Лекция I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ

Очевидно, что отношения между политической системой, политическими институтами и сферой общественно-политической мысли складываются в тесном взаимодействии друг с другом, испытывая взаимное влияние. Уже в силу этого факта изучение мира политического, власти и государства как ключевых его составляющих не может основываться на одних только фактах, поскольку конкретные факты приобретают значимость лишь в той мере, в какой их можно соотносить с целым, обеспечивающим теоретически обоснованный контекст для их интерпретации. Поэтому главное внимание в данном разделе концентрируется на общей характеристике теоретических аспектов мира политического.

Что такое политическая теория

Термины "политика", "политическое" восходят к древнегреческому слову polis (город-государство) и производным от него politea (конституция), politicos (гражданин, государственный деятель). Считается, что само понятие "теория" (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) впервые было введено в древнегреческой философии орфиками и означало объяснение причинно-следственных связей в его религиозном, мифологическом и философском выражении.

При этом немаловажное значение для трактовки этих терминов играл тот факт, что в античном мире, равно как и в Средневековье, общество, т.е. совместная жизнь людей во всех ее формах и проявлениях, мыслилось как нераздельное целое с государством. Вся практическая жизнь людей, их духовное самоощущение и миросозерцание характеризовались целостностью и нерасчлененностью. Эту идею с полной определенностью сформулировал Аристотель. Он утверждал, что государство предшествует обществу, а человека невозможно представить вне государства. Поэтому в его представлении более важным является благо не отдельно взятого человека, а государства.

Такое положение, несомненно, не предполагало социальной гармонии, отсутствия в жизни общества противоречий и конфликтов. Но господствовал дух единения государственного и общественного начал, подчинения интересов индивида благу общества. Не было разделения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между властью и законом. Создание, толкование и исполнение закона входило в прерогативы самого государства.

По большому счету, именно такой подход занимал господствующее положение в течение всего периода Античности, а также на протяжении всего Средневековья. Поэтому в трактовке общества, равно как и природы, определяющую роль играла единая философия. Теория во всех ее проявлениях не выделялась из философии как самостоятельная сущность. Более того, и в Античности, и в Средневековье не могло быть даже попыток разграничения теории и философии.

Для правильного понимания данной проблемы необходимо подчеркнуть, что политическая теория, как и любая другая, является рефлексией реально существующих материй или феноменов. Соответственно, ее следует рассматривать как результат рефлексии мира политического. Поэтому без преувеличения можно утверждать, что политическая теория в современном ее понимании возникла в процессе диверсификации научных дисциплин, их вычленения из единой философии.

Иначе говоря, политическая теория является историческим феноменом, сформировавшимся на определенном этапе исторического развития западных народов.

По своему определению политическая теория в собственном смысле слова призвана объяснить системные и структурные характеристики мира политического, его предназначение, место и роль в жизни людей. Соответственно, она могла возникнуть и возникла лишь в процессе и результате дуализации, т.е разграничения гражданского общества и государства, а в широком смысле – общества и мира политического, на две самостоятельные, но теснейшим образам взаимосвязанные сферы жизни людей.

Такая дуализация произошла с переходом народов Западной Европы от Средневековья к Новому времени и формированием капиталистической цивилизации с такими ее ключевыми составляющими, как рыночная экономика, гражданское общество и политическая демократия, или правовое государство.

Именно на этой основе, метафорически говоря, из единой философии вышли политическая наука, политическая философия и социология. На пересечении этих дисциплин сформировалась политическая теория в собственном смысле этого понятия. Политическая теория, те или иные элементы которой коренились в философии, отпочковалась от нее и начала самостоятельное существование.

Теория имеет своим основанием мысль, отличную от практики или действия. Но не всякую мысль можно считать теорией. Как отмечал Г. В. (Б. Гегель, все, что нами мыслится, является продуктом мышления. Однако, продолжал он, "мысль есть еще нечто формальное; понятие есть уже более определенная мысль; наконец, идея есть мысль в ее целостности и ее в себе и для себя сущем определении"[1].

Понятие "идея" занимало ключевое место в ряде философских систем Античности. В частности, Платон рассматривал эфемерный и изменчивый, по его мнению, мир как своего рода эманацию невидимого и неизменного мира идей. Постепенно такое понимание потеряло свой первоначальный, платоновский, смысл, приняв общее значение представления, мысли, постулата. В наше время под политической идеей подразумевается любое политически значимое мнение, утверждение, убеждение, тезис и т.д.

С теми или иными оговорками можно утверждать, что комплекс нескольких идей составляет политическую теорию. Она представляет собой целостную систему, различные компоненты которой ранжированы в тесной взаимосвязи друг с другом на основе логического структурирования. В широком смысле это понятие включает комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью истолкование и объяснение тех или иных явлений и процессов в мире политического.

Политическую теорию можно рассматривать как средство выявления и объяснения условий, факторов, причин, процессов политической самоорганизации, организации и дезорганизации, институционализации и деинституционализации политических феноменов, таких как государство, власть, партии, политические системы, режимы, объединения и т.д.

Общество, сообщество, коллектив не могут формулировать теории. Их создают отдельно взятые личности – но при этом обобщая накопленный обществом, коллективом социокультурный, политико-культурный, интеллектуальный опыт. Формирование отдельных "кирпичиков" теории и конструирование самой теории – познавательный процесс. Как отмечал крупный американский политолог, один из отцов-основателей реалистической школы в политологии и геополитике Г. Моргентау, "теория должна удовлетворять двум требованиям: эмпирическому и логическому. Соответствуют ли реальные факты их теоретической интерпретации, и вытекают ли те заключения, к которым приходит теория, из ее первоначальных посылок? Короче говоря, согласуется ли теория с фактами и является ли она последовательной?"[2]

Понятие "теория" используется и в более строгом смысле, подразумевая наиболее развитую форму организации научного знания, призванную дать более или менее целостное представление о конкретных сферах или аспектах природы либо общественной жизни.

Как писал Дж. Тернер, "теоретизирование можно отнести к числу средств, с помощью которых мыслительная деятельность, известная как “наука”, реализует три основные цели: 1) классифицировать и организовывать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе; 2) объяснять причины происшедших событий и предсказывать, когда, где и как будут происходить события будущие; 3) предлагать интуитивно привлекательное здравое “понимание” того, почему и как должны происходить события"[3].