Миф

Дар волшебства был получен богиней Медеей от Гекаты. Судьба Медеи неразрывно связана с Ясоном, который отправился в Колхиду за золотым руном. Именно из Колхиды вывез Медею античный герой. Ему удалось получить золотое руно, потому что он следовал ее советам. Позже в Греции Ясон охладел к Медее, которая предстает в мифе то как безжалостная убийца, то как страстно любящая и страдающая женщина. Медея убила своих сыновей, чтобы содрогнулось сердце Ясона, предавшего ее.

"Из всех явлений человеческой культуры, – пишет Кассирер, – миф и религия хуже всего поддаются чисто логическому анализу"[1]. На первый взгляд миф кажется только хаосом – бесформенной массой бессвязных идей. Вот история Медеи: какой в ней смысл? Может быть, рассказ о всесокрушающей любви? Однако прославление любящей женщины, которая убила своих сыновей, вызывает некоторое сомнение. Неужели не было других форм отмщения? Мы сочувствуем Медее, осуждаем вероломство Ясона, но что-то подсказывает нам: измена мужчины – это тривиально.

Может быть, это просто предание о конкретной женщине, которая на самом деле жила на свете? Некоторые авторы утверждают, что Медея вернулась в Колхиду, где в ее отсутствие троном завладел другой человек. Медея убила его и вернула власть отцу. Если так, отчего ее судьба волнует нас? На какой-то миг мы проникаемся трагедией этой женщины, которая в исступлении страсти нанесла себе жуткую душевную рану. Разве она просто убийца? Она же так самозабвенно любит своих детей, своего мужа. Попробуем понять мотивы ее преступления, ведь у нее нет другого способа отмстить Ясону.

Ясон обольстил ее, и она лишилась всего: близких, родины. Ей жить на чужбине. У нее один незаменимый человек – отец ее детей. Но он отвернулся от нее. Это равносильно убийству. Охладел, предал, обрек на жуткое горе. Медея взывает к его совести, но Ясон бездушен. Ничто не может разрушить его безмятежности. Если так, пусть узнает о ее жутком поступке. Когда ему скажут, что сделала Медея, он, наверное, содрогнется.

Будь Медея христианкой, разве она посмела бы убить своих детей? Это смертный грех, сыноубийство. Но Медея – язычница. Она живет в культуре, где насилие, месть, лишение жизни не осуждаются. Однако она мать, дети ей безмерно дороги, лишить их жизни, значит убить и себя. Что может испытывать женщина, попавшая в такую ситуацию? Миф эпичен. Нам рассказывают историю. Не слышны вопли, не подчеркнуты страсти, не выражена оценка того, что произошло. Какой смысл в таком бесстрастном рассказе?

Однако древнегреческий классик Эврипид не остался равнодушным к этой истории и написал трагедию. Данный литературный жанр, вообще говоря, особый. В его основе лежит напряженный, непримиримый конфликт. Трагедия – это не простое описание печальных происшествий и странных убийств. Не количество драм и не число гибелей рождает жанр. Герои трагедии ищут оправдания своим поступкам. Они находятся в ситуации, когда выхода нет и приходится до конца осмысливать свою судьбу, свой выбор. Герой побеждает ситуацию, но, чаще всего, ценой собственной гибели. Герой античной трагедии погибал, а зрители расходились с просветленной душой и сердцем. Так греки открыли великую тайну драматического действия, сохраняемую всеми театрами мира всех эпох и кинематографом в XXI в. Началось же все с мистерий и священных праздников.

Причем же здесь миф? Трагедия – это совсем иное. Однако неслучайно трагики обращались к мифу. Не без оснований им казалось, что миф только по первому впечатлению – некая незамысловатая история. Многих своих героев Древний мир считал историческими личностями. Некоторые античные историки думали так совершенно серьезно, другие – с равнодушным скепсисом.

В качестве примера возьмем критского царя Миноса – сына Зевса и его возлюбленной Европы. По закону возмездия молодых афинян ждала смерть. Минос отдавал их на растерзание чудовищу Минотавру, рожденному женой Миноса Пасифаей от священного быка. Соответственно Минотавр и выглядел: у него человеческое тело и голова быка. Жил он в огромном лабиринте, который по поручению Миноса построил знаменитый изобретатель и строитель Дедал.

Историю продолжает Тесей, которому Ариадна дала нить, чтобы он мог выбраться из лабиринта. Тесей, разматывая клубок отправился по хитросплетениям коридоров в самое сердце лабиринта, где его ждал минотавр. Со страшным ревом чудовище бросились вперед, чтобы пронзить его своими огромными рогами. Однако Тесей увернулся. Тупой силе, слепой ярости Минотавра Тесей противопоставил ловкость и смекалку. Улучив момент, он в буквальном смысле слова взял быка за рога и пронзил его грудь мечом. Сматывая нить, Тесей выбрался из лабиринта, где его уже поджидала Ариадна.

Определение мифа. Греческое слово "миф" имеет множество смыслов. Это и сказание, и речь, и разговор, и замысел, и известие. Можно подумать, что миф – это просто вымысел, чья-то фантазия. В Древней Греции миф порой воспринимался как нечто, противостоящее действительным событиям, правде. В то же время миф оценивался и как воспроизведение самой жизни. В далекие времена миф был связан с обрядом и ритуалом. В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Миф часто оценивают как универсальный способ человеческого мирочувствования.