Международный опыт регламентации управленческого учета

В последние годы в России сформировался ошибочный подход к пониманию управленческого учета, в соответствие с которым международные стандарты финансовой отчетности считаются международными стандартами управленческого учета (см. рис. 2.3). Существуют две причины, в соответствие с которыми можно говорить лишь об управленческих аспектах МСФО, но не о стандартизации на их основе управленческого учета. Во-первых, МСФО определяют круг правил составления финансовой отчетности для внешних пользователей. Они не предусматривают возможность использования ряда популярных инструментов формирования информации для управленческих решений, например системы калькулирования сокращенной себестоимости на основе переменных затрат (директ-костинг, иначе вэрибл-костинг). Во-вторых, имеющий сугубо внутреннюю направленность управленческий учет не предполагает обязательную стандартизацию (см. параграф 2.1).

Однако разработка регламентов в части управленческого учета, носящих рекомендательный характер, не только возможна, но и приносит большую пользу специалистам. В нашей стране для нормативного регулирования важнейшего модуля управленческого учета – калькулирования себестоимости продукции были изданы отраслевые Положения и Инструкции по планированию, учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции. Например, Основные положения о порядке учета затрат на производство и составления калькуляции себестоимости продукции в предприятиях и трестах НКТП (утверждены приказом НКТП от 2 апреля 1934 г. № 465), Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях (утверждена приказом Министерства топлива и энергетики РФ № 371 от 17 ноября 1998 г.), Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях Министерства автомобильной промышленности СССР (утверждена Министерством автомобильной промышленности СССР в 1974). Типовые методические рекомендации но планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции (утверждены Приказом заместителя Министра науки и технической политики РФ № ОР-22-2-46 от 15 июля 1994 г.).

В этой области существует международный опыт. Институт управленческого учета США[1] уже на протяжении 30 лет занимается разработкой системы Руководств по управленческому учету (Statements on Management Accounting – SMA). Их также называют стандартами управленческого учета. В отличие от американского GAAP, да и МСФО, стандарты управленческого учета носят не обязательный к исполнению, а рекомендательный характер, поэтому их правильнее назвать "руководства" или, по аналогии с отечественными регулятивными нормами положениями по управленческому учету.

Профессиональный Институт управленческих бухгалтеров США разработал пять групп стандартов: цели управленческого учета; терминология; концепции; практика и технология (методология); управление учетными процессами. В первую группу входят SMA, определяющие управленческий учет, выделяющие его принципиальные цели, квалификацию и ответственность специалистов, нормы (этику) поведения и даже учебные планы по подготовке к сдаче профессиональных экзаменов.

Вторая группа ограничивается одним Положением – Толковым словарем терминов, используемых в управленческом учете (Management accountant glossary). Разработка и издание такого положения в России особенно актуальны, так как терминология отечественного управленческого учета неоднозначна. Наиболее яркие терминологические парадоксы – это "прямые и косвенные расходы" в бухгалтерском и налоговом учете[2]; "директ-костинг"[3].

Третья группа SMA посвящена концепциям управленческого учета. Четвертая группа (практика и методология управленческого учета) наиболее многочисленна. В нее входят несколько SMA, связанные с распределением отдельных групп косвенных расходов; ряд SMA, посвященных задачам управления и учетным процедурам по таким объектам, как материалы, основные средства, финансовые инструменты; ряд SMA, регулирующих управленческий учет в части управления транспортной логистикой, управления качеством, управление затратами на хранение; процессно-ориентированного управления затратами на основе АВС-костинга (activity-based costing). Сюда же включены SMA по стратегическому управленческому учету и бенчмаркингу.

В пятую группу "управление учетными процессами" входят SMA, способствующие эффективной организации управленческого учета на предприятии. Положения регулируют вопросы внедрения электронного документооборота, формирования эффективной отчетности, способов оценки работы специалистов, реинжиниринга процессов и функций систем, обеспечивающих информационное взаимодействие на предприятии, методику измерения эффективности операций, составляющих данные процессы.