Межмуниципальные хозяйственные общества и некоммерческие организации

Основные сложности создания межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций межмуниципального сотрудничества связаны с необходимостью согласования во многом расходящихся интересов разных муниципальных образований и выработкой механизмов обеспечения интересов каждого муниципального образования вне зависимости от числа его жителей и его статуса при решении вопросов использования объектов муниципальной собственности, передачи этих объектов в собственность созданных межмуниципальных организаций. Вместе с тем большинство руководителей поселений отмечают, что при разрешении всех названных проблем оказание услуг через межмуниципальные организации предпочтительнее, чем передача полномочий по предоставлению муниципальных услуг муниципальному району.

Межмуниципальные хозяйственные общества создаются исключительно представительными органами муниципальных образований в предусматриваемых гражданским законодательством организационных формах для совместного решения муниципальными образованиями вопросов местного значения.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ в качестве организационно-правовых форм муниципальных некоммерческих организаций называет только автономные некоммерческие организации и фонды.

Автономная некоммерческая организация образуется с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и в других сферах деятельности. В соответствии с целями создания в форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в области образования, культуры, здравоохранения, науки, спорта и иных областях общественно полезной деятельности. Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой неовеществленный результат выполнения каких-либо работ. Статьи 779–783 ГК регулируют отношения по возмездному оказанию услуг. Примерный перечень услуг, приведенный в ст. 779 ГК, в основном совпадает с перечнем услуг, который дается в Федеральном законе "О некоммерческих организациях". В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и др.), а потому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают но обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Учредительные документы автономной организации должны определить порядок надзора над деятельностью автономной организации со стороны учредителей. Прежде всего должна быть определена структура органов управления, включая необходимый контрольный орган (ревизионную комиссию и т.п.). Следует определить и систему отчетности подразделений организации и организации в целом. Надзорные действия могут осуществляться исходя из особенностей деятельности организации и характера оказываемых ею услуг.

Нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации, является правило о том, что предоставляемыми ею услугами учредители вправе пользоваться только на равных условиях с другими лицами. Льготы для учредителей, предусмотренные в учредительных документах, должны быть устранены при государственной регистрации юридического лица.

Особо необходимо отметить, что если учредителем автономной некоммерческой организации является муниципальное образование, то порядок участия его представителей в органах управления такой организации устанавливается органом местного самоуправления. К сожалению, до настоящего времени такой порядок установлен не во всех муниципальных образованиях.

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преВперед социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Вместе с тем согласно ст. 8 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в учреждении благотворительных фондов не могут участвовать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Фонд как одна из форм существования некоммерческих организаций отличается от прочих тем, что является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

В соответствии со своей специальной правоспособностью фонд вправе использовать имущество только для целей, определенных уставом. Сделки с имуществом фонда, совершенные за пределами его специальной правоспособности, относятся к категории оспоримых сделок.

Согласно ст. 173 ГК сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом, но при условии, что эта деятельность соответствует целям фонда и необходима для достижения общественно полезных целей, указанных в его уставе. Недопустимо, когда фонд, призванный в соответствии с уставом содействовать развитию физкультуры и спорта, занимается торговлей "пиратской" видеопродукцией, порнографическими изданиями. Фонд вправе осуществлять дозволенную предпринимательскую деятельность непосредственно, без образования какой-либо коммерческой организации, а также создать хозяйственное общество или стать участником такового.

Использование имущества фонда должно находиться под контролем не только специализированных органов, но и общественности. В связи с этим установлено законодательное требование ежегодного опубликования отчетов фонда об использовании имущества. Законодательство не определяет, в каких средствах массовой информации следует публиковать ежегодные отчеты фонда. Представляется целесообразным при разработке учредительных документов фонда записывать наименование газеты или иного печатного издания, в котором предполагается публиковать отчеты фонда. При определении печатного издания надо исходить из территориальных границ деятельности фонда: публикация в центральных газетах отчета о деятельности фонда местного характера вряд ли целесообразна.