Межгрупповое взаимодействие

Социальные психологи отмечают, что межгрупповое взаимодействие во многом строится на основе чувства общности, приводящего впоследствии к фактическому обособлению и противопоставлению своей группы группе "чужих". На уровне индивидуального восприятия идет речь о чувстве причастности к ингруппам и непричастности к аутгруппам. На уровне группового восприятия наблюдается противопоставление группы "мы" группам "они". Как говорится: "против кого дружим?"

Проблемами обособления и интеграции больших групп занимаются социологи и политологи, проблемами конфликтного взаимодействия групп – конфликтологи. Однако помимо конфликтного взаимодействия, которому в учебнике посвящена гл. 10, внутри организации постоянно происходит взаимодействие формальных и неформальных групп. (О механизмах этого взаимодействия и взаимоотношений подробно см. параграф 8.2).

В организации разные группы вынуждены взаимодействовать между собой. В современных организациях особенно, поскольку простое выполнение заданий высшего руководства с предоставлением ему результатов уже не является условием эффективности и тем более конкурентоспособности компании. Процессный подход, внедряемый на разных уровнях менеджмента, выстраивает взаимоотношения подразделений в логике внутренних поставщиков и внутренних клиентов. А традиционная роль вышестоящего руководителя как постановщика задач и контролера все более превращается в роль обеспечивающего слаженное взаимодействие подразделений в едином бизнес-процессе.

Начиная с работ об этноцентризме, написанных американским социологом и экономистом У. В. Самнером в начале XX в., многими считается естественной внешнегрупповая враждебность во всех сферах человеческой жизни. Поэтому управленцы и до сих пор используют принцип "разделяй и властвуй". Даже соревнование между подразделениями компании часто усиливает мотивы их противопоставления, хотя есть и другая практика, реализующая идеалы, аналогичные идеалам Олимпийских игр – показывать высокие образцы и вдохновлять всех на их достижение и улучшение.

В 1960-е гг. американский психолог М. Шериф провел серию экспериментов, показав, что проявление или непроявление конфликтных отношений между группами в значительной степени зависит от того, как руководство организовало их взаимодействие – как кооперацию или как конкуренцию. Современные менеджеры, даже не зная об этих исследованиях и основываясь на своих представлениях об идеальном управлении организацией, так и поступают. Они могут создать ощущение единого организационного коллектива, работающего вместе с коллегами из других групп над созданием чего-то ценного для внешних социальных групп. А могут создать остро конкурентную обстановку, в которой подразделения постоянно выдвигают претензии друг к другу непосредственно или посредством обращений к руководителю, который становится единственной умиротворяющей силой.

В 1970-гг. создатели теории межгрупповых отношений английский психолог Г. Тэджфел с коллегами также в серии лабораторных экспериментов доказали силу так называемого внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность), противопоставляемого внешнегрупповой дискриминации. Однако в тех же 1970-х гг. отечественные психологи Л. И. Уманский и О. В. Лунева практически автономно друг от друга показали, что главным явлением в формировании самодостаточной группы является межгрупповая дифференциация, усиливающая автономизацию групп и проявляющаяся в некотором отчуждении от других. И именно благополучное прохождение группой этой стадии развития способствует не просто внутреннему сплочению группы, но и ее готовности к последующей межгрупповой интеграции. Аналогичные процессы можно наблюдать и на уровне индивидов, и на уровне больших групп и даже государств: почувствовав свою самодостаточность, уважающие себя субъекты готовы объединяться на равных, уважая и тех, с кем им предстоит взаимодействовать.

Позже В. С. Агеев в серии естественных экспериментов доказал, что негативные проявления межгрупповых феноменов даже в ситуациях соревновательных отношений стимулируются внутригрупповыми целями (выиграть, обыграть). Тогда же, когда главным в соревновании является внешнегрупповая или надгрупповая цель (социальная польза), внутригрупповой фаворитизм проявляется значительно слабее.

Переоценка "своей" группы и недооценка "другой" рядовыми сотрудниками была выявлена в 1980-х гг. И. Р. Сушковым, а в 1990-е гг. В. П. Позняковым в исследованиях на производственных предприятиях. Однако, как и в случае с индивидуальной психологией, это явление можно интерпретировать как принятие себя: большинство людей оценивают себя чуть выше среднего. Точно так же для обеспечения психологической общности группы необходима эмоциональная приверженность, симпатия к ней. Конечно, необходимо и критическое отношение как к себе, так и недостаткам "своей группы" для адекватного межгруппового сравнения, способствующего постановке целей дальнейшего саморазвития на высших стадиях развития группы, превращающейся в команду или коллектив.

В целом, несмотря на естественность проявления феноменов межгрупповой дифференциации и даже фаворитизма в организации, важно, чтобы такое отношение к себе и "своим" не проявлялось в процедурах официальных оценок, выставляемых руководителями и членами разного рода жюри. Ведь нарушение беспристрастности является фактором, провоцирующим негативные межгрупповые взаимоотношения. Создание же межфункциональных рабочих групп для решения важных для организации задач является фактором контакта представителей различных подразделений, способствующим, как показали и западные, и отечественные исследователи, снижению межгрупповой дифференциации и повышению межгрупповой интеграции.

Итак, мы выяснили, что понятие "группа" является чрезвычайно важным для изучения организационного поведения. Группы классифицируются по размеру, степени контактности и формальному оформлению их состава. Существенную информацию о группе даст знание стадии группового развития. На высшей стадии развития группа именуется командой или коллективом. Особенности поведения людей в группах позволяют выделить целый ряд внутригрупповых ролей и феноменов внутригруппового взаимодействия. Межгрупповое взаимодействие зависит от целей, уровня развития и руководства группы и может развиваться в сторону как межгрупповой интеграции, так и усиления дифференциации групп.