Микросоциологические теории

Учитывая то, что в центре внимания микросоциологии находится межиндивидуальное взаимодействие, представители различных микросоциологических теорий нередко обращались к психологическим идеям объяснения человеческого поведения. Известными сторонниками микросоциологического анализа общества является такие исследователи, как Дж. Хомане, П. Блау, Дж. Мид, Г. Блумер, П. Блау, Р. Эмерсон, 3. Фрейд, А. Роуз, Г. Стоун, А. Шюц, Г. Гарфинкель и другие.

Необходимость разработки теорий, ориентированных на выяснение роли человеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира, была вызвана неудовлетворенностью целого ряда социологов макротеориями, которые вели к реификации (овеществлению) социальной системы и пренебрегали изучением творческой, сознательной человеческой деятельности.

Среди возникших микротеорий выделяют две разновидности социального бихевиоризма, в котором внимание акцентируется на наблюдаемом факте человеческого поведения и взаимодействия. Трактовка взаимодействия проводится по двум различным вариантам: первый по формуле "стимул – реакция", второй – "стимул – интерпретация – реакция". Одна форма бихевиоризма рассматривается психологической концепцией социального обмена (Хомане) и ее вариациями, другая – символическим интеракционизмом и его вариациями (Мид).

Теория социального обмена

Эта теория, основателем которой является Джордж Хомане (1910–1989), ориентирована на установление связи между макроуровнем и микроуровнем социальной реальности. Данная концепция рассматривает обмен различными видами деятельности в качестве фундаментальной основы общественных отношений, на которой формируются определенные структурные образования (власть, статус, престиж, конформизм и др.). Вариации теории социального обмена распространены в различных науках: в социологии, социальной психологии, политологии, экономике. В соответствии с этой теорией взаимодействие людей происходит на основе анализа их опыта, а также возможных наказаний и вознаграждений. Рассматривают две предпосылки теории социального обмена: в основе первой предположение о том, что поведение человека обусловлено преобладанием рационального начала, нацеливающего на получение определенных выгод (деньги, товары, услуги, уважение, престиж, любовь, успех, дружба и др.). Смысл названия этой концепции раскрывает вторая предпосылка: постоянный обмен между людьми различными выгодами – это и есть процесс социального взаимодействия.

Концепции социального обмена нередко сближаются с методологическими концепциями эмпирической социологии – анализом социальных сетей, теории ролей и др.

Учение Хоманса оказало заметное влияние на концепцию П. Блау. Исходное положение теории социального обмена по Блау заключается в том, что люди нуждаются в многообразных видах вознаграждений, однако получить их они могут только через взаимодействие с другими людьми. Вступая в социальные отношения люди ожидают вознаграждения, а продолжают указанные отношения, поскольку получают ожидаемое.

Социальное взаимодействие имеет широкий спектр вознаграждений: социальное одобрение, уважение, статус, практическая помощь и т.п.

Однако Блау говорит о возможности неравных отношений в процессе взаимодействия. В этом случае средства для удовлетворения потребностей других людей могут использоваться их обладателем для приобретения власти. Для этого необходимы четыре условия: 1) нуждающиеся не имеют необходимых средств; 2) нуждающиеся не могут получить то, в чем нуждаются, из какого-либо другого источника; 3) нуждающиеся не хотят получить силой то, в чем нуждаются; 4) в системе ценностей нуждающихся не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо[1].

Однако осознание очевидных противоречий бихевиоризма, а также идеи об ошибочности сведения человеческого поведения к простому набору реакций на стимулы извне, о способности людей осмысливать свою социальную среду позволили ряду социологов объяснять поведение с точки зрения того значения, которое личность (или группа) придает различным аспектам ситуации. Для обоснования этой идеи социологи-теоретики обращаются к теориям символического интеракционизма, к феноменологической социологии.