ребенок и взрослый. В-третьих, с помощью автономной речи ребенок может контактировать только с ближайшими взрослыми, которые понимают значения его слов. Наконец, в-четвертых, связь между словами автономной речи также отличается от речи взрослых. Если слова взрослых могут замещать ситуацию, то слова автономной речи не имеют сигнификативной функции, они только указывают на что-то существенное в конкретной ситуации. Поэтому автономная речь носит скорее аффективно окрашенный характер. В ней отсутствуют грамматические, иерархические отношения между словами (например, отсутствуют обобщающие слова). Слова могут соединяться только в соответствии с тем, как предметы соединены перед глазами ребенка.

Автономная детская речь определяет и особенности мышления малыша. Он не может мыслить вне наглядной ситуации, так как слово приобретает свое значение через нее. Поэтому мышление ребенка подчинено восприятию. Более того, поскольку автономная речь передает аффективное ОГЛАВЛЕНИЕ и не отделена от восприятия, то и само детское мышление скорее констатирует, чем умозаключает.

Ученый подчеркивает, что возникновение и окончание автономной речи определяет границы кризиса одного года. Автономная речь в этом случае выступает как новообразование кризиса одного года, а значит, оно будет преобразовано и не сохранится в дальнейшем развитии ребенка. Если этого не произойдет, то развитие ребенка станет ненормальным.