Лекция 9. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. МЕСТО РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В результате изучения главы 9 студент должен:

знать

• сходство и различие социально-философского и социологического подходов к исследованию социального развития;

• специфику социально-философского и социологического осмысления феномена глобализации, глобальных проблем современности и концепции устойчивого развития общества;

• взаимосвязь и различие современных подходов к исследованию проблемы социальной гармонии в постнеклассической философии и науке;

• основные показатели, определяющие место России в современном мире;

уметь

• применять философскую и социологическую методологию к осмыслению социального развития, процесса глобализации, формирования глобальных проблем современности, концепции устойчивого развития;

• показывать чем именно отличается современное понимание социальной гармонии в рамках философии и научной постнеклассики;

• анализировать имеющиеся данные характеризующие место России в современном мире;

владеть

• навыками проведения методологического и научного осмысления всего комплекса проблем, отмеченных в главе, начиная от социального движения и развития, становления и дальнейшего формирования глобалистики и глобальных проблем современности, исследования социальной гармонии и кончая положением России в современном мире.

Социальное развитие (социально-философский и социологический анализ)

Понятия "социальные изменения" и "социальное движение", их неравномерность и противоречивость

Современный мир стремительно меняется. При этом возрастает скорость и глубина происходящих изменений, их воздействие на жизнь общества. Это актуализирует исследование проблематики социальной динамики в рамках предметного поля социологической науки. Важнейшей категорией, характеризующей динамические процессы в обществе, является понятие "социальные изменения". Данная категория охватывает не любые изменения, происходящие в обществе, а только те, которые относятся к состоянию социальной системы в целом, либо составляющих ее элементов – социальных институтов, групп, организаций и сообществ в тот или иной момент времени.

Таким образом, категория "социальные изменения" характеризует количественные и качественные преобразования социального объекта, произошедшие за определенный промежуток времени.

Исследования социальных изменений в социологии имеют свои традиции. Социальная динамика была одним из направлений социологического анализа О. Конта. Идеи эволюционного развития общества развивал Г. Спенсер. Динамика социального развития находилась в центре внимания марксистской концепции последовательной смены общественных формаций.

В социологической науке социальные изменения рассматриваются исходя из их многообразия. В зависимости от охватываемого преобразованиями объема социальной реальности они бывают социетальными, распространяющимися на все или почти все общество, или частичными, затрагивающими его отдельные сегменты; в соответствии с временным критерием выделяют краткосрочные и долгосрочные социальные изменения; они могут осуществляться внезапно, революционно, а могут протекать постепенно в форме эволюционного развития. Наконец, социальные изменения осуществляются на различных уровнях социальной реальности: на макроуровне они охватывают все человечество в целом, на мезоуровне – отдельные государства, региональные блоки и союзы и на микроуровне – семью, малые социальные группы и ассоциации.

Изменениям подвергаются все элементы социальных систем. В зависимости от того, какие из элементов затрагиваются происходящими преобразованиями, выделяют несколько видов социальных изменений.

1) Структурные социальные изменения рассматриваются как изменения существующих и формирование новых социальных структур (социальных институтов, общностей и групп).

2) Процессуальные социальные изменения происходят в сфере взаимодействия между элементами социальной системы (отношения солидарности, конфликта, напряженности, подчинения и др.).

3) Функциональные изменения характеризуются трансформацией существующих и возникновением новых функций социальных структур.

4) Мотивационные социальные изменения относятся к изменениям в мотивационной сфере социальной деятельности, включающей мотивы, ценности, идеалы[1].

Социальные изменения являются результатом действия совокупности различных факторов, которые формируются в конкретном обществе и оказывают влияние на сущность, интенсивность, глубину и направленность преобразований. Проблема объяснения природы социальных изменений на протяжении более сотни лет является актуальной для социологической науки.

