Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических нравах"

(извлечение)

Статья 1

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Широко известны международные конвенции: о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка и др.

По многим вопросам ООН сначала принимала декларацию, а затем – конвенцию. Так, например, Всеобщая декларация прав человека воплотилась в два международных пакта и факультативный протокол, открытые для подписания и ратификации (от лат. ratus – утвержденный; утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства).

Особенность международных документов о правах человека заключается в том, что они действуют не непосредственно, а путем их включения во внутреннее, национальное право.

Всеобщая декларация прав человека в преамбуле провозглашает задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства: "...чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих нрав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией".

Против Декларации на Генеральной Ассамблее ООН никто не голосовал, однако восемь государств, в том числе и СССР, от голосования воздержались.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены основные права и свободы человека.

В ст. 1 Декларации сформулирован принцип, положенный в основу Декларации, – неотъемлемость прав и свобод человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

В ст. 2 Декларации излагается принцип равенства прав и свобод и недопущения дискриминации: "Каждый человек должен обладать всеми правами, всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете".

В остальных статьях Декларации провозглашены такие права человека, как право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства и подневольного состояния; свободу от пыток и жестокого обращения; право на признание правосубъектности; право на эффективное восстановление в правах судами; свободу от произвольного ареста, задержания и изгнания; право на справедливое судебное разбирательство; право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена путем гласного судебного разбирательства и обеспечением возможности для защиты; свободу от произвольного вмешательства в частную жизнь и посягательства на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на убежище; право на гражданство; право на вступление в брак и основание семьи; право на владение имуществом; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и на свободу их выражения, на поиск, получение и распространение информации независимо от государственных границ; право на мирные собрания и ассоциации; право на участие в управлении своей страной, на равный доступ к государственной службе; право на труд и равную оплату за равный труд; право на отдых; право на достойный жизненный уровень, медицинское обслуживание; право на образование и некоторые другие.

В ст. 29 Декларации записано, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Значение Всеобщей декларации прав человека очень велико. В ней определено направление всей деятельности государств и народов в области прав человека. Декларация является критерием для определения того, как в том или ином государстве уважают и соблюдают права человека.

Положения Декларации развиты во многих международных правовых актах, в частности таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о статусе апатридов, Европейская социальная хартия, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах развили, конкретизировали и дополнили положения о правах и свободах, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека. Эти документы ратифицированы СССР в 1973 и в 1976 г. соответственно.

Важнейшим положением Пакта о гражданских и политических правах явилось создание Комитета по правам человека. Этот орган призван решать следующие вопросы:

1) получение и рассмотрение докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав;

2) препровождение государствам-участникам своих докладов и замечаний общего порядка, которые Комитет сочтет необходимым;

3) рассмотрение в соответствии с определенной процедурой сообщений какого-либо государства-участника о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту;

4) получение и рассмотрение сообщений от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Сообщение принимается Комитетом к рассмотрению, если:

а) этот вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

б) данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты; это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств явно затягивается.

СССР долгое время не признавал компетенцию Комитета но правам человека на рассмотрение таких сообщений. Верховный Совет СССР присоединился к Факультативному протоколу только 5 июня 1991 г.

Признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека и права каждого обращаться к ним закреплено в Основном законе нашей страны. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы но защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.