Международный туризм и услуги, относящиеся к поездкам

Туризм и операции, связанные с поездками, занимают основное место в международной торговле услугами: по данным за 2011 г. на них пришлось 30% всего мирового рынка услуг. Для многих стран этот сектор является основным источником поступления доходов.

Помимо экономической значимости эта отрасль играет большую социально-общественную роль. В Глобальном этическом кодексе туризма, принятом ООН и Всемирной туристической организацией (ЮНВТО) в 2001 г., отмечены высокая роль туризма "в качестве позитивного инструмента смягчения остроты проблем нищеты и повышения качества жизни для всех народов, экономического и социального развития, особенно развивающихся стран, в качестве жизненно важного фактора, утверждающего международное взаимопонимание, мир и процветание"[1].

С точки зрения экономики международный туризм – это специфическая отрасль, связанная с международным перемещением людей или путешествиями. ЮНВТО определяет международный туризм как "поездку любого лица между двумя или большим числом стран во всех случаях, когда это лицо находится в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов, но не более одного года с целью отдыха, развлечения, бизнеса или ради других целей"[2].

Согласно Классификатору услуг ГАТС в эту сферу включаются:

А – гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием);

В – услуги бюро путешествий и туристических агентств;

С – услуги экскурсионных бюро;

D – прочие.

К услугам, связанным со сферой туризма, относятся также индустрия по производству и торговле сувенирами, спорттоварами, товарами для отдыха, а также предприятия, осуществляющие организацию развлечений, конгрессов, выставок и ярмарок, предоставление медицинских и страховых услуг и пр.

Туристические потоки измеряются по числу посещений (учитываются лица, которые посетили иностранное государство не менее чем с одним ночлегом) и по поступлениям от туризма, в число которых входят все затраты туристов на иностранной территории, исключая расходы на морской транспорт.

Для анализа степени вовлеченности страны в мировой туристический рынок используется индекс интенсивности туризма, показывающий какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну туристическую поездку. Показатель выше 50% свидетельствует о массовом характере туризма в данной стране. Важным элементом анализа является туристский баланс страны – сальдо между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране (экспорт) и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом во время туристической поездки (импорт). Положительное или активное сальдо свидетельствует о привлекательности страны для посещений из зарубежья, развитости ее туристической инфраструктуры. Активный туристский баланс имеют многие европейские страны, а также страны Юго-Восточной Азии, Карибского бассейна, Ближнего Востока. Для ряда государств (в основном небольших развивающихся, часто островных стран, расположенных в зоне тропического климата) поступления от туризма являются главной статьей платежного баланса и доходной части бюджета.

Отрицательное сальдо (пассив) туристского баланса говорит о преобладании выездов из страны над притоком зарубежных туристов в страну. Такая ситуация характерна для России и стран Восточной Европы. Но многие из западно-европейских стран и большинство развивающихся стран также сводят эту статью с пассивом.

В структуре туристических поездок более половины (51%) приходится на поездки с целью досуга и отдыха, 15% – на поездки, имеющие профессиональные и деловые интересы, 27% – на поездки для встреч с друзьями и близкими, с оздоровительными или религиозными целями, 15% – на прочие цели. В 2011 г. 51% всех перемещений туристов осуществлялось воздушным транспортом, 41% – автодорожным, 2% – железнодорожным транспортом, 6% – водным[3].

Международный туризм развивается поступательно и достаточно высокими темпами. В 1980 г. в мире было отмечено 277 млн турпоездок, в 1995 г. это количество выросло до 528 млн, к 2011 г. их число практически удвоилось и достигло 983 млн. По имеющимся прогнозам, международные поездки будут расти ежегодно на 43 млн и к 2030 г. должны достигнуть показателя 1,8 млрд посещений.

Центром международного туризма является Европа. Несмотря на спад в этой отрасли в результате кризиса (в 2009 г. падение доходов составило 6,5%), на нее по-прежнему приходится более половины всех посещений – 504 млн, при этом 182 млн – на ее средиземноморскую часть (18,5%). В 2011 г., невзирая на общую экономическую нестабильность и угрозу второй волны кризиса, туристические поездки в страны Европы увеличились на 29 млн. Особенно быстро рос туризм в страны Южной Европы и Средиземного моря: Греция и Кипр – на 10%, Турция, Португалия – 9%, Испания – 8%.

