Мировая экономическая политика и проблема наднационального регулирования

Понятие "экономическая политика" имеет отношение к национальным государствам, правительствам, его применяют также и в отношении тесно интегрированных в союз государств, например стран ЕС. В меньшей мере можно говорить о совместной политике ведущих стран мира ("Большой восьмерки"), хотя в определенные периоды ежегодные встречи лидеров, которые обсуждали исключительно мировые экономические проблемы и подходы к ним, оказывали определенное влияние в области международных экономических отношений. В частности, в период глобального кризиса встречи лидеров в рамках Группы-7, Группы-8 и Группы-20 имели определенный позитивный характер.

В наибольшей степени координируется внешнеэкономическая стратегия ЕС, который имеет фактически и международный парламент, и союзное правительство в Брюсселе (ЕК). Значительное воздействие на мировую экономику оказывает целый ряд наднациональных институтов финансово-экономического профиля, таких как ВТО, МБРР или система ВБ, МВФ, Банк Международных расчетов (БМР), Швейцария. Все они если и не разрабатывают мировую экономическую политику, тем не менее проводят определенную линию в вопросах координации глобальной финансовой политики и, вполне естественно, ориентируются на наиболее масштабные национальные банковские системы (ФРС, Банк Японии, Банк Англии).

Национальные лидеры сходятся в формулировании основных целей и задач экономической политики, которые в своей основе состоят в следующем:

o обеспечение непрерывного экономического роста экономики;

o достижение полной занятости, исключающей высокий уровень безработицы;

o достижение экономической эффективности и производительности труда, что позволяет успешно конкурировать на мировых рынках;

o сохранение стабильного уровня цен;

o обеспечение социальной стабильности через политику перераспределения доходов; сохранение способности стран содержать больных и престарелых, оказывать помощь многодетным семьям, финансировать больницы, школы, учебные заведения и т.д.

o обеспечить сбалансированные торговый и платежный балансы, что предполагает проведение разумной и рациональной экономической политики.

Расхождения в позициях лидеров разных стран на международных форумах возникают, как только затрагиваются вопросы, связанные с методами и реализацией перечисленных основных задач в сфере национальной экономической политики. Дело в том, что подходы и методы часто выходят за пределы государства, особенно когда речь идет о крупных экономически странах.

Многие участники дискуссий ищут виновников собственных проблем вне пределов своих государств и, что особенно тревожно, связывают успехи или неудачи своих стран и правительств с международной политикой или участием других государств в решении проблем бедных стран, не отдавая себе отчета в том, что финансовые средства, которых они добиваются в качестве помощи, - это не сокровища, найденные счастливчиками, а деньги налогоплательщиков конкретных стран, заработанные их производительным трудом.

Тревожно и то, что, увлеченные сложностью национальных экономических проблем, многие правительства "забывают" о нарастающих угрозах со стороны глобальных проблем: опасности возможного краха международнофинансовой системы; неравномерности экономического роста по регионам планеты; неравенства в распределении доходов; расползания видов оружия по странам и регионам; интенсификации локальных военных конфликтов; голода и болезней; экологических катастроф и др.