П. Сорокин все факторы социальных изменений разделил на внутренние, имманентные данной системе, и внешние. При этом именно внутренние факторы, определяемые самой системой, но мнению социолога, являются детерминирующими изменениями, внешние же факторы могут лишь ускорять или замедлять внутрисистемные процессы[2].

Э. Гидденс к основным факторам, вызывающим изменения в социальных системах и оказывающим постоянное воздействие на социальные структуры и процессы, относит влияние окружающей среды, политическую организацию и культурное воздействие.

Социолог обращает внимание на то, что образ жизни отдельных народов в большинстве случаев зависит от физических, прежде всего природно-климатических, условий местности, на которой они проживают, хотя это влияние не следует переоценивать. Другим фактором, оказывающим заметное воздействие на социальные изменения, является тип политической организации, причем в процессе исторического развития влияние этого фактора на общество возрастает. Фактор культуры, по мнению Гидденса, проявляется через влияние религии, существующих в обществе систем коммуникации, а также роли личности в истории[3].

Масштабные трансформации, проходящие в современном мире, акцентируют внимание исследователей на проблеме изучения причин, их обусловливающих. Не умаляя значимости указанных выше факторов, социологи обращают внимание на экономические факторы, в том числе связанные с развитием науки и новых технологий. При этом научно-технический прогресс не только является механизмом экономического влияния, но и оказывает воздействие на политическую и культурную сферу жизни общества (испытывая в свою очередь и обратное влияние)[4].

Среди причин, вызывающих изменения в обществе, также выделяют демографические, связанные с резкими колебаниями численности населения, кризисами и революциями, идеологические, социально-психологические и др.

Особое место в социологической науке занимает вопрос о движущей силе социальных изменений. Исследователи признают, что одним из самых важных субъектов изменений в обществе являются социальные движения, как специфический тип коллективного поведения. П. Штомпка, характеризуя особенности социальных движений, отмечает наличие у них определенной цели, направленной на осуществление тех или иных социальных преобразований, и их неформализованный или неинституционализированный характер[5]. Это означает, что социальные движения не относятся ни к числу социальных институтов, ни к числу организаций. Они не являются формальными образованиями с жесткой структурой и четко определенными статусами и ролями. Хотя в процессе своего развития они могут институционализироваться, превращаться в организации или включать их в свой состав. Главное в деятельности социального движения – осуществление и поддержание социальных изменений либо, наоборот, стремление воспрепятствовать их осуществлению.

Таким образом, социальное движение можно определить как совокупность массовых коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений и процессов или противодействие им.

В настоящее время в мире действует множество различных социальных движений: политических, национальных, религиозных, молодежных, экологических, антивоенных, антиглобалистских и т.д. Их численность и роль в жизни современного общества неуклонно возрастает. Это связано, прежде всего, с формированием благоприятных условий для их деятельности. К таким условиям, к примеру, П. Штомпка относит процессы урбанизации, приведшие к концентрации людей на относительно небольшой территории, что облегчает агрегацию и артикуляцию общих идей и настроений. Этому же способствует процесс индустриализации, собравший на заводах и в рабочих поселках или на заводских окраинах массы рабочих, объединенных общими проблемами и интересами и способных на согласованные действия. Массовый характер получения образования, с одной стороны, сконцентрировал наиболее активные слои населения учащихся и студентов, с другой – способствовал повышению образовательного уровня населения, что позволяет разбираться в вопросах политической жизни. Современные технологии, прежде всего, СМИ и коммуникации способны быстро установить необходимые контакты, распространить соответствующие идеи и спланировать совместные действия. Наконец, формированию благоприятных условий для развития социальных движений способствуют рост числа недовольных условиями жизни, распространение активистской идеологии, делающей акцент на субъективных возможностях человека добиваться прогрессивных изменений, а также развитие демократии и высвобождение доли свободного времени, связанное с изменением эксплуатационной составляющей трудовой деятельности[6].

Многообразие и многоплановость социальных движений приводит к различным подходам к их типологизации.

