Михаил Исаковский (1900–1973)

Поэзия Михаила Исаковского также очень близка к народным корням, однако основывается она на народных традициях, значительно более разработанных в русской поэзии, чем фольклор Прииртыитского края, – на песенночастушечной традиции Нечерноземья. Михаил Васильевич Исаковский родился в январе 1900 г. в деревне Глотовке Ельнинского уезда Смоленской губернии в многодетной и бедной крестьянской семье. Мальчик рос способным: самостоятельно выучился читать, рано начал писать стихи. Начальное образование он получил в родной Глотовке, потом учился в гимназии в Смоленске и Ельне, однако не окончил курс: родители не могли обеспечить ему проживание вдали от дома.

Вскоре после революции Исаковский начинает публиковать свои стихи в виде маленьких, еще незрелых, подражательных книжек. В 1921 г. он переезжает в Смоленск, чтобы посвятить себя профессиональному литературному груду; сотрудничает в областной газете. В 1927 г. издает первый зрелый сборник стихов "Провода в соломе", от которого в дальнейшем и ведет отсчет своего творчества. В 1931 г.

Исаковский переезжает в Москву и полностью посвящает себя поэзии.

Еще в 1918 г. Исаковский вступил в партию большевиков и всю жизнь был верен ей, отражая ее идеологию в своих стихотворениях. Так, в "Думе о Ленине", как и во многих других стихотворениях, он связывает причину своего творческого успеха с возможностями, открытыми революцией для беднейших слоев крестьянства:

В Смоленской губернии, в хате холодной

Зимою крестьянка меня родила,

И, как это в песне поется народной,

Ни счастья, ни доли мне дать не могла.

<...>

И мы, что родились в избе, при лучине,

И что умирали на грудах тряпья,

От Ленина право на жизнь получили –

Все тысячи тысяч таких же, как я.

В начале творческого пути одной из главных тем Исаковского становится социалистическое преобразование деревни. Однако, несмотря на такую тематику, в его поэзии сохраняется интимно-личная интонация, идущая от народной песни и частушки. С годами она еще более возрастает, определяя своеобразие творчества Исаковского. В 1950-е гг. природа родного края, светлое чувство любви занимают преобладающее место в его лирике. Как и новокрестьянские поэты, Исаковский широко вводит в свои стихи фольклор родного края, но при этом (в соответствии с некрасовской традицией, а возможно, следуя частушке) он ставит рядом с фольклорными и просторечными оборотами газетные и даже канцелярские, иногда обыгрывая это юмористически. Стихи Исаковского соединяют народно-песенные и сугубо разговорные слова и обороты. В них не много тропов, они не осложнены риторическими фигурами. Очень часто стихотворения Исаковского имеют сюжет, рассказывают о событиях из жизни простых людей. В повествование на общественные и политические темы Исаковский, как правило, вставляет глубоко личное. Так, в стихотворении "Письмо" сельская комсомолка обращается к секретарю райкома с просьбой помочь в общественной работе, но за этой просьбой просвечивает другое – девушка влюбилась в строгого секретаря:

Тебе политика знакома,

А я-

Могу ударить в грязь...

И вообще у нас с райкомом

Совсем слаба

Живая связь.

Газетно-бюрократический штамп советского времени "райком должен поддерживать живую связь с народом" в письме девушки преображается: ведь на самом деле она говорит о своей любви, о желании чаще видеть молодого секретаря. Возникает комический эффект, смягчающий и очеловечивающий идеологически выдержанные образы героев стихотворения – районных и сельских комсомольских работников.

В стихотворениях 1930-х гг. Исаковский изображает советских людей, принявших революцию и колхозное строительство, их счастливую по преимуществу жизнь. В его стихотворениях много персонажей, чаще всего молодых колхозников и колхозниц – влюбленных, страдающих из-за неразделенного чувства, надеющихся на взаимность, но нс забывающих при этом об общественных своих делах. В прославленном стихотворении "Катюша" девушка, выйдя ранним вечером на берег реки, пост и вспоминает любимого, который служит на границе:

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Песня на эти стихи, написанные в 1938 г., приобрела чрезвычайную популярность в годы Великой Отечественной войны. Именем "Катюши" было названо мощное ракетное оружие. Так совпало, что впервые оно было применено в боях под Ельней – на родине поэта. Широко известны и другие песни на стихи Исаковского. Среди них "Огонек" ("На позиции девушка провожала бойца..."), "Дан приказ: ему на запад...", "Ой, цветет калина...", "Услышь меня, хорошая...", "Одинокая гармонь", "И кто его знает...", "В лесу прифронтовом", "Летят перелетные птицы...". Поэтика Исаковского ориентируется на народную лирическую песню и частушку. Его стихи легко ложатся на музыку.

Во многих стихотворениях Исаковского возникает образ русской женщины, который обычно дан в некрасовских традициях. В 1930-е гг. написаны стихотворения "Юбка (Рассказ колхозницы Маруси)", "В гости приехала дочь...", "Спой мне, спой, Прокошина (Памяти моей матери)". Поэт воспевает женщину-труженицу, создает ее героический образ. В год окончания Великой Отечественной войны Исаковский пишет стихотворение "Русской женщине", воспевающее великий труд тех, кто приближал Победу в тылу:

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

<...>

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

Стихотворение вмещает в себя и газетный монументализм, и простую человеческую сердечность. А. Т. Твардовский назвал его "маленьким шедевром".

Будучи сторонником социалистического строя, Исаковский, однако, почти не пишет лозунговых стихов. В 1945 г. он создает стихотворение, никак не укладывающееся в официально-казенное понимание победы в Великой Отечественной войне – "Враги сожгли родную хату". Как большинство стихотворений Исаковского, оно имеет сюжет: вернувшийся с фронта солдат-победитель находит на месте родного дома пепелище. Его семья уничтожена врагами:

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

<...>

Он пил – солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Частная судьба изображенного в этом стихотворении солдата передает драматизм великой Победы. Страна- победительница переживает боль невозвратимых потерь и утрат. Народу вновь предстоит напрячь силы, чтобы поднять ее из руин. Замечание о "несбывшихся надеждах", горькая ирония заключительного двустишия (участие в освобождении чужого города не спасло солдата от невосполнимых утрат), весь трагический пафос стихотворения не могли быть одобрены официальной критикой. Изображение личной судьбы солдата, заплатившего за победу трагическую цену, противоречило насаждаемому в советской литературе имперскому мышлению. Стихотворение разрушало непременный для литературы социалистического реализма казенный оптимизм. Исаковский, подлинный, неразрывно связанный с народом поэт, отразил в этом стихотворении правду о горечи утрат, о разрушенных личных судьбах.

М. В. Исаковский оказал значительное влияние на своего великого земляка А. Т. Твардовского, также уроженца Смоленской области.