Международный опыт и перспективы развития экологического менеджмента

Постоянно ухудшающееся качество окружающей природной среды вынуждает развивать природоохранные мероприятия не только в промышленно развитых странах, но и в странах, где до настоящего времени охране окружающей среды не уделялось необходимого внимания. В связи с этим развитие систем экологического менеджмента как эффективного инструмента воздействия на экологическую составляющую деятельности предприятия имеет хорошие перспективы.

Все большее количество стран принимают государственные стандарты в области охраны окружающей среды и в частности стандарты систем экологического менеджмента. Развиваются стандарты систем качества производства и продукции, основанные на стандартах ISO серии 9000, явившихся в свое время фундаментом для создания систем экологического менеджмента.

В России все перечисленные тенденции отражаются в полной мерс. Так, заглядывая в историю, видна очевидная государственная поддержка внедрения систем качества, которая еще в 1998 г. выразилась в принятии постановления Правительства РФ от 02.02.1998 №113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг".

В данном постановлении в качестве важнейшей задачи органов федеральной исполнительной власти определяется поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на базе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано также оказывать поддержку указанным субъектам хозяйственной деятельности.

Для широкого внедрения в России экологического менеджмента и экологически ориентированных систем управления, обеспечивающих эффективное эколого-экономическое развитие, необходима организация и государственная поддержка следующих ключевых направлений:

• обучение представителей деловых кругов требованиям и рекомендациям по созданию систем управления;

• ознакомление широких кругов потребителей, общественности и других заинтересованных сторон с результатами эффективного функционирования экологически ориентированных систем управления зарубежными и отечественными достижениями в области охраны окружающей среды;

• обучение и подготовка специалистов, внедряющих на предприятиях экологические системы управления, а также аудиторов, проверяющих соответствие систем управления требованиям стандартов и их эффективность;

• создание отечественных структур, необходимых для аттестации специалистов, органов аккредитации и сертификации (регистрации), признаваемых соответствующими зарубежными и, в первую очередь, европейскими структурами и органами;

• подготовка рекомендаций и руководств для предприятий, внедряющих системы управления;

• принятие стимулирующих мер, обеспечение определенных льгот в отношении предприятий, сертифицированных на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14001–2007 и др.

Развитие экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает также развитие международного сотрудничества в этой области, обмен опытом и информацией, поддержку отечественных и зарубежных финансовых структур и инвестиции, а также позволит решить ряд задач, определенных Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Среди подобных задач можно назвать следующие:

• стабилизация экологической ситуации;

• коренное улучшение экологического состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

• ведение хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Существует ряд аргументов в пользу того, зачем предприятию необходимо применять экологический аудит.

1. Быстрое развитие правовой базы в сфере экологического менеджмента и экологического аудита заставит администрацию предприятий-природопользователей ввести и сертифицировать собственную службу по охране окружающей среды, разработать природоохранную политику и систему управления природопользованием.

2. Ужесточение санкций и применение экономических механизмов природопользования делает все более затратными нарушения экологических требований, высокую материалоемкость, энергоемкость и экологическую опасность продукции. Перенос бремени налогообложения на потребляемые природные и иные ресурсы заставит переходить па малоотходные, маловодные технологии, стремиться к получению экологического сертификата. Последнее – также условие конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

3. Выпуск экологически чистой продукции с использованием аналогичных технологий будет престижным и экономически выгодным. Уже сейчас невозможно получить кредит в зарубежных банках без прохождения процедуры экологического аудита и сертификации продукции. Российские банки постепенно начинают внедрять это условие при получении кредита. Российским производителям хорошо известно, что иностранные инвестиции создают хорошую поддержку функционирования бизнеса. Кроме того, ЕС устанавливает ограничения по поступлению на европейский рынок товаров, не имеющих экологического сертификата.

4. Упорядочивание системы управления охраной окружающей среды и ресурсопользованием на предприятии позволит оптимизировать отношения администрации предприятия с природоохранными органами, органами власти и населением, упорядочить технологические процессы и в итоге снизит антропогенную нагрузку на природную среду и степень влияния этой нагрузки на здоровье персонала предприятия и населения.

5. За счет использования инициативного аудита предприятие заслужит имидж новаторства и доброй воли, что немаловажно в достижении политических целей его руководителей.

6. Добровольное проведение аудита способствует получению от аудиторов конфиденциальной информации и использованию ее в профилактических целях, в свою очередь комплексная проверка (или обязательный аудит) неизбежно приведет к применению санкций.

Конфиденциальность добровольного аудита позволит устранить имеющиеся нарушения и избежать штрафов и пени, взыскиваемых налоговой инспекцией только при обнаружении нарушений госорганами. При добровольном заявлении о нарушениях санкции не применяются.

В целом экологический менеджмент и экологический аудит, несмотря на все их преимущества, реализованные в других промышленно развитых странах, в Российской Федерации еще не достигли аналогичного уровня развития. Необходимость их широкого внедрения обусловлена, прежде всