Лекция 17. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ КОМПАНИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Социальная испорченность принимает краску той социальной среды, где она развивается[1].

Развиваемые компетенции:

знать

общую методику и методы социального программирования;

• основные стимулы и формы интеграции социальных корпоративных программ в рамках КСО;

• лучшие практики разработки и реализации межрегиональных программ компаний в системе КСО в России и за рубежом;

уметь

• формировать структуру социальной программы по КСО и разрабатывать ее основные разделы;

• обосновывать размеры вкладов компаний в межрегиональные программы по КСО;

• выстраивать систему управления реализацией межрегиональных программ по КСО;

владеть

• способами учета региональных особенностей и их сглаживания при разработке межрегиональных программ КСО;

• технологиями переговорных процессов и мониторингов хода реализации межрегиональных программ по КСО;

• навыками оценки результативности реализации межрегиональных программ по КСО.

Общая методика и методы социального программирования

Устала гусеница за лето есть, пить, веселиться.

Пришло время закапываться ей в землю.

"А надо ли?"задумалась вдруг она.Все равно заметут меня снега. Стоит ли даром трудиться?"

Лежит у тропы и думает.

И хоть бы кто ей сказал, что впереди ее ждет такая жизнь, о которой она даже и не подозревает![2]

Анализ практики социальной активности российских компаний демонстрирует переход от традиционной "хаотичной" модели благотворительности к социальному программированию их деятельности в рамках КСО[3]. Вначале разберемся, что собой представляет социальное программирование. Это направление постановки управленческой задачи, которое основывается на стратегических целях, актуальных проблемах системы и для которого выбирается самый рациональный вариант ее решения. Проще говоря, социальное программирование есть функция объединения целей и средств их достижения. В этом главное ее предназначение.

В современных системах социального управления социальное программирование является важнейшей функцией, которая включает также: социальное прогнозирование, стратегическое социально-экономическое планирование и элементы системы общественного производства и социально- экономических процессов, общество в целом и отдельные его структурные элементы.

Как социальная технология, социальное программирование выражено в виде организованной, выстроенной по определенным правилам социальной деятельности по реализации стратегических целей на основе согласования интересов различных субъектов и их общих действий, сосредоточения и целевого распределения материальных, трудовых, информационных, финансовых ресурсов, а также ресурса времени.

С содержательной точки зрения социальное программирование включает в себя следующий алгоритм, отражающий логику построения и воплощения в жизнь целевых комплексных программ:

1) постановку управленческой задачи исходя из анализа стратегических целей социального развития и проблем их достижения при сложившейся социальной структуре и сохраняющейся системе управления;

2) разукрупнение данной задачи на составные части;

3) их упорядочение и взаимную увязку;

4) установление приоритетов в совокупности задач;

5) выделение ведущего звена;

6) определение условий и ограничений на решение комплекса сформулированных задач;

7) поиск и формирование проблемного объекта; формирование соответствующих управленческих стратегий и сценариев;

8) обоснование организационно-экономического механизма реализации намеченных сценариев;

9) оценку ожидаемых последствий от применения выбранных стратегий;

10) выработку управленческих решений, направленных на осуществление запрограммированных действий[4].

Перечисленные алгоритмические действия социального программирования составляют его общую методику, или последовательность выполнения основных этапов исследования (рис. 17.1).

На входе блока, символизирующего социальное программирование, – перечень социально значимых проблем, а на выходе – комплексные целевые программы, которые являются продуктом социального программирования и важнейшим инструментом социального управления. Они играют ведущую роль в регулировании социальных процессов, таких как занятость, трудовая мобильность, миграция, поддержание социального порядка и др.; и решении социальных проблем, как-то: бедность, бездомность, преступность, национальные конфликты и др.

Рис. 17.1. Общая методика социального программирования[5]

Важной чертой в социальном программировании является разновидность социальных программ, которые необходимы для пояснения понимания, степень их охвата и представления (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Классификация социальных программ но признакам[6]

Признак

классификации

Разновидность социальной программы

Класс

Монопрограммы, мегапрограммы, мультипрограммы

Тип

Социальные, экономические, организационные, технические, смешанные

Вид

Образовательные, исследовательские, инновационные, инвестиционные

Длительность

Краткосрочные – разрабатываются на срок до трех лет; среднесрочные – разрабатываются на срок от трех до пяти лет; долгосрочные – разрабатываются на срок свыше пяти лет

Сложность

Простые, средние, сложные

Масштабность

Мелкие, средние, крупные

Уровень

Международные, региональные, муниципальные, локальные

Образовательные программы. Они предназначены для развития новых знаний, умений и навыков. Например, программа "Технологическое предпринимательство – от теории к практике", которая разработана совместно с Калифорнийским университетом в Беркли, США, и корпорацией Intel. Ее цель – дать поколению молодых инноваторов знания и навыки, необходимые для создания бизнеса в области современных ИТ-технологий. Программа рассчитана на студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей естественнонаучных и технических специальностей[7].

Исследовательские. Они применяются для реализации социальных исследований, например для подготовки кадров в наукоемких отраслях современного производства, когда первостепенное значение приобретает развитие научного и профессионального творчества молодежи. Ярким примером является благотворительное финансирование АББ групп 40 научно-исследовательских работ вузов. Программа исследовательских грантов АББ направлена на поддержку перспективных студентов последних курсов и аспирантов, разрабатывающих проекты промышленного назначения в области энергоснабжения и автоматизации[8].

Инновационные. Их основной задачей является реализация инноваций, способствующих повышению уровня жизни общества. Например, компания Carlsberg Ukraine запустила программу под названием Stage (Show Talent And Get Employed – "покажи талант и получи работу"). Эта инновационная программа, направленная на создание и развитие профессиональной команды будущих управленцев операционного направления компании, решает социальную проблему занятости на украинском рынке труда, на котором возник дефицит кадров технологического направления. Особенно остро ощущается потребность в руководителях и ключевых специалистах, таких как операторы и мастера цеха розлива, технологи производства, пивоварщики. Программа оказывает помощь компаниям-работодателям в поиске, удержании и развитии специалистов операционного направления[9].

Инвестиционные. Они предназначены для создания и восстановления основных фондов. Например, Минэнерго России приказом от 31.10.2012 № 531 утвердило инвестиционную программу ОАО "ФСК ЕЭС" на 2013–2017 гг. общим объемом 775,5 млрд руб. с НДС. Программа предусматривает ввод 66 870 MBA трансформаторной мощности и 16 985 км линий электропередачи. Основными направлениями инвестирования являются: повышение надежности Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), обеспечение реновации сетевых активов компании, осуществление программ инновационного развития и повышения энергоэффективности, развитие магистральных электрических сетей в регионах Российской Федерации[10].

На каждом этапе социального программирования применяются определенные методы разработки программных решений. Эти методы можно объединить в семь групп (табл. 17.2).

Использование данных методов позволяет:

1) определить тип, характер и структуру проблемы;

2) очертить программный объект и выявить составляющие его элементы, а также связи между ними;

3) охарактеризовать место программного объекта в системе более высокого уровня;

4) установить источники и тенденции его развития;

5) обосновать возможности и направления управленческого воздействия на него, а также ожидаемые последствия от реализации той или иной стратегии его развития[11].

Таблица 17.2

Классификация методов разработки программных решений[12]

Группа метода

ОГЛАВЛЕНИЕ

Область применения

Аналитические

Диагностика социальных проблем, ситуационный анализ, анализ политик, программные оценки (соотношение результатов и затрат), факторный анализ

Определение перечня проблем, подлежащих программному решению, разработка концепций сценария программы, контроль хода реализации программы

Моделирование

Концептуальные, математические, графические модели

Анализ социальной ситуации, построение целевой обеспечивающей и организационной структуры программы

Декомпозиции

Методы дерева целей, матрицы системы

Формирование целевой структуры программы

Игровые

Методы математической теории игр, деловая игра, мозговая атака

Формирование мероприятий системы программ, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, согласование управленческих решений, принимаемых в процессе программирования

Экспертные

Ранжирование, метод Дельфи, деловое совещание, конференция

Распределение ресурсов программы, согласован не вариантов решения поставленных задач, выбор наилучшего решения

Плановых

расчетов

Нормативный, балансовый, вариантных последовательных приближений, оптимизационный, метод критического пути

Постановка целей, построение ресурсной и организационных структур программы

Прогнозных

обоснований

Метод социальных образцов, экстраполяция, сценарный метод, трендовое моделирование

Постановка целей, построение обеспечивающей и результирующей программы, оценка последствий программных мероприятий

Самостоятельная работа

Изучите особенности содержания социальной программы и ее источники социальных ресурсов[13]. Основные положения: принципы и приоритеты социальных программ, состав социальных программ, направления формирования социальных ресурсов.