П. Штомпка предлагает деление социальных движений на "старые" и "новые". "Старые" движения, распространенные в XIX в., в большей степени представляли экономические и политические интересы различных элементов социальной структуры: классов, сословий, профессиональных сообществ, были достаточно организованы и легко институционализировались, преобразовываясь в партии или профсоюзы. "Новые" социальные движения, формирующиеся в XX в., и особенно начиная со второй его половины, объединяют людей, обладающих различным социальным статусом, для достижения какой-либо социально значимой цели. К таким движениям исследователь относит экологическое, феминистское, движение против распространения атомного оружия, движение за права человека и т.п. Особо социолог выделяет появившиеся на рубеже XX–XXI вв. антиглобалистские движения, которые, по его мнению, объединяют черты старых и новых движений, а именно сочетают экономическую и антикапи- талистическую направленность со смешанным составом участников[7].

Одним из вариантов типологизации социальных движений, распространенных в современной социологии, является их разделение на общие и специфические (E. М. Бабосов).

К первой группе относятся движения (молодежное, женское, рабочее, движение в защиту мира и т.п.), главной чертой которых является стремление изменить существующие в обществе ценности, кроме этого их деятельность может охватывать различные сферы человеческой жизни. Во вторую группу включают специфические социальные движения (политические, экспрессивные, революционные, реформистские, оппозиционные, национально-освободительные, экологические), отличающиеся наличием четко определенной цели, которую они стремятся достигнуть с помощью активных действий[8]. Очень часто именно данные движения институционализируются и приобретают организационное оформление. К политическим относятся разнообразные социальные движения, деятельность которых направлена на завоевание, поддержку или свержение политической власти или политического режима, реализацию политических требований определенных социальных групп, слоев, классов. Они могут ограничиваться одной страной, а могут выходить на международный уровень, могут придерживаться разной идеологии и использовать различную стратегию и тактику действий.

Революционные движения направлены на радикальное изменение существующей социальной системы и формирование нового социального порядка. В отличие от них реформистские движения считают необходимым изменить социальную действительность посредством проведения реформ, причем их деятельность может ограничиваться стремлением изменить не всю социальную систему, а лишь ее некоторые элементы. Реформистские движения, как правило, распространены в обществах с развитыми демократическими традициями.

Главной целью участников экспрессивных движений является не преобразование несовершенной, по их мнению жизни, а изменение своего отношения к существующим порядкам, получение эмоционального облегчения, уход от реальности. В современном обществе к таким движениям относятся молодежные группы, создающие свою особую субкультуру (хиппи, рокеры и др.), религиозные движения.

Оппозиционные движения состоят из групп людей, недовольных результатами преобразований, совершенными посредством революций или реформ.

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Неравномерность проявляется в том, что изменения в жизни общества происходят с разными темпами и имеют различную направленность и качественную составляющую. Например, в настоящее время, когда наиболее развитые страны мира вступили в эпоху постиндустриальной цивилизации, в джунглях Амазонки, в Африке, Австралии и некоторых других отдаленных уголках планеты до сих пор сохраняются племена, находящиеся на первобытном уровне развития. К неравномерным социальным изменениям можно отнести процессы модернизации, которые в каждом регионе имеют свои особенности и темпы осуществления. Последние зачастую зависят от культурных особенностей того или иного общества или особенностей его социальной структуры.

Даже в пределах одного государства социальные изменения могут иметь определенные территориальные различия. В больших мегаполисах, к примеру, преобразования происходят гораздо быстрее и легче, чем в провинциальных городках или сельской местности.

Противоречивость социальных изменений обусловлена неоднозначностью их результатов. Так, следствием научно-технического прогресса является нс только улучшение качества жизни человека, но и возникновение глобальных проблем, представляющих опасность для самого существования человеческой цивилизации.

Одни и те же изменения в жизни социума могут по-разному восприниматься различными социальными группами. Разнонаправленность их интересов приводит к тому, что достижение целей одной социальной группы может вступить в противоречие с интересами другой и привести к конфронтации между ними.