Микрофинансовые организации

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" микрофинансовая организация – юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций. Соответственно, микрофинансовая деятельность – это деятельность по предоставлению займа па сумму до 1 млн руб. (микрозайма).

Как отмечено в Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", необходимость правового регулирования микрофинансовой деятельности некредитных организаций объясняется увеличением объема их деятельности в масштабах общего финансового рынка. Микрофинансовые организации ориентированы прежде всего на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых предприятий и микропредприятий. Деятельность микрофинансовых организаций осуществляется на принципах дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками.

Высокая динамика развития микрофинансирования в России свидетельствует о необходимости этого сегмента финансового рынка для российской экономики, в частности для малого бизнеса и населения, имеющего сложности с доступом к финансовым услугам.

За последние 10 лет микрофинансирование стало одним из важных элементов финансовой системы страны: сформировались его организационные основы, определены основные правовые формы деятельности. Так, на 1 января 2008 г. рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался на уровне 25–27 млрд руб., из которых 54% – займы, выдаваемые на развитие бизнеса, и 35% – на потребительские нужды. При этом 80% займов выданы со сроком погашения до года.

По имеющимся экспертным оценкам в течение последних шести лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в пять раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования составляет более 100 млн человек. В настоящее время количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тыс. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе составляет около 60 тыс. руб. при уровне просрочки по микрозаймам около 3%.

Среди некоммерческих организаций, попадающих под действие законопроекта, можно выделить государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Так, на начало 2008 г. в России действовало более 300 государственных и муниципальных фондов, распоряжающихся портфелем займов в сумме не менее чем 2,7 млрд руб. и обслуживающих около 30 тыс. субъектов малого предпринимательства. Следующий по численности сегмент рынка – частные фонды поддержки предпринимательства и некоммерческие партнерства.

Необходимо отметить, что важным аспектом, отличающим микрофинансовые организации, деятельность которых подпадает под действие вышеуказанного Закона, от других организаций, оказывающих аналогичные услуги, является социальная направленность. Микрофинансовые организации дают возможность гражданам (в том числе безработным) получить заем на развитие собственного дела, приобретение оборудования, повышение квалификации работников, расширение спектра и повышение качества предоставляемых потребителям товаров и услуг.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, является Минфин России (см. постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1149 "О мерах по реализации Федерального закона “О микрофинансовой деятельности и микрофинаисовых организациях”"). Минфин России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 03.03.2011 № 26н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций".

Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Учредительные документы некоммерческих организаций, представляемые в Минфин России для внесения сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.

Перечень представляемых документов установлен ч. 4 ст. 5 Закона о микрофинансовых организациях.

Ни одно юридическое лицо, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация".

Юридическое лицо, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать Минфин России об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение 30 дней со дня государственной регистрации этих изменений.

Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть отказано по следующим основаниям (ст. 6 Закона):

1) несоответствие представленных документов требованиям Закона о микрофинансовых организациях и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) представление неполного комплекта документов либо документов, содержащих недостоверную информацию;

3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Минфином России по следующим основаниям (ст. 7 Закона):

1) подача соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;

2) вынесение решения Минфина России в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией Закона о микрофинансовых организациях и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

3) ликвидация микрофинансовой организации как юридического лица.

Микрофинансовые организации предоставляют денежные средства на основании договора микрозайма исключительно в валюте РФ. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых уполномоченным органом управления микрофинансовой организации.

Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

– порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок се рассмотрения;

– порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

– иные условия, установленные внутренними документами микрофипаисовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.

Микрофинансовая организация вправе:

– запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов;

– мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма[1];

– осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных Законом о микрофинансовых организациях, другими федеральными законами и учредительными документами, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги;

– привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных п. 1 ст. 12 Закона;

– иметь иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозаймов.

Микрофинансовая организация обязана:

– предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;

– разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;

– проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;

– гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков микрофинансовой организации, а также об иных сведениях, устанавливаемых микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

– раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние па решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном учредительными документами;

– нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозайма.

На основании ст. 12 Закона микрофинансовая организация не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1,5 млн руб. или более по одному договору займа с одним займодавцем;

2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10 и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);

4) выдавать займы в иностранной валюте;

5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит 1 млн руб.

Микрофинансовые организации вправе в порядке и на условиях, которые установлены Законом о кредитных историях, предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй.

Экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, установлены приказом Минфина России от 19.04.2011 № 43н.