Хотя развитые страны продолжают сохранять лидерство на международном рынке туристических услуг в силу развитости соответствующей инфраструктуры, роль развивающихся стран и стран с переходной экономикой увеличивается. В 2011 г. на их долю пришлось 35,5% поступлений от оказанных туристических услуг (366,6 млрд долл.) и 46,8% от числа посещений. Удешевление тарифов и совершенствование транспортной инфраструктуры делают все более привлекательными дальние экзотические направления. Активно развивается туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За 20 последних лет количество поездок здесь выросло в четыре раза. В 1990 г. было зарегистрировано 56 млн посещений, в 2000 г. – 110 млн, а в 2011 г. – 217 млн, доля этого рынка достигла 22,1%.

В 2011 г. первые места в рейтинге ЮНВТО по количеству посещений занимали: Франция, США, Китай, Испания, Италия, Турция. Великобритания, Германия, Малайзия, Мексика. По доходам от туризма: США, Испания, Франция, Китай, Италия, Германия, Великобритания, Австралия, Турция, Макао и Гонконг (Китай). В целом топ-рейтинги 10 мировых лидеров в области туризма достаточно постоянны. Однако можно заметить повышение позиций Китая: в 2010 г. он впервые вышел на третье место в мире по числу посещений и, учитывая опережающие темпы роста этой страны но всем направлениям, можно ожидать, что в недалеком будущем Китай потеснит со второго места США. Что касается доходности, то, несмотря на относительную дешевизну туристических услуг в Китае, здесь он также быстро догоняет традиционных лидеров.

Развитые страны были также главным источником средств, расходуемых туристами. На их долю в 2001 – 2008 гг. приходилось 80% общемирового объема таких расходов. Из 20 стран, жители которых больше других расходуют средств на туризм, 17 – это развитые страны. Германия в 2011 г. в этом рейтинге стояла на первом месте – 84,3 млрд долл. (8,2%), на втором – США – 79,1 млрд долл. (7,7%). На третье место вышел Китай – 72,6 млрд долл. (7,0%)[4]. Эксперты ЮНВТО отмечают быстрый рост расходов на международный туризм в странах БРИКС. Впечатляюще выглядит 30%-ное увеличение в 2011 г. этой статьи в Бразилии, при том что в 2010 г. прирост составил 50%. По итогам 2011 г. Бразилия заняла в этом рейтинге 12-е место. Расходы в Китае в этом году выросли на 32,2% (в 2010 г. – на 25,6%), в России – на 22,1% (27,2%), в Индии – на 33%. Эта страна, характеризующаяся низким уровнем ВВП на душу населения, по уровню расходов на зарубежный туризм (14 млрд долл.) в 2011 г. заняла 22-е место.[5]

В целом международные организации рассматривают международный туризм как существенный фактор экономического развития, стимул модернизации и совершенствования инфраструктуры, формирования новых отраслей. Эта отрасль может явиться важным инструментом регионального развития, способствуя возрождению целых территорий, путем строительства предприятий торговли, сельского хозяйства, легкой промышленности, объектов инфраструктуры и т.д. В этой связи мировое сообщество все большее значение уделяет вопросам совершенствования регулирования этой сферы.

Прочие коммерческие услуги, их роль в развитии современной экономики. Как было указано выше, классификация ГАТС включает около 160 видов услуг. В 2011 г. мировой экспорт прочих услуг составил 1970 млрд долл., импорт – 1860 млрд долл. Основная доля торговли услугами этого вида до настоящего времени сосредоточена в развитых странах. При этом на страны ЕС приходится 46,0% их мирового экспорта и 49,8% импорта, на страны Северной Америки – соответственно 17,9% и 14,6%. Однако, как и в торговле товарами, а также транспортными и туристическими услугами, в экспорте и импорте прочих услуг наблюдается сужение участия развитых стран за счет опережающего роста влияния PC. Например, доля стран Азии в мировом экспорте прочих услуг за период 2005–2011 гг. выросла с 20,6% до 25,0%, в мировом импорте – с 21,9% до 25,1% (табл. 12.7).

Таблица 12.7

Мировая торговля прочими коммерческими услугами, в млрд долл. и %

Регионы

Стоимость, млрд долл.

Доля, %

Рост, %

2010 г.

2011 г.

2005 г.

2011 г.

2005 • 2011 гг.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Экспорт

Мир

1970

2240

100,0

100,0

10

13

-8

7

Северная Америка

358

400

18,7

17,9

9

8

-3

8

Южная и Центральная Америка

44

54

1,8

2,4

15

21

-4

11

Европа

984

1134

54,7

50,6

8

12

-11

2

ЕС (27)

897

1031

50,4

46,0

8

12

-12

2

СНГ

30

36

1,1

1,6

18

32

-15

9

Африка

20

21

1,0

0,9

10

27

-12

4

Ближний Восток

33

35

2,1

1,6

-

-

-1

-15

Азия

501

559

20,6

25,0

14

17

-5

19

Импорт

Мир

1705

1860

100,0

100,0

10

16

-6

6

Северная Америка

252

272

15,3

14,6

9

11

-4

7

Южная и Центральная Америка

58

69

2,6

3,7

16

24

4

18

Европа

814

866

52,4

46,5

8

14

-7

0

ЕС (27)

768

813

49,8

43,7

8

14

-7

0

СНГ

50

59

2,5

3,2

14

28

-19

10

Африка

56

66

2,7

3,6

15

37

-8

3

Ближний Восток

48

62

2,6

3,3

-15

3

Азия

426

467

21,9

25,1

13

17

-3

17

Источник: World Trade Organization / International Trade Statistics. 2012. P. 158. URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/ itsl2_trade_category_e.htm

В рейтинге экспортеров прочих услуг доля стран ЕС в 2011 г. составила 46% (1030,9 млрд долл.), США – 15,7% (352,3 млрд долл.). В числе лидеров также Индия – 101,5 млрд долл. (4,5%), Китай – 98,3 млрд долл. (4,4%), Япония – 93,1 млрд долл. (4,4%), Сингапур – 72,7 млрд долл. (3,2%), Швейцария – 70,0 млрд долл. (3,1%). Доля России на экспортном рынке прочих коммерческих услуг – 24,9 млрд долл. (1,1%).

В импорте прочих коммерческих услуг в 2011 г. доля ЕС – 50,0% (812,6 млрд долл.), США – 12% (223,3 млрд долл.), Японии – 4,8% (89,0 млрд долл.), Китая – 4,5% (83,6 млрд долл.), Сингапура – 3,2% (60,3 млрд долл.), Индии – 2,9% (53,0 млрд долл.). Россия занимает девятое место среди импортеров услуг – 2,2% (40,1 млрд долл.)[6].

В категорию деловые коммерческие услуги, согласно Классификатору ГАТС, включены: профессиональные услуги – правовые, в областях составления счетов, финансовой ревизии и бухгалтерского учета, в области налогообложения, в области архитектуры, инженерные услуги, комплексные инженерные услуги, услуги по планировке городов и в области садово-парковой архитектуры, в области медицины и стоматологии, ветеринарные услуги, услуги акушерок, медсестер, физиотерапевтов и вспомогательного медицинского персонала; компьютерные и связанные с ним услуги (консультативные услуги, связанные с установкой компьютерного оборудования, услуги по установке программного обеспечения, услуги по обработке данных, услуги баз данных, прочие); услуги в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); услуги в сфере недвижимости; услуги по аренде/лизингу без оператора (относящиеся к морским и воздушным судам, к прочему транспортному оборудованию, прочим машинам и оборудованию) и прочие. В подраздел "прочие деловые услуги" включены: услуги в области рекламы, исследования рынка и выявления общественного мнения, консультативные услуги по вопросам управления, услуги по технической проверке и анализу, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, охоте и лесоводству, рыболовству, к добыче полезных ископаемых, к производству, услуги, относящиеся к распределению энергии, услуги по найму и обеспечению персоналом, проведение расследований и обеспечение безопасности, соответствующие консультативные услуги по научным и техническим вопросам, техническое обслуживание и ремонт оборудования (кроме морских и воздушных судов и прочего транспортного оборудования), услуги по уборке зданий, фотографированию, упаковке, печатание и публикация, услуги в рамках соглашений и прочие.

При всем многообразии категорий услуг, очевидно, что на современном этапе исключительная роль принадлежит компьютерным услугам и услугам, связанным с телекоммуникационными и информационным технологиям (ТИТ).

Техническая и стоимостная доступность, высокая скорость ТИТ открыли совершенно новые горизонты в развитии международной хозяйственной и социальной жизни: практически уничтожили фактор времени и расстояния, создали виртуальное рыночное пространство, превратились в ключевой элемент повышения конкурентоспособности и снижении издержек производства, обеспечили новые возможности и направления для развития бизнеса и общества. Демократизация доступа к передающим сетям стала одним из основных условий успешного развития экономики и внешней торговли любой страны.

Очевидно, что лидерами по всем направлениям телекоммуникационных услуг на протяжении многих лет выступали развитые страны. Однако в последние годы многие из числа развивающихся стран и стран переходного периода вырвались в первые строчки рейтингов. За период с 2005 г. по 2010 г. количество мобильных телефонов на 100 жителей увеличилось: в Армении – на 115 ед., Вануату – 113, Ботсване – 88, Таджикистане – 82, Киргизстане – 81, Перу – 80, Иране – 79, Конго – 78, Узбекистане – 74, Бенине – 72, Индонезии – 71, Ираке – 70, Монголии, Египте, Гамбии – 69, Шри-Ланке – 66. Согласно опросам, в странах Африки 82,3% малых предприятий были оснащены мобильной связью[7].

Таблица 12.8

Пользование Интернетом в мире на 31 декабря 2011 г., млн чел.

Регион

Население

Пользователи Интернета

Проникновение, % от численности населения

Рост, 2000 – 2011,%

Пользователи планшетных компьютеров

2000

2011

Африка

1038

4,5

139,8

13,5

2988

6,2

Азия

3880

114,3

1016,8

26,2

789

44,8

Европа

816

105,1

500,7

61,3

376

22,1

Ближний Восток

216

3,2

77,0

35,6

2245

3,4

Северная Америка

347

108,1

273,1

78,6

153

12,0

ЛАКБ

597

18,0

235,8

39,5

1250

10,4

Океания, Австра

лия

35

7,6

239

67,5

214

1,1

Мир всего

6930

361,0

2267,2

32,7

528

100.0

Источник•. UNCTAD. Information Economy Report 2011. NewYork. 2011. P. 22.

Еще более революционизирующее воздействие на экономическое и социальной развитие стран оказывает распространение услуг Интернета, которое идет небывалыми темпами. В 1995 г. в мире было 16 млн пользователей Интернета, что составляло 0,4% населения Земли. В 2000 г. это число выросло до 361 млн – 5,8% населения, в 2005 г. до 1018 млн – 15,7%, на 31 декабря 2011 г. – 2267 млн, т.е. практически треть населения земного шара (32,7%) имела доступ к этому современному средству коммуникации[8].

Разумеется, ситуация в различных странах в этой области неоднозначна. В развитых странах в среднем 75% населения являются пользователями Интернета. При этом в Северной Америке этот показатель составляет (2011) 78,6%, в Австралии – 67,5%, Европе – 61,3%. В развивающихся странах услугами Интернета пользуются 24%, в странах переходного периода – 34%, а в наименее развитых странах – только 4%. Однако ситуация быстро улучшается. В числе стран, увеличивших число пользователей Интернета на 100 жителей за период 2005–2010 гг. можно отметить: Оман – на 56 ед., Катар – 44 ед., Израиль – 42, Албанию – 39, ОАЭ – 38, Марокко – 38, Чехию и Бахрейн – 34, Армению и Беларусь – 32, Казахстан и Боснию и Герцеговину – 31 и т.д.[9] При этом в некоторых развивающихся странах темпы распространения Интернета были очень высокими. С 2005 г. по 2010 г. этот показатель вырос: в Тунисе – с 9,7 до 36,6 ед. на 100 жителей, в Китае – с 8,5 до 34,3, в Турции – с 15,5 до 39,8, в России – с 15,2 до 43,0. По абсолютному числу пользователей лидирует Китай. Там, по мнению экспертов, в 2011 и 2012 гг. произошел настоящий бум интернетизации: 538 млн пользователей подключились к Интернету, в том числе 388 млн – через мобильные телефоны. Всего в стране насчитывается 155 млн подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений[10]. Новым и быстро распространяющимся средством общения становится Skype. Здесь, как и в случае с мобильной телефонией, наблюдается прямая связь со стоимостью услуги.

Олицетворением прогресса в области компьютерных технологий, связи и телекоммуникациях стала электронная торговля (Э-торговля). Сам термин не получил до сих пор окончательного и устойчивого определения. Общеупотребительным является формулировка, данная в документах ОЭСР: "термин Э-торговля охватывает все виды и формы коммерческих сделок, включая коммерческую деятельность физических и юридических лип, которые базируются на обработке и передаче данных в цифровой форме, включая текст, аудио- и видеопередачи"[11]. Под электронной торговлей обычно понимают предоставление информации, продуктов или услуг электронным путем и обслуживание электронными методами обычной торговли товарами и услугами путем передачи всех необходимых для внешнеторговой сделки документов и другой информации.

Электронная торговля является одним из самых быстро растущих сегментов рынка. Общий объем ее, при всей сложности учета, оценивается в 1,2 трлн долл., при том что в 1995 г. он составлял 180 млн долл. По международным оценкам, к 2015 г. объем электронной торговли составит 1,4 трлн долл.[12]

В целом создание правовой базы регулирования услуг связи и телекоммуникаций и электронной торговли отстают от бурного развития этой отрасли. По-прежнему отсутствуют договоренности относительно барьеров в этой сфере. Многие страны продолжают выражать опасения, что либерализация в этой области приведет к доминированию ТЫК и вытеснению более слабых национальных компаний с рынка. Противоречия возникают по вопросам доступа к спутниковой связи, распределения радиочастот и т.п.