Лекция 2. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– основные новообразования младенчества и оптимальные условия их формирования;

– особенности психосоциального развития в младенчестве;

– особенности познавательного развития в младенчестве;

уметь

– определять трудности в развитии детей в младенчестве;

– выявлять условия оптимального развития в младенчестве;

– определять способы и механизмы поддержки ребенка в младенчестве;

владеть

– способами применения полученных знаний в практической работе с семьей младенца;

– навыками анализа основных закономерностей развития в младенчестве.

Основные новообразования младенчества и оптимальные условия их формирования

Важнейшим приобретением младенчества является потребность в эмоциональном контакте с другим человеком, которая внешне начинает проявляться к полутора-двум месяцам в так называемом комплексе оживления – определенной реакции на появление взрослого: улыбке, голосовых звуках, перебирании ножками и вскидывании ручек. Все это ярко свидетельствует о том, что ребенок получает удовольствие от контакта с окружающими.

Следующим шагом в развитии ребенка можно назвать появление у него способности к близким отношениям, под которой понимается легкость вступления в глубокие эмоциональные связи с другим человеком без страха "раствориться" в нем и потерять себя, стать зависимым от пего; без страха того, что он может прервать эти отношения. О появлении такой способности можно судить уже в возрасте шести-семи месяцев. Критерием ее наличия является отношение ребенка к матери или другому близкому человеку, осуществляющему за ним уход. В таком случае говорят о привязанности к матери, которая к шести-семи месяцам становится устойчивым образованием.

Поскольку мать является для ребенка прообразом всего внешнего мира, он рассматривает других людей через призму отношений с ней. В силу этого анализируется именно привязанность к матери: в общении с ней ребенок выстраивает основу модели своих взаимоотношений с другими людьми. Понятно, что в течение жизни эта модель может видоизменяться, но, для того чтобы она сущностно поменялась, потребуется много сознательных усилий самого человека. Если же этого не произойдет, человек сохранит подобную основу взаимоотношений с окружающими на долгие годы. Мы уже кратко рассматривали данную проблему в аспекте влияния культуры на привязанность, теперь рассмотрим ее подробнее, опираясь на работы Дж. Боулби, М. Эйнсворт и С. Белл.

Какие взаимоотношения с матерью свидетельствуют о том, что у ребенка сформировалась способность к близким отношениям, т.е. возможность допускать другого человека в свой внутренний мир с уверенностью в том, что он не сделает ему больно? Здесь можно выделить три основные позиции.

1. Наличие у ребенка высокой активности в общении с матерью – призывных вскриков, лепета, взгляда, действий, направленных на достижение физического контакта (обхватывание руками, прижимание, цепляние, карабканье). Естественно, что ребенок не только сам проявляет высокую инициативность в контактах, но легко отзывается на призывы матери: хохочет, стучит ножками, широко улыбается.

2. Реакция ребенка на уход матери. Конечно, рассматривается ситуация, когда ребенок не хочет есть либо спать или устал. Оптимальным можно назвать легкое огорчение ребенка, но сохранение при этом в целом позитивного настроения, продолжение изучения окружающего мира, занятий с игрушками.

3. Реакции ребенка на незнакомых людей. К пяти-шести месяцам ребенок уже хорошо отличает их, и слегка настороженное изучающее поведение в их присутствии является абсолютно нормальным. Кого-то через некоторое время он вполне принимает и начинает проявлять почти такую же активность, как и со знакомыми людьми. С другими ребенок может долго сохранять настороженность. Но и с теми, и с другими он не проявляет резкого страха, сопровождающегося плачем, требованиями перейти на руки обязательно к матери.

Алина, 8 месяцев

Начали ходить с восьмимесячной дочкой на занятия в центр Монтессори. Удивило меня то, что она почти не обращала внимания на игрушки, а в основном общалась с другими мамами – заползала к ним на колени, улыбалась им и "нянякала".

Три перечисленные выше позиции свидетельствуют о том, что у ребенка сформировалась уверенная (надежная) привязанность к матери, т.е. он не сомневается в ее абсолютной любви к нему, верит, что она его никогда не оставит. Впоследствии ребенок перенесет это отношение к другим людям: он будет считать себя достойным любви окружающих, не будет ожидать с их стороны удара, поэтому будет достаточно легко вступать в близкие отношения, проявлять открытость, искренность, доверие к людям. Некоторые сомневаются в том, что последствия привязанности к матери, сформировавшейся в младенчестве, действительно надолго влияют на человека. Однако разработанные диагностические методики (опросники для взрослых) позволяют получить данные, свидетельствующие о том, что безопасно привязанные люди проявляют лучшие социальные навыки далеко за пределами младенчества; они более успешны в дружбе, более уверенно чувствуют себя в сексуальном партнерстве.

Итак, мы рассмотрели уверенную (надежную) привязанность к матери, критерии ее наличия как предпосылку умения устанавливать близкие отношения. Но что происходит с детьми, у которых такая привязанность не формируется? Их условно можно разделить на две группы по эмоциональному знаку реагирования на рассмотренные ранее позиции: общение с матерью, ее уход, приход незнакомца.

Первая группа детей реагирует на эти события, особенно на два последних, достаточно негативно. Находясь с матерью, такие дети часто капризничают, привлекают ее внимание, стремятся в основном быть на руках, протестуют против пребывания в манеже. Уход матери также сопровождается криком, только более громким. Дети отказываются находиться в одиночестве, а незнакомых людей тем более воспринимают с явной тревогой, нередко с плачем, стремлением прижаться к матери, спрятаться за нее. В этом случае говорят о тревожно-требующей привязанности.

Дина, 10 месяцев

Мама мне часто рассказывала про мое детство. Она говорила, что мы были с ней тесно связаны. Мы были не просто близки, но были чем-то единым целым. Когда она меня покидала, я сильно плакала. А когда она уделяла внимание старшему брату – ему было 2 года, – меня тошнило. Поэтому она не могла меня оставлять ни на минуту.

Рая, 8 месяцев

К нам часто приходят гости, друзья мужа, мои друзья. Но дочурка все время ко мне прижимается, не хочет смотреть на чужих. Плачет при любом контакте с гостями. Не идет к ним на руки, не берет игрушки, даже самые интересные.

Подобная привязанность свидетельствует о том, что у ребенка сформировалось тревожное отношение к взаимодействию с другими людьми, даже с близкими. Боясь потерять их любовь, он будет постоянно требовать сохранения эмоционального контакта. Если ситуация не изменится, то впоследствии такой ребенок будет считать себя недостаточно хорошим, чтобы удовлетворить партнеров, и как следствие испытывать страх за то, что они оставят его; он станет стремиться находиться с ними всегда рядом, "цепляться" за них.

Вторая группа детей на рассмотренные три позиции эмоционально почти не реагирует. В присутствии матери дети в основном заняты игрушками, контакты с ней не стимулируют их. Такие дети практически не реагируют ни на уход матери, ни на появление незнакомых людей. В этом случае говорят об избегающей привязанности. Человек с такой привязанностью впоследствии будет уходить от близких контактов, избегать их; ему будет трудно доверять людям. Страх зависимости от окружающих сделает для него близкие отношения дискомфортными; он предпочтет держаться на расстоянии, выберет одиночество, поставит "замки́" на границе своего внутреннего мира. Конечно, во взрослой жизни у него, возможно, будут ситуации, когда он сможет приоткрываться кому-то, но потом он будет быстро уходить в себя и прерывать контакты.