Микрологистические системы

Целью закупочной логистики является реализация функции снабжения, т.е. обеспечение предприятия необходимыми средствами труда. Для достижения эффективности закупочной логистики осуществляется поиск и закупка необходимых материалов надлежащего качества в необходимые сроки и по оптимальным ценам. Очевидно, что управление деятельностью в области закупочной логистики подразумевает:

• определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах;

• организацию закупок и завоза материально-технических ресурсов;

• организацию хранения материалов и подготовку их к производственному потреблению;

• соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

На крупных предприятиях на отделы логистики возлагаются задачи по изучению поставщиков и их ценовой политики, по разработке программ экономии материальных ресурсов и контролю их выполнения, контролю кредиторской задолженности поставщикам и т.д.

Естественно, что основной задачей закупочной логистики является определение потребностей в материальных ресурсах. Планирование потребностей осуществляется двумя способами:

1) определение потребностей на основе заказов и перспективных планов;

2) определение потребностей на основе расходов.

В первом случае определение потребностей происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными – узлы, из которых состоят изделия, третичными – детали, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.

Если применение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребностей в ресурсах на основе расходов, т.е. на основе прошлого опыта, – метод подобия с учетом изменения планируемых объемов выпуска продукции.

Для повышения эффективности закупочной логистики разработан и применяется ряд перспективных методов снабжения. Рассмотрим некоторые из этих методов.

1. Открытые заказы. Выполняемый поставщиком заказ является контрактом на закупку определенного количества товара, но без права его отгрузки до получения соответствующего требования от заказчика. Это позволяет оптимизировать складские запасы.

2. Закупки без счетов-фактур. Представляют собой технику поставок, при которой один постоянный поставщик снабжает заказчика всеми материалами, необходимыми для производства конкретного продукта. Оплата закупок осуществляется на основе простого расчета количества материалов, используемых заказчиком при производстве своей продукции за отчетный период. Это позволяет экономить деньги на составлении договоров.

3. Закупки без запасов. В этом случае поставщик поддерживает необходимые запасы у заказчика самостоятельно на основе заключенных договоров.

4. Закупки по стандарту. Представляют собой технику поставок, при которой их ОГЛАВЛЕНИЕ и порядок осуществления регламентируются стандартами.

Экономия достигается за счет формализации процедур и сокращения параметров поставок.

Конечно, применение изложенных методов возможно при тщательном выборе поставщиков. Если фирма-заказчик имеет длительные по времени доверительные отношения с небольшим, ограниченным числом поставщиков, появляется возможность осуществлять производственный процесс с минимальными запасами сырья и материалов. Отпадает необходимость в выполнении самостоятельных действий по поставке, внепроизводственному хранению, проведению входного контроля, включая формальный пересчет и тестирование входящих материалов. Кроме того, в рамках таких отношений поставщик и покупатель помогают друг другу улучшать свою продукцию и увеличивать объемы продаж, являются источником идей в области новой техники, технологии, материалов.

Главной проблемой системы закупок является то, что для обеспечения непрерывности производственного процесса необходимо иметь комплекс складов с присущими им издержками. Основные статьи издержек таковы:

• ОГЛАВЛЕНИЕ складских помещений – арендные и рентные платежи, амортизационные отчисления, коммунальные услуги и т.д.;

• затраты на обслуживающий персонал – заработная плата складских работников;

• затраты на транспортные средства;

• убытки от хранения запасов.

Складирование и хранение

Перемещение материальных потоков в логистических системах невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов. Места хранения этих запасов называют складами. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей. Процесс складирования включает в себя контроль поставок (в том числе входной контроль качества); разгрузку и приемку грузов; внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов; складирование и хранение грузов; комплектацию заказов клиентов; снабжение запасами; сбор и доставку порожней тары; контроль за выполнением заказов; информационное обслуживание склада; оказание дополнительных услуг по заявкам клиентов (фасовка, распаковка, сортировка и т.д.).

Очевидно, что технологический процесс складирования весьма сложен и ответственен, так как он связан со значительными товарно-материальными ценностями. В связи с тем, что назначением склада является концентрация и хранение запасов, то определение оптимальных партий запасов – основная проблема складской логистики.

Выделяют две основные группы запасов: производственные и товарные.

Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Эти запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, по еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей необходимыми товарами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения. В свою очередь производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные и переходящие.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между двумя поставками.

Подготовительные запасы (или запасы буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости их дополнительной подготовки перед использованием в производстве (например, сушка древесины, сортировки). Подготовительные запасы товарных средств производства формируются в случае необходимости подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям (например, для развеса и упаковки).

Гарантийные (страховые) запасы предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Эти запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции.

Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначены для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Современный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов и выполняет ряд функций по накапливанию, переработке и распределению товарно-материальных ценностей. В связи с этим рационализация складских затрат оказывает значительное влияние на величину общих издержек.

Оптимизация этих затрат осуществляется в процессе решения следующих проблем.

1. Выбор между собственным складом, складом общего пользования ши их комбинациями. Это одна из самых главных проблем в складировании. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля. Руководству фирмы легче корректировать стратегию сбыта (дешевле). Однако склад общего пользования не требует инвестиций в развитие складского хозяйства, охрану, поддержание условий хранения и т.д. Складу общего пользования следует отдавать предпочтение при низких объемах оборота фирмы или сезонности хранимого товара.

