Мистика

Невозможно представить себе изначальное восхождение к знанию без тайноведения, античную культуру – без мистерий, Средневековье – без гностической эзотерики (учение для посвященных). Мистика – исторически давний и разноликий феномен. Она вплетена в ткань человеческой культуры, не отторжима от нее. Мистическая духовная традиция – ценнейший пласт культуры. Среди известных мистиков Средневековья выделим святого Бонавентуру (1221–1274), одного из десяти величайших учителей церкви. Крупнейший представитель поздней схоластики, Бонавентура соединил ее со средневековой мистической традицией. По его мнению, для соединения с Богом недостаточно одного лишь напряжения разума, требуется еще и волевое деяние, работа чувства и совести, душевное стремление и интуиция. В сочинении "Путеводитель души к Богу" он излагает мистическое учение об этапах восхождения человеческой души к божеству. Три ступени ведут к приобретению высшего блага и блаженства: прозрение Бога во внешнем мире, углубление в собственный внутренний мир, воспарение к абсолюту. Дух человека последовательно поднимается от чувственности к духовности и высшему разумению, последнее выводит его за пределы собственного ограниченного бытия. При более подробном рассмотрении получается семь ступеней мистического шествия души, которые сначала, опираясь на чувство и восприятие, раскрывают в душе человека красоту, порядок и благо, вложенные Творцом в природу, затем при помощи разума и рассудка дают возможность душе соприкоснуться с чистым, простым и абсолютным бытием Бога и через очистившееся сознание созерцать бесконечное, вечно изливающееся и в единстве трех лиц совершенное благо. Помимо богословско-философских сочинений, до нас дошло много принадлежащих Бонавентуре трудов литургического содержания: проповеди, духовные стихи, псалмы и гимны.

Иоганн Экхарт (ок. 1260–1327 или 1328), немецкий мыслитель, представитель философской мистики позднего Средневековья в Западной Европе. Проповеди и трактаты Экхарта на немецком языке, как по форме, так и по философскому содержанию, далеко отстоят от норм схоластики. И. Экхарт доводит до крайнего заострения идеи христианского неоплатонизма. Главная его тема – "божество", безличный и бескачественный абсолют, стоящий за Богом в трех лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть сотворенная "искорка", единосущная Богу. Отрешаясь от своего "Я", соединяясь с Божественным Ничто, человеческая душа становится орудием вечного порождения Богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность толкования в духе пантеизма (пантеизм – религиозные и философские учения, сближающие или полностью отождествляющие Бога с природой). И. Экхарт дал импульс многовековой традиции немецкой мистики, нередко с народно-еретической окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистическая диалектика единого божественно-мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Экхарт и его ученики сыграли большую роль в становлении немецкого философского языка.

Основные проблемы средневековой философии

Переход от античного мировосприятия к христианскому включал пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека. Образ европейского человека в глубочайшей степени создан христианством. "Христианского происхождения также глубина и сложность западной души. Античность достойна всякого восхищения, но в ее великой творческой мощи и богатой жизни духа сквозит какая-то недоразвитость. Дух и душа человека христианской культуры в сравнении с ее античными собратьями богаче на одно измерение; его способность чувствовать, творчество сердца и энергия страдания – не от природной одаренности, а от общения с Христом".

Отсюда и другое – большая свобода самоопределения как в отношении добра, так и в отношении зла. Христианство дало человеку такую возможность действия, при которой, если ты добр, то делался лучше язычника, если зол – то хуже его. Умы средневековых философов занимала теодицея, т.е. религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не противоречит представлениям о Боге как абсолютном добре. Эти мыслители стремились проанализировать соотношение разума и воли. Ощутимо различие подходов сторонников Фомы Аквинского и приверженцев Августина Блаженного к проблеме соотношения веры и разума. Томисты основывались на положении, что "разум превосходит волю". Иное воззрение развивали августианцы, которые исходили из того, что воля автономна по отношению к разуму и может пренебрегать его рекомендациями. Воля, по их мнению, воплощает в себе предельную насыщенность духовной жизни, поэтому осознание волевых актов воли является "опытом самости" и затрагивает глубинные слои человеческой личности.

Сущность, по мнению средневековых мыслителей, это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств. Существование – это фактическое бытие. Существование и его скрытый смысл – это не одно и то же. Средневековые философы спорили также о природе общих понятий. Номиналисты (от лат. nomen – имя, название) считали, что всеобщие понятия, так называемые универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Реалисты придерживались противоположной точки зрения.

* * *

Средневековая философия – значительный этап в развитии европейской культуры и мировоззрения. "Средневековье, – писал Н. А. Бердяев, – можно назвать ночной эпохой всемирной истории. И это совсем не в смысле “мрака Средневековья”, выдуманного просветителями новой истории, а в более глубоком... смысле слова" . Эта эпоха была поиском духовности. Не случайно понятие высшего блага стало основой средневековой этики. Августин Блаженный создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное происхождение в христианской церкви. Его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие.