Занятия восточных славян

Основным занятием славян было земледелие. У восточных славян в лесной зоне преобладало подсечно-огневое земледелие, в лесостепи использовался перелог. Наличие свободных лесных и степных пространств при невысокой плотности населения делало такую систему выращивания культурных растений экономически выгодной, несмотря на высокую трудоемкость работ.

Подсечно-огневое земледелие предполагало осуществление целого цикла работ, рассчитанных на несколько лет. Готовя будущее поле, выбирали умеренно-влажный лесной участок, поросший березой, елью, ольхой. Всегда обходили сосновый лес, так как сосны растут на песчаных почвах, где подсеку не применяли. В первый год на выбранной под поле лесной делянке подрубали, частью ошкуривали деревья (снимали кору) и оставляли сохнуть на корню. Осенью из поваленных деревьев выбирали годные для использования в качестве строительного материала и на дрова и вывозили их по первому снегу. Весной оставшиеся деревья и хворост сжигали и производили закладку посевного материала прямо в золу, которая является хорошим удобрением. Семена забороновывали. В первый год, как правило, сеяли репу, которая была тогда полевой культурой, а потом – злаки.

Введенное в хозяйственный оборот поле давало достаточно высокие урожаи на протяжении от 1 до 3 и от 5 до 7 лет (в зависимости от возраста выжженных деревьев), затем еще около 10–12 лет такие участки использовали под сенокосы и пастбища. Когда их окончательно забрасывали, перенося поля и угодья на другие лесные участки, то через 40–60 лет на этом месте восстанавливался пригодный для новой подсеки лес. В лесных районах основным пахотным орудием была соха.

При использовании системы перелога на возделываемом участке выжигалась трава, затем землю рыхлили и засевали, а через 2–4 года, после истощения земли, переходили (перекладывались) на другой участок. На заброшенный участок возвращались, когда происходило восстановление плодородия почвы, определяющим признаком которого становилось появление дерна.

В южных лесостепных районах, где плодородный слой почвы был толще, чем в лесных, уже в VIII в. наметился переход к пашенному земледелию. Землю уже не просто рыхлили на поверхности, а глубоко вспахивали при помощи рала, а затем и плуга. Основными зерновыми культурами, выращиваемыми славянами, были ячмень, пшеница, просо. С развитием пашенного земледелия увеличились посевы ржи и овса. Урожай собирали при помощи серпов. Созревшие хлеба жали серпами. Отшелушенное зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

С принятием христианства, когда возникла необходимость соблюдать посты, славяне стали возделывать и огородные культуры – капусту, морковь, лук. Репа в то время была полевой сельскохозяйственной культурой.

Особое место в хозяйстве славян занимало оседлое скотоводство. Раз- ведение лошадей, коров и свиней, овец, с одной стороны, позволяло обеспечивать людей необходимыми мясными и молочными продуктами, а с другой – лошади и волы являлись главными помощниками земледельцев в поле. Козы разводились реже.

Наряду с земледелием славяне активно использовали богатства окружающей природы и занимались охотой на пушного зверя, рыболовством, бортничеством (собиранием меда диких пчел). Все это требовало отдельных забот, но зато получаемые от природы продукты – мед, воск, меха – служили основными предметами обмена и внешней торговли.

Это интересно

Слово "бортничество" произошло от "борть" – дупло дерева, где селились пчелы. В удачный год бортник-пчеловод из одного дупла получал примерно около трех пудов меда. Бортники метили свои дупла, природные и выдолбленные, специальными значками, называемыми бортевыми знаменами.

Развиваются ремесла. Огромное значение имело кузнечное дело. Ковались и оружие, и орудия труда, так как для полевых работ требовались железные сошники (наконечники) для сохи и лемехи для плуга. Востребованы были также серпы, мотыги и топоры. Славяне занимались также ткачеством, гончарным ремеслом, камнерезным и костерезным делом, деревообработкой.

Развитие торговли стимулировало наличие двух важнейших торговых путей, проходивших через восточнославянские земли.

Путь "из варяг в греки" – водный (морской и речной) торговый маршрут из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Он описан в "Повести временных лет" и начинался "изъ Грекъ (Византии)", далее шел по Черному морю и затем вверх по Днепру. Дойдя до верховьев реки, купцы волоком перетягивали ладьи в реку Ловать, откуда попадали в Ильменское озеро, а затем в озеро Нево (Ладожское). Из этого крупнейшего в Европе пресноводного озера торговые корабли выходили в Балтийское (Варяжское) море.

Волжский, или Волго-Балтийский, путь – водный (морской и речной) торговый маршрут из Балтийского моря через Восточную Европу в Хазарию и далее в страны Востока, прежде всего в Арабский халифат. Шел через озеро Нево, по реке Волхов, Ильменю, далее по реке Мете, откуда волоком на Волгу и вниз по ней – к Хвалийскому морю (Касгшю).

Это были основные торговые маршруты. Несомненно, существовали и их варианты, но привязанные к сложившейся для обслуживания торговых путей инфраструктуре.

По сведениям византийского императора Константина Багрянородного (X в.) славяне весной свозили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи-однодеревки на 30–40 чел., которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. После прохождения порогов, на островах Хортица или Березань, ладьи оснащались парусами для плавания вдоль берегов Черного моря. На местах переволок (место, где осуществляется волок судов) – в районах Торопца и Смоленска – очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками: бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же находились и верфи для постройки и починки небольших речных ладей.

Из Балтийского поморья вывозили железо-сырец, амбру, оружие, художественные изделия, а также товары, доставленные из Западной Европы (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, серебряную утварь). Из Прибалтики везли янтарь. Из Византии – вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги. Из стран Востока – специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, оружие знаменитой дамасской стали и лошадей.

Проезжавшие через славянские земли купцы ("гости") не оставляли без внимания и местные товары. Продавались они в специально приспособленных для торговли местах – погостах, где купцы скупали все, что было добыто и произведено в славянских землях.

Из северных славянских земель вывозилось "мягкое золото" (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мед, воск, кованая и керамическая утварь, оружие, кожи, смола. Из Поднепровья – хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, с Волыни – шиферные пряслица.

Свои поселения (городки, веси) славяне строили на берегах больших и малых извилистых рек – естественных дорог в непроходимых чащах, покрывавших значительные пространства Восточной Европы. Они были невелики по площади и состояли из 15–20 малых полуземлянок, в каждой из которых жила малая семья (муж, жена, дети). Поселения группировались "гнездами", по 3–5, расположенными на расстоянии 4–5 верст друг от друга, составляя одну территориальную общину. Соседние общины могли быть удалены на десятки верст в зависимости от размеров принадлежавших им пахотных и промысловых угодий.

Характерным признаком славянского жилища была каменная печь, которая располагалась в углу полуземлянки. У многих славян была распространена полигамия (многоженство): славянский мужчина имел двух- трех жен.