2. Определение количества складов и размещение складской сети. Как правило, данный вопрос актуален для крупных фирм с большим национальным или транснациональным рынком. Наиболее распространены два варианта размещения складской сети: централизованное – наличие одного крупного склада на регион; децентрализованное – наличие нескольких мелких складов в регионе, максимально приближенных к конечному потребителю.

Следует иметь в виду, что размещение и формирование складской сети – оптимизационная задача. Необходимо учитывать значительные капиталовложения в складское хозяйство и при этом оценивать полученный эффект от приближения к своим клиентам.

3. Определение размера склада и его месторасположения. При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения продукции. Оптимальным считается месторасположение с минимальными транспортными расходами на доставку и отправку грузов.

Производственная логистика

Целью управления материальным потоком в процессе производства является оптимизация загрузки производственной мощности. Эту логистическую операцию называют операционным менеджментом. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения и средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается стандартизацией и унификацией технологических маршрутных карт прохождения предметов труда. Очевидно, что организация движения предметов труда требует синхронизации производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму простоев рабочего времени и оборудования, а также уменьшения незавершенного производства, сокращения сроков межоперационных и межцеховых "пролеживаний" запасов.

Менеджмент в области производства предусматривает выполнение следующих функций логистики:

• планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;

• разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;

• разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

• установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

• организация выполнения производственных заданий;

• контроль за количеством и качеством готовой продукции;

• контроль себестоимости производства готовой продукции.

Транспортная логистика

Отдельной сферой деятельности в логистической цепи является транспортировка материальных ценностей. Ранее указывалось, что в цене товаров доля транспортных расходов может составлять значительную величину (см. и. 2.3), поэтому для эффективной работы всех звеньев логистической цепи необходимо организовать действенную систему физического перемещения – транспортировки товарно-материальных ценностей от поставщика до потребителя. Естественно, что деятельность в области транспортной логистики предполагает выбор оптимального маршрута, оформление складских операций, экспедирование грузов, контроль сохранности грузов и т.д. Это достаточно специфическая деятельность, требующая значительных затрат, поэтому в настоящее время все большее количество предприятий передают осуществление функции транспортной логистики специальным транспортно-логистическим предприятиям, которые имеют возможность осуществлять эту функцию на качественно более высоком уровне. В результате предприятие-производитель может сосредоточиться на основной – производственной – деятельности. Например, в начале XXI в. в США около 70% предприятий передало осуществление транспортно-логистических функций специальным компаниям. Транспортные компании предлагают клиентам полный пакет услуг по перемещению груза и предоставляют клиентам всю необходимую информацию о грузе в режиме реального времени.

Логистика распределения

Сбытовая логистика, или логистика распределения, – неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: складирование, транспортирование, продажи.

В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время.

Очевидно, что продажа товара предполагает работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции; созданию и распространению информации о товарах; установлению контактов и проведению переговоров с потенциальными покупателями; организации транспортировки и складирования товаров и т.д. Все или часть этих функций может взять на себя производитель, но при этом издержки производителя возрастают. Однако из-за специализации более эффективно передать часть этих функций специальным посредническим организациям. В результате такой передачи организуется канал распределения.

Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. В реальности это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают другому право собственности на конкретный товар в материальном потоке от производителя к потребителю. Очевидно, что разработка каналов распределения играет ключевую роль в расширении объемов продаж.

Существуют два традиционных вида каналов распределения: горизонтальные и вертикальные.

В горизонтальных каналах распределения каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов.

В вертикальных каналах распределения один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных, либо предоставляет им определенные привилегии. Это позволяет проводить единую политику сбыта, сервиса и т.д. В результате исключается дублирование членами канала исполняемых функций и канал сбыта действует как единая система.

Количество уровней канала и конкретный состав членов канала (посредников) зависит от вида бизнеса и отрасли. Членами канала распределения, кроме производителя и конечного потребителя, являются посредники, которыми могут быть дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты и брокеры.

Дилеры – это оптовые или розничные продавцы, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. В логистической цепи дилеры наиболее близки к конечным потребителям, поэтому в вертикальных каналах именно дилеры являются поставщиками информации о потребностях покупателей. Дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки товара по договору поставки. Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Авторизованные дилеры сотрудничают с производителем на условиях франшизы.

Дистрибьюторы – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. Дистрибьюторы в логистической цепи обычно занимают положение между производителем и дилерами.

Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель остается собственником продукции до ее оплаты конечным потребителем. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной производителем (комитентом), и ценой реализации.

Агенты и брокеры – это посредники, выступающие в качестве представителя или помощника производителя (принципиала). Агент заключает сделки от имени, по поручению и за счет принципиала. Брокеры выполняют лишь отдельные поручения. Брокеры и агенты не являются собственниками продукции. За свои услуги агенты и брокеры получают вознаграждение по тарифам или в виде процентов от суммы проведенной операции.

Другой проблемой распределительной логистики является определение количества посредников. Разработанные каналы влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. Очевидно, что увеличение количества посредников ведет к удорожанию продукции. Вместе с тем сокращение числа посредников может снизить эффективность сбыта или потребует инвестиций для создания собственной сбытовой сети. Поэтому решение вопроса о том, каким образом следует выполнять различные функции канала распределения, – это вопрос эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.