Миграционные процессы в России

До 1891 г. иммиграция в России превышала эмиграцию. Первый значительный приток иммигрантов происходил при Петре I, второй — при Екатерине П. В 1697 г. Петр I организовал специальное посольство для привлечения в Россию квалифицированных специалистов и ученых из развитых европейских государств. В целом за XVIII XIX вв. иммиграция в Россию составила 4 млн чел. Однако решающего значения для формирования состава населения России в этот период внешняя миграция не имела.

В XX в. эмиграция из СССР имела три волны. Первая волна эмиграции (1917—1938) была политической, признавалась свободной и составила более 4 млн чел. Вторая волна эмиграции (1939—1952) была, с одной стороны, принудительной внутренней, а с другой — вынужденной внешней. Основные потоки принудительной внутренней миграции в СССР составляли раскулаченные, репрессированные, депортированные, специалисты по направлению и распределению, участники комсомольских строек и освоения целинных земель (последние официально назывались добровольцами). Вынужденная внешняя эмиграция явилась следствием Второй мировой войны и составила до 8 млн чел. плененных и угнанных на работу в Германию (многие из них погибли или эмигрировали после войны в другие страны). Третья волна эмиграции (1953—1986) — "диссидентская" — составила более 700 тыс. чел., из которых 75% эмигрировали в Израиль.

За период с 1994 по 2010 г. миграционные процессы в России характеризовались следующими особенностями:

- сокращение внутренних и внешних миграционных потоков почти в два раза;

- преобладание мигрантов трудоспособного возраста, на долю которых приходится 4/5 общего числа;

превышение количества въехавших в Россию мигрантов численности выевших за ее пределы, что компенсировало только половину естественной убыли в стране;

- доминирование во внешнем миграционном потоке граждан стран СНГ и Балтии;

- увеличение численности вынужденных внешних мигрантов. О динамике миграционных процессов в России в период с 1994

по 2010 г. свидетельствует табл. 9.1.

Таблица 9.1. Динамика миграции в России 1994—2010 гг., млн чел.

Миграционные потоки

Год

1994

2000

2005

2010

Прибывшие

4,2

2,7

2,1

2,1

в пределах России

3.0

2.3

1.9

1,9

внутри регионов

1,5

1.3

1.1

1.0

из других регионов

1,5

1,0

0.8

0,9

из зарубежных стран

1,2

0.1

0.2

0.2

из стран СНГ и Балтии

1,2

0,4

0.2

0,2

из других стран

0,45

0,09

0,086

0,127

Выбывшие

3,3

2,5

2.0

1,9

в пределах России

3.(1

2.3

2.0

1,9

внутри регионов

1.6

1.3

1.1

1.0

в другие регионы

1,4

1,0

0,8

0,9

В зарубежные страны

0,3

0,2

0,07

0,03

в страны СНГ и Балтии

0,2

0,1

0,04

0,02

к другие страны

0,1

0,1

0,03

0,01

Источники: Демографический ежегодник России. М., 2010. С. 402—403 ; Российский статистический ежегодник. М., 2011. С. 102 ПО.

В 2012 г. миграционный прирост в России составил 294 930 чел., из них 268 383 со странами СНГ и 26 547 с другими странами. Наибольшее число людей прибыло из Узбекистана (87 902), Украины (49 411), Казахстана (45 506). Выбыло больше всего в Узбекистан (31 559), на Украину (12 416) и в Кыргызстан (10 489). Из стран, не входящих в СНГ, прибыло больше всего из Китая (8547), Грузии (7728), Германии (4239) и Корейской Народно-Демократической Республики (4168). Выбыло больше всего в Китай (4358), Германию (3781), Корейскую Народно-Демократическую Республику (1603) и США (1561). В 2012 г. естественная убыль населения России составила 13,3 млн чел., а миграционный прирост — 6,9 млн чел. Таким образом, наполовину была компенсирована естественная убыль.

