Министерский период

В начале XIX в. недрах коллежской системы зародилась новая система управления – министерская. Были созданы министерства с единолично управляющими министрами. Министры назначались самим императором и несли ответственность только перед ним. Министры были единоличными исполнителями воли царя, поэтому данный период называют еще "исполнительным".

Принятый 28 января 1811 г. законодательный акт "Общее учреждение министерств" ввел единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов до их архивного хранения. Изменения в системе управления и делопроизводстве привели и к изменениям формы документа. Унификация документных средств начинает приобретать более четкие формы: появляются различные инструктивные материалы, описывающие некоторые виды документов и элементы, их составляющие (реквизиты).

В делопроизводстве министерств в процесс документирования вводятся бланки, появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов.

Обособленное место занимает заголовок к тексту документа, который располагается непосредственно под реквизитами бланка (так же, как и в современных документах). Появляется ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита "Ссылка на дату и номер поступившего документа"), Приобретает устойчивый вид и реквизит "Адресат". Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы (визы) на документе предусматривают должности лица, подписавшего документ, и его личную подпись.

Большое значение в этот период имели так называемые письмовники – сборники образцов документов. Цель издания сборников – дать полное руководство о порядке производства дел в присутственных местах с приложением форм документов.

Наряду с формальными сторонами документов письмовники отражают лингвистические аспекты документной коммуникации. Например, в письмовниках рассматриваются следующие лингвистические особенности документов:

• жанрово-видовые группы документов;

• лексический состав документных текстов;

• композиция текстов документов разных видов;

• различия между устными и письменными формами делового общения;

• наиболее устойчивые сокращения;

• этические принципы деловой коммуникации;

• словники деловой лексики и др.

Если учения М. В. Ломоносова о "трех штилях" (XVIII в.), а также реформаторские произведения Н. М. Карамзина создали теоретическую основу системного подхода к изучению развития языка в административно-деловой сфере, то в XIX в. появляются новые научные исследования в области русского делового письма (М. Л. Магницкий, Н . В. Варадинов). Описывая внутренние свойства документов, авторы уделяют особое внимание "слогу", т.е. стилю написания. В этот период активно формируются характерные черты канцелярского (официально-делового) стиля: формально-логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие, языковые клише. Особое внимание уделяется составлению текста документа, а также орфографии, принятой в деловых бумагах. Формируется новый порядок изложения дела в форме краткой записи, изложения только самого главного, только существа вопроса.

В последней трети XIX в. в гражданских учреждениях начинают использовать пишущие машинки. Их появление было поистине революционным шагом в документировании. Оно ускорило процесс создания документа, позволило изготавливать копии документов. Кроме того, за счет использования машинописного текста сократился объем документов, поскольку документы приобрели более компактную форму.

Обратите внимание

В министерский период развития делопроизводства окончательно формируется стиль языка, который в дальнейшем назовут официальноделовым; совершенствуется состав реквизитов, расположение которых становится практически таким же, как и в современных документах; уделяется особое внимание грамотности и стилю написания деловой бумаги или документа.

Советский и постсоветский период

XIX в. оставил богатое документное наследие XX в., четкие принципы документной деятельности, лингвистические основы официально-делового стиля речи.

После реформы русского правописания, проведенной в 1918 г., выяснилось, что документные тексты приобретают новую лингвистическую форму. Поэтому возникла задача стандартизации и унификации новых видов документов. Эту задачу выполнял Государственный институт техники управления (ИТУ), созданный в 1926 г. Институтом были разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, протоколов и т.д. Однако единых и типовых правил для всех учреждений в это время не существовало. ИТУ ликвидировали в 1932 г.

В послеоктябрьский период, наряду со ставшими уже традиционными нормативно-методическими пособиями документоведческого характера, стали появляться первые лингвистические исследования деловой письменной речи. Первоначально они носили прикладной характер.

Окончательно прикладное направление документной лингвистики сформировалось в 1970-х гг. В связи с механизацией, а затем автоматизацией и компьютеризацией процессов документирования и документооборота потребовалось углубленное изучение документа, приведение его к единообразию и установление единого порядка работы с ним.

В конце XX – начале XXI в. в практику делопроизводства активно внедряются ГОСТы, а в учебные планы по подготовке документоведов включается дисциплина под названием "Документная лингвистика", программа которой содержала вопросы, касающиеся языкового оформления документов.

В настоящее время дисциплина "Документная лингвистика" – это раздел прикладной стилистики, изучающий текст документа, автором которого является коллективный субъект или юридическое лицо. Главной задачей документной лингвистики является разработка методов унификации текстов служебных документов. Кроме того, возникает необходимость в создании учебников и справочников по грамматике и правописанию для служащих, составляющих документы.

Официально-деловой стиль языка продолжает изучаться функциональной стилистикой и начинает делиться в исследованиях ряда авторов на три вида: язык дипломатии, язык законов, язык канцелярских и технических документов. В дальнейшем, с приходом технической революции, возникает необходимость разграничить две сферы общественной практики: административно-управленческую и научно-техническую. Так возникают два новых словосочетания и два подвида документов:

• служебные документы, которые используются только в административно-управленческой деятельности;

• научно-технические документы, обслуживающие науку и технику.

Развитие бизнеса и коммерции в последнее десятилетие XX в. в пашей стране в значительной мере изменило не только форму, но и ОГЛАВЛЕНИЕ делового общения, что потребовало создания новых типов деловой документации, новых речевых моделей, уместных в новых ситуациях общения.

В начале XXI в. письменная деловая речь подвергается серьезному теоретическому осмыслению в рамках функциональной стилистики, детально рассматриваются ее виды и подвиды, официальные и полуофициальные формы.

Сейчас мы в официально-деловом стиле речи современного русского литературного языка выделяем четыре подстиля:

• дипломатический;

• юридический (законодательный и юрисдикционный);

• административный (собственно административный и административно-коммерческий);

• обиходно-деловой.