Лекция 10. МИР ЦЕННОСТЕЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

что такое жизненные и практические установки;

• что такое ценность;

• типологию ценностей;

уметь

• различать теоретическую и нормативную этику;

владеть

• навыками истолкования различных ценностных ориентаций.

...животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

Александр Пушкин

Жизненные и практические установки

Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание надстраивать на царство сущего (существующего) царство должного, т.е. того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей.

Ценность – это, повторимся, жизненная и практическая установка людей, то, что для них свято. Под ценностью подразумевается то, что превыше всего и к чему можно и должно стремиться, относиться с уважением, признанием, почитанием. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разных оценок. То, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или совсем никакой. Однако в любом случае ценности надлежит искать во всех ситуациях и в поведении личности.

Этика помогает пробуждению оценивающего сознания. В жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. Сегодня человек ослеплен сиюминутным, преходящим. Он вечно спешит. Нравственному человеку, напротив, доступно понимание вечных ценностей. Он – мудрец, с тонким вкусом, нежным органом – для восприятия ценностей жизни.

Этика как область философского знания не может существовать без признания вечных идеалов. Если нет истины, добра и красоты как общепризнанных критериев, то нет и нравственности. "Разве мало видим в истории примеров, – писал русский правовед и философ К. Д. Кавелин, – когда созданное неправдою, обманом и ложью рассыпалось как карточный домик"[1]. К. Д. Кавелин полагал, что философия должна стать наукой о человеческой душе, не заниматься абстрактными общими понятиями, а стремиться к конкретному знанию индивидуальной души. Он ставил своей целью углубление христианской этики, привлекая психологию к объяснению нравственного и духовного мира человека. Нравственное поведение рождается тогда, когда человек сознательно подчиняет себя неким моральным абсолютам.

Что заставляет людей выбирать те или иные одухотворяющие идеалы в качестве ориентиров своего поведения? Философы полагают, что ценности вырастают из веры. Человек не может жить без веры, ибо он не просто существо, руководимое инстинктом, не просто вместилище рассудка. Вера наполняет сокровенные глубины человека, она движет им. В вере человек черпает свои жизненные силы. Без них не может быть ни осмысления истоков человеческого бытия, ни постижения грядущего.

Другой взгляд на этику, мораль излагали представители философии эпохи Просвещения. Они полагали, что моральные установки формируются благодаря разумности. Человек, используя присущий ему дар мыслителя, отбирает для себя такие святыни, которые строятся на основе непреложной строгой логики. Нравственное поведение, следовательно, непременно учитывает доводы рассудка, который, в свою очередь, обращается к истинам науки. Французские материалисты XVIII в. выводили нравственность из эгоизма. По этой теории в человеке нет и не может быть другого побуждения, кроме эгоизма. Если мы делаем добро другим, то это происходит единственно для собственной нашей выгоды. Добродетель, таким образом, – не что иное, как верный расчет.

Однако в доказательство своей теории они приводили только общие фразы о пользе взаимных услуг и не хотели видеть, что в человеческой жизни расчет добродетели бывает весьма часто неверен. Жертвуя своим добром для другого, человек, несомненно, лишает себя некоторых удовольствий, но приобретает ли он что- нибудь взамен? Комментируя эту мысль, Б. Н. Чичерин утверждает: когда человек подает милостыню нищему, можно сказать, что шансы на получение услуги по стороны последнего ничтожны, равны нулю[2]. По мнению Чичерина, в среде, где господствует эгоизм, то, что мы с нравственной точки зрения называем добродетелью, будет самым плохим расчетом, следовательно, величайшим пороком. Будучи абсолютным, нравственный закон не только определяет частные отношения различных лиц, он связывает все бесчисленное множество разумных существ, настоящих, прошедших и будущих, в одно мировое целое.

Как уже говорилось ранее, Ницше впервые высказал догадку, что многие люди не имеют никакого нравственного чувства от рождения. Такого рода представления стали в XX в. популярными. В. С. Соловьев полагал, в отличие от Ницше, что нравственность есть прирожденное человеческое свойство, отличающее его от животных. А. Швейцер видел истоки нравственности в кристаллизации исторического опыта человечества.