Если в советский период внутренняя миграционная мобильность была достаточно высокой, то в период перестройки наблюдался ее спад. Согласно переписи 2002 г. за период после предыдущей переписи населения 1989 г. в России 45 млн чел. (44%) сменили место жительство внутри страны. Для внутренней миграции в современной России характерно уменьшение масштаба и интенсивности переселения. Изменился и вектор межрегиональной внутренней миграции. Миграционные потоки стали направляться из северных и восточных окраин страны в центральные и южные регионы. Это привело к диспропорциям экономического развития страны. В настоящее время Правительство РФ пытается активизировать экономическое развитие Севера, Сибири и Дальнего Востока, чтобы привлечь туда новые потоки мигрантов. В центральных и южных регионах страны, где сальдо миграции остается положительным, увеличивается численность и плотность населения, а также его омоложение, происходит экономический рост, сокращается дефицит рабочей силы и обеспечивается занятость на низкооплачиваемых рабочих местах. Самый большой приток мигрантов наблюдался в Москве. За период с 1996 по 2010 г. миграционный прирост населения Москвы составил более 2 млн чел.

Наибольший отток населения происходил из Дальневосточного федерального округа. За период с начала 1990-х гг. по 2010 г. из округа выехали 1,5 млн чел. (более 20% всех жителей), в том числе из Чукотского автономного округа и Магаданской области — почти половина населения. Из Восточной Сибири за этот период уехали более 60 тыс. чел. (свыше 10% населения). Основные причины оттока населения из регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока — упразднение территориальных льгот и надбавок к заработной плате, спад производства в сырьевых отраслях и местной промышленности, ухудшение социальных условий жизни местного населения.

Сегодня для России характерны четыре направления международной миграции:

1) миграция в Россию из бывших советских республик;

2) миграция в Россию из стран дальнего зарубежья;

3) миграция из России в страны ближнего зарубежья;

4) миграция из России в страны дальнего зарубежья.

После распада СССР миграция между бывшими союзными республиками превратилась из внутренней в международную, оставив открытыми границы для советских граждан. В государствах СНГ и Балтии русская диаспора составляла около 20 млн чел. Некоторые русские из-за возникающих межнациональных конфликтов и особой государственной политики по отношению к ним вынуждены были покинуть прежнее место жительство в статусе беженцев.

Вхождение России на международный рынок труда активизировало как официальную, так и нелегальную внешнюю трудовую миграцию. Принятые в начале 1990-х гг. законы о въезде и выезде из страны, упрощавшие официальные процедуры миграционных процессов, способствовали увеличению числа желающих выехать на постоянное место жительство за рубеж, в основном в Германию, Израиль, США и Грецию (97% выехавших). Большинство россиян, эмигрирующих в Германию, Израиль и Грецию, — этнические немцы, евреи, греки, ранее проживавшие на территории России. Эмиграция в развитые страны мира усугубила не только демографическую, но и экономическую ситуацию в России. К негативным последствиям легальной миграции за рубеж российских специалистов относят, прежде всего, утрату квалифицированных кадров и отток капиталов. Среди тех, кто выехал из России на Запад в перестроечный период, более 70% имели высшее техническое образование, а 15% — ученые степени. Доля специалистов высшей квалификации среди эмигрантов из России почти в 19 раз выше, чем среди всего населения страны. По оценкам экспертов, потеря России из-за эмиграции специалистов за рубеж оценивается миллиардами долларов.

За период между переписями 1989 и 2002 гг. приток иммигрантов из государств СНГ уменьшился с 661 тыс. до 120 тыс. чел. Численность выбывших из России в страны СНГ также сократилась с 313 тыс. до 46 тыс. чел. Сальдо миграционного обмена с государствами СНГ за этот период сократилось с 348 тыс. до 74 тыс. чел. Достаточно резко уменьшились миграционные связи и со странами Балтии.

Если в 1994 г. иммиграция полностью покрывала естественную убыль населения России, то в настоящее время — только на 24%. Чтобы сохранялась стабильность численности населения, потребовалось бы в течение пяти лет принимать ежегодно не менее 500 тыс. мигрантов, что оценивается как маловероятный вариант компенсации естественной убыли населения страны. Допускать же миграционную экспансию опасно. Сальдо миграции не должно превышать более 1,5% численности населения страны. Серьезной опасностью является концентрация моноэтнического состава мигрантов.

