Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности

Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (Совет) действует на основании Соглашения о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности 2010 г.

Совет формируется из руководителей органов государственной власти государств – участников Соглашения, отвечающих за вопросы охраны и защиты И С. Совет подотчетен Совету глав правительств и Экономическому совету СНГ.

Совет:

а) координирует деятельность государств – участников Соглашения по созданию, развитию и совершенствованию механизмов правовой охраны и защиты ИС, развитию сотрудничества, осуществлению совместных действий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере ИС;

б) содействует обмену законодательной, нормативной, методической и другой информацией в области охраны и защиты ИС;

в) разрабатывает рекомендации по созданию системы; повышения эффективности правовой охраны и защиты ИС; противодействия недобросовестной конкуренции в сфере правовой охраны и защиты ИС; противодействия производству и распространению контрафактной продукции; усовершенствования механизмов защиты объектов промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

г) разрабатывает предложения но сотрудничеству государств – участников Соглашения 2010 г.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России

Таможенный союз (ТС) – это международная организация, в которую входят Беларусь, Казахстан и Россия. В Союзе установлены единые правила таможенного регулирования, в том числе в сфере ИС[1].

Правила ТС включают в себя регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Единую таможенную территорию ТС составляют территории Беларуси, Казахстана и Российской Федерации, а также сооружения и иные объекты, в отношении которых государства обладают исключительной юрисдикцией.

В настоящее время главным органом ТС является Высший Евразийский экономический совет (ЕврАзЭС) (до 2012 г. – Межгосударственный Совет ЕврАзЭС). Он определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ТС.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий орган ТС. Она осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных международными договорами, формирующими договорно-правовую базу ТС, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета. Комиссия издает юридически обязательные документы в следующих сферах: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая политика; конкурентная политика; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; энергетическая политика; естественные монополии; государственные и (или) муниципальные закупки; взаимная торговля услугами и инвестиции; транспорт и перевозки; валютная политика; охрана и защита результатов ИС и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовая миграция; финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг); иные сферы.

Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП) и подлежат непосредственному применению в государствах.

Споры между государствами ТС, связанные с толкованием и (или) применением Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров. В случае недостижения согласия спор передастся на рассмотрение в Суд ЕврАзЭС. Суд обеспечивает единообразное применение государствами Договора и других действующих в рамках Сообщества конвенций и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает но ним разъяснения и заключения.

В настоящее время правовая система ТС состоит из международных и национальных норм.

Нормы международного права охватывают: а) Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 г. (ТК ТС); б) международные соглашения государств – членов ТС, принятые в соответствии с ТК ТС; в) решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Высшего Евразийского экономического совета, Комиссии ТС, ЕЭК. Международные нормы содержат большое число отсылок к законодательству государств.

Нормы национального права включают в себя: а) законы о таможенном регулировании (в Российской Федерации – Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ΦЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

б) подзаконные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с законом о таможенном регулировании (в Российской Федерации – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);

в) нормативные акты национальных таможенных органов (в Российской Федерации – документы ФТС России).

Таможенный кодекс ТС определяет общие правила таможенного регулирования в отношении ИС, которые детализируются в других международных договорах.

Так, Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза 2010 г. регулирует правила: ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов ТС; включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в Единый реестр; взаимодействия таможенных органов государств – членов ТС между собой, а также с правообладателями или лицами, представляющими их интересы, государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра.

Европейский союз

Собственная система охраны ИС сложилась в рамках Европейского союза (ЕС)[2]. В настоящее время в ЕС действуют следующие главные органы: Совет, Европейский парламент, Европейская комиссия, Европейский совет, Палата аудиторов, Суд справедливости ЕС, Европейский центральный банк. Органы вправе принимать документы в сфере ИС, прежде всего – регламенты и директивы.

Регламенты являются средствами унификации национального права стран ЕС. При унификации происходит введение единого инструмента правовой охраны ИС, действующего на всей территории ЕС, не заменяющего, однако, национальных инструментов правовой охраны. Регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах. Регламенты наделяют адресатов (государства, институты ЕС, юридических и физических лиц) субъективными правами и возлагают на них юридические обязанности. В качестве примера можно привести Регламент Совета ЕС 40/94 от 20 декабря 1993 г. о товарном знаке Сообщества, Регламент Совета ЕС 2081/92 от 14 июля 1992 г., касающийся охраны географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных и пищевых продуктов, и др.

В ЕС гармонизация ИС в основном осуществляется с помощью директив. Директива обязательна для каждого государства, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий. Директивы (как и регламенты) обязательны для исполнения и действуют на территории государств. Как правило, директива относится ко всем странам ЕС (например, Директива Совета ЕС 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных, Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2004/48/ЕС от 29 апреля 2004 г. об обеспечении защиты прав на интеллектуальную собственность).

Директиву должен имплементировать акт национального законодательства. Так, например, 10 мая 1994 г. во французский Кодекс интеллектуальной собственности были внесены изменения, связанные с имплементацией Директивы Совета ЕЭС о правовой охране компьютерных программ. Был принят Закон от 10 мая 1994 г. № 94-361 "О введении в действие Директивы 91/250/ЕЭС Совета ЕЭС о правовой охране компьютерных программ от 14 мая 1991 г. и внесении изменений в Кодекс интеллектуальной собственности".