Миссия и цели

Выработка миссии и соответствующих целей - важнейшая составная часть стратегического управления любой организации. Миссия - это четко выраженная наиболее общая цель деятельности организации, в которой определяется, для чего существует организация, какую потребность она удовлетворяет, кто основные потребители, в чем заключается основная философия организации и каковы ее основные принципы. Миссия дает ответы на следующие основные вопросы:

1. Для чего существует организация (причина ее существования), какая продукция производится и какую потребность удовлетворяет организация?

2. Кто основные потребители и каково отношение к ним?

3. В чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками?

4. Каковы основные принципы деятельности организации?

Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации. Цели определяют критерии развития, которые дают основание для оценки развития.

Цели - конечные и промежуточные будущие состояния объекта управления, достижение которых обеспечивают выполнение миссии и реализацию стратегии в целом.

Охота и стратегический менеджмент

Муж Берты старался сделать так, чтобы охота, которую одни считали дикостью, а другие - традиционным развлечением, кое-чему учила людей. Когда приезжал человек неопытный, но богатый, он уводил его на какой-нибудь пустырь и ставил на камень жестяную банку из-под пива.

Потом отходил на пятьдесят метров и первым же выстрелом сбивал жестянку.

- Я лучший стрелок в здешних краях, - говорил он. - И тебя научу стрелять так, как стреляю я.

Ставил банку на прежнее место, возвращался на огневой рубеж, вытаскивал из кармана платок и просил завязать себе глаза. Затем прицеливался и снова стрелял.

- Попал? - спрашивал он, снимая повязку.

- Разумеется, промазал, - отвечал новоприбывший охотник, радуясь, что можно унизить горделивого егеря. - Пуля прошла далеко от цели. Плохо верится, что твои уроки мне пригодятся.

- Я только что преподал тебе самый важный в жизни урок, - говорил на это муж Берты. - Всякий раз, когда захочешь достичь чего-нибудь, гляди в оба, соберись и постарайся точно понять, чего тебе нужно. Нельзя стремиться к цели с закрытыми глазами.

Характеристики цели:

1. Измеримость: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже о ложной цели.

2. Ориентация во времени: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, это то же самое, что ее отсутствие.

3. Достижимость: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников.

4. Взаимная поддержка: следует стремиться к тому, чтобы разные цели дополняли друг друга и "работали" друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

Четко сформулированная миссия достаточно широко используется в управленческой практике как коммерческих, так и государственных организаций. В российской практике, особенно в государственных организациях, этот управленческий прием пока еще используется не в полной мере.

Формирование стратегических целей

В компании Симплекс Логистике (транспортно-логистическая компания, действующая на российском рынке) разрабатывался стратегический план развития. Помимо финансовых показателей (объем перевозок, маржинальная прибыль, чистая прибыль), а также показателей, характеризующих развитие персонала (динамика числа работающих, их обучение), на первое место вышла характеристика продукта, предлагаемого клиентам.

Дело в том, что компания действует на рынке с очень интенсивной конкуренцией: помимо нее на рынке функционирует много логистических провайдеров, в том числе и мировые лидеры, обладатели мощных брендов - DHL, DB Schenker, DSV и др. Многие клиенты, стремясь минимизировать риски, обращаются к крупным широко известным компаниям. При этом сама природа транспортно-логистического обслуживания не позволяет настолько дифференцировать предлагаемую услугу, чтобы она сильно отличалась от других.

С другой стороны, крупные логистические компании обычно работают по строгим технологическим схемам, что имеет как достоинства, так и недостатки. Менять технологическую схему для того, чтобы подстроиться под клиента, для крупных компаний не всегда выгодно. Учитывая это, Симплекс Логистике определила для себя основной задачей индивидуальный подход к каждому клиенту. В этих условиях компания сделала упор на высокое качество обслуживания, на гибкость и на предоставление сопутствующих услуг. Высокое качество обслуживания предполагает наличие персонального менеджера у каждого клиента, внимательное отношение ко всем просьбам, оперативное реагирование на запросы, клиентоориентированное поведение.

Для тех компаний, которые впервые выходят на российский рынок, предоставляются дополнительные услуги не только по перевозке, хранению и таможенной очистке грузов, но даже юридические услуги, поиск офисных помещений, подбор персонала. Все эти услуги предоставляются с участием стратегических партнеров Симплекс Логистике, однако для компании, вновь выходящей на российский рынок, Симплекс Логистике является генеральным (основным) координатором всех этих работ.

Именно высокое качество обслуживания, конкурентоспособные тарифы и цены, поиск оптимальных схем перемещения грузов и дополнительное сопровождающее обслуживание клиентов сделали Симплекс Логистике высококонкурентной и динамично развивающейся компанией на рынке логистических услуг.