Проявление негативных тенденций в развитии экономики и межнациональных отношений России связано с нелегальной международной трудовой эмиграцией. Негативные последствия этой миграции следующие: часть заработанных денег переводится за рубеж, увеличивается безработица, обостряются этнические конфликты и социально-политическая напряженность, растет преступность. По данным экономистов, ежегодно от неуплаты налогов нелегальными эмигрантами государственный бюджет России теряет до 1 млрд долл. Кроме того, нелегальные мигранты отсылают на родину ежегодно до 3 млрд долл. США. По подсчетам экспертов, в России в 2003 г. нелегально трудились более 1,5 млн иностранных граждан, в 2011 г. — 15 млн чел. Как правило, нелегальные мигранты пользуются следующими способами пребывания на чужой территории: незаконное пересечение границы, отказ от регистрации или продления визы, изменение заявленного статуса (например, приезжают для обучения, а реально занимаются коммерческой деятельностью). В России большинство нелегальных мигрантов — представители азиатских государств.

Действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях существенно усиливает ответственность за несоблюдение правил трудоустройства иностранцев. Так, например, принятие па работу иностранных граждан без официального разрешения влечет за собой наложение административного штрафа на них в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 250 тыс. до 800 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Основными каналами нелегальной миграции являются мелкооптовая челночная торговля и теневая экономика, что повышает криминогенность в стране. Нелегалы часто являются связующим звеном между преступными структурами страны выезда и принимающего государства. Традиционные сферы криминальной активности нелегалов — наркоторговля, нелегальная торговля алкоголем и оружием, контрабандные перевозки людей и товаров, организация проституции и секс-торговля.

Ученые едины во мнении: миграция в современном мире неизбежна и будет только нарастать. В связи с этим главной задачей миграционной политики должна стать не борьба с миграцией, а управление этим процессом так, чтобы с его помощью решать, а не усугублять социально-экономические и этнополитические проблемы. Для смягчения негативных и стимулирования позитивных последствий воздействий на миграционные процессы в современном мире получила широкое распространение практика государственного регулирования внешней и внутренней миграции населения. В ее основе лежат соблюдение законодательно признанных естественных прав личности на свободу перемещения и необходимость защиты национальных интересов страны. В России были приняты законы РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О вынужденных переселенцах", федеральные законы от 15 августа 1996 г. № 1 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах".

Согласно данным Демографического ежегодника России (М., 2010) и Российского статистического ежегодника (М., 2011) наибольшая активность миграционных процессов в России наблюдалась в 1994 г. В дальнейшем миграционные потоки имели тенденцию к резкому сокращению. Так, если в 1994 г. поток эмигрантов составил 4,2 млн чел., то в 2010 г. — 2,1 млн. В 1994 г. из России в зарубежные страны выехали для смены места жительства 0,3 млн чел., ав 2010 г. в 10 раз меньше. Существенно сократился миграционный обмен со странами СНГ и Балтии, а также между регионами страны. Современные миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:

- сокращение внешней и внутренней миграции;

- преобладание в миграционных потоках мужчин трудоспособного возраста;

— количество мигрантов, приехавших в Россию, преобладает над выехавшими из нее мигрантами;

- увеличение потока вынужденных эмигрантов.

В апреле 2001 г. Правительство РФ приняло "Концепцию Государственной миграционной политики", в 2002 г. постановления "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности". Во исполнение этих постановлений были установлены квоты для приглашения иностранных работников с распределением их по регионам. Общий объем квот на 2002 г. был установлен в размере 530 тыс. приглашений, из которых Центральному федеральному округу было выделено 240 тыс. (почти половина), Санкт-Петербургу -14 тыс., Ханты-Мансийскому автономному округу — 59 тыс., Ямало-Ненецкому автономному округу — 29 тыс., Приморскому краю — 15 тыс. Было также установлено, что работодатель обязан за каждого иностранного работника внести в бюджет государства плату в размере 100 долл., что соответствует общепринятой мировой практике. В 2005 г. общероссийская квота приглашений иностранных граждан на въезд в нашу страну составила 214 тыс. приглашений. Для северных регионов были установлены следующие квоты: для Сахалинской области — 5800, Ямало-Ненецкого автономного округа — 4760, Чукотского автономного округа — 2849, Ханты-Мансийского автономного округа — 1837, Республики (Саха) Якутия — 1075, Республики Тыва — 469, Ненецкого автономного округа — 450, Магаданской области — 400, Республики Коми — 390, Мурманской области — 300, Архангельской области - 250.

