Мировое правительство

Специализированные организации ООН могли бы разработать целостную экономическую политику для мирового сообщества и при делегировании соответствующих полномочий выполнять роль "всемирных министерств". В частности, роль всемирного правительства мог бы выполнять Совет Безопасности ООН, роль всемирного парламента - Генеральная Ассамблея ООН. Мировыми отраслевыми министерствами могли бы стать: всемирным министерством финансов - МВФ; всемирным министерством торговли - ВТО; всемирным министерством промышленного развития - ЮНКТАД и ПРООН; всемирным министерством труда - МОТ; всемирным министерством здравоохранения - ВОЗ; всемирным министерством экономического и социального развития - ЭКОСОС и т.д. Эти международные организации ООН в ходе своей полувековой деятельности накопили огромный опыт, имеют талантливых сотрудников, привлекают к своей работе блестящих ученых и специалистов во всех странах мира. Они готовят и издают доклады высокого профессионального уровня как по отдельным крупным проблемам, так и в плане странового (и межстранового) анализа, который малодоступен даже очень крупным странам мира (что выявляется при сравнительном анализе).

Однако серьезная проблема заключается в том, что многочисленные фундаментальные исследования, разработки, ведущиеся и публикующиеся ООН, серьезные рекомендации, вытекающие из них, не принимаются в расчет национальными правительствами и остаются в большинстве случаев лишь достоянием узкого круга ученых-экономистов в ряде стран мира. Это особенно печально в наше время, когда цивилизация вплотную подошла к ситуации, когда глобальные проблемы грозят со дня на день вырваться из ящика Пандоры. Эти проблемы могут уничтожить Землю с ее обитателями, предающимися иллюзорным мечтаниям, бесконечным дискуссиям, в то время как требуются конкретные решения (например, в области мирового продовольственного кризиса, прекращения вырубки лесов, существенного снижения объемов выбросов загрязнителей в воздух, почву, реки, моря и океаны и др.).

Нельзя не сказать, однако, и о реальных опасениях о возможном исчезновении национальных суверенитетов в пользу крупных государств и их ТНК, которые усиливают давление на огромное число бедных стран. Это соображение, безусловно, имеет свои основания, но ясно и то, что механизмы наднационального регулирования необходимо создавать, а существующие - укреплять.

Однако не следует полагать, что мировая экономика вообще и мировой рынок в частности действуют без руля и ветрил. Элементы саморегулирования и "самонастройки" на мировой экономической сцене действуют хотя бы потому, что на мировом уровне обмена товарами, услугами, финансовыми потоками и информацией всегда действовали pi действуют законы рынка (спрос - предложение) независимо от того, где и в какой стране они произведены первоначально. Переступая национальные границы, любой товар или услуга подчиняются требованиям, действующим на мировом рынке, поскольку при ином подходе товар не вышел бы за пределы национальных границ и не стал бы предметом купли-продажи, формирующей его интернациональные стоимости.

Это положение одновременно означает, что главную роль на мировом рынке объективно играют те страны, которые направляют сюда крупные потоки товаров и услуг, что оказывает такое же влияние, как и территориальное расширение рынка, особенно если речь идет о видовом многообразии товаров (и услуг), ориентирующем целые группы населения на их потребление. Поэтому в странах - потребителях товаров иностранного происхождения постепенно возрастает влияние элементов экономической политики стран происхождения импортируемых товаров (и услуг), которые встраиваются в национальные программы развития. В этом же направлении действуют и влиятельные международные финансово-экономические институты, регулирующие финансовые потоки. Все это создает общий фон для довольно сильного (хотя и косвенного) регулирующего влияния крупных экономических держав на мировой экономический процесс.

С одной стороны, этот процесс объективен в условиях, когда в мире не существует легитимных властных наднациональных структур, в компетенцию которых входила бы ответственность за состояние мировой экономики. В этом же направлении действуют и процессы глобализации, стимулируя создание единого всемирного центра финансово-экономического регулирования. Но с другой стороны, влияние отдельных мощных стран необычайно опасно в силу неизбежного субъективного подхода. Разработчики экономической теории из этих стран слишком часто забывают о том, что их процветание - результат многовекового эволюционного развития и стечения целого ряда благополучных обстоятельств - экономических, политических, географических и природно-климатических факторов в определенных исторических параметрах. Они склонны упрощать ситуацию в реформируемых экономиках, не принимать в расчет разницу между странами. Рекомендованные ими субъективные по методам и подходам и кардинальные по масштабам преобразования вызывали (и вызывают) их отторжение со стороны большинства населения. Таким воздействием, на наш взгляд, объясняется процесс экономического отката назад в постсоциалистических странах, происшедший в 1990-е гг., когда некоторые из них из разряда индустриальных стран превратились в типичные развивающиеся страны с бедным населением, коррумпированной властью и весьма неопределенным будущим.