Квоты на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации в 2010 г. были назначены в размере 611 080 разрешений на временное проживание иностранных мигрантов в России, что в два раза меньше, чем аналогичные показатели 2009 г. (1 250 769 чел .). Киота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в Москве составляла в 2010 г. 250 тыс. чел. В 2010 г. по квоте в Санкт-Петербург приехали 189 тыс. чел., а на 2011 г. была выделена квота 197 тыс. чел. В 2014 г. квоты на временное проживание в России были сокращены до 95 800 разрешений. Однако на 2015 г. было запланировано незначительное увеличение квот до 126 055 разрешений. Больше всего разрешений получат Центральный федеральный округ (38 100), Приволжский (23 700) и Сибирский (20 000). Также ожидается, что в 2015 г. до 100 тыс. соотечественников переедут в Россию из-за границы.

Президентом РФ 9 октября 2007 г. была утверждена "Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", в которой признается необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого предлагается:

- совершенствовать миграционное законодательство;

- оказывать содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;

- стимулировать возвращение в страну эмигрантов;

- регулировать процессы внешней трудовой миграции;

- привлекать квалифицированных иностранных специалистов, в том числе бывших выпускников российских вузов, на постоянное место жительства;

- увеличить прием молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении гражданства по окончании учебы.

Согласно этой Концепции планируется к 2016 г. обеспечить миграционный прирост не менее 200 тыс. чел., а к 2025 г. — более 300 тыс. чел. ежегодно.

Реализация государственной миграционной политики разделена на три этапа.

Первый aman (2012—2015) предусматривает:

- принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

- разработать и апробировать программы в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

- создать центры содействия медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

- развить инфраструктуру с учетом проживания трудовых мигрантов па основе государственно-частного партнерства;

— содействовать интеграции и адаптации трудовых мигрантов посредством организации центров информационной и правовой поддержки, курсов изучения языка, истории и культуры России;

провести выборочные исследования, включая в них вопросы внутренней и международной миграции.

Второй этап (2016—2020) включает в себя:

— принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— реализацию и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики;

— обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

— расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

По окончании этого этапа предполагается приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

Третий этап (2021—2025) предполагает оценку эффективности ранее принятых программ реализации основных направлений государственной миграционной политики, уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики и корректировку соответствующих программ. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Основными механизмами реализации Концепции должны стать:

— дальнейшее совершенствование законодательства РФ в сфере миграции с учетом норм международного права;

— развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции;

— гармонизация миграционного законодательства РФ и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;

— включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики в государственные, федеральные и региональные программы;

— учет задач государственной миграционной политики при формировании федерального и регионального бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики;

- формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;

— совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;

- постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории РФ миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, развитие научных исследований в сфере миграции.

20 декабря 2013 г. в России введена обязательная сдача для трудовых мигрантов экзаменов по русскому языку, истории и основам российского законодательства. Без сдачи этих экзаменов и представления сертификата но итогам тестирования, который будет действителен в течение пяти лет, невозможно будет получить патент для разрешения на работу. В планах Правительства РФ не только "русифицировать" и вооружить историко-правовыми знаниями мигрантов, но и повысить приток иностранных граждан в российские вузы. Еще в начале 2013 г. внесены изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования". В частности, увеличена ежегодная квота приема иностранцев и соотечественников, проживающих за рубежом, в вузы, а также будут усовершенствованы материальные условия их приема: оплата транспортных расходов и медицинской страховки.

В целом политика государства будет направлена на создание механизма, позволяющего на постоянной основе заключать соглашения между Россией и государствами СНГ об организованном наборе иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в России. В то же время законодательством РФ предусмотрены меры по ужесточению нелегальной миграции и регулированию пребывания на территории страны трудовых мигрантов. Так, с 1 января 2015 г. в России отменены квоты на мигрантов из безвизовых стран. Вместо них для иностранных работников предусматривается необходимость получения патента, разрешающего им трудиться как у частных, так и юридических лиц. Кроме того, жители ряда стран СНГ смогут въезжать в Россию только по загранпаспортам. Также предусмотрено наказание за нарушение режима въезда в Россию. С 1 января 2015 г. те мигранты, которые превысили допустимый срок пребывания в Российской Федерации на шесть-девять месяцев, могут быть лишены права въезда в Россию па пять лет, а превысившие этот срок па девять месяцев и больше — уже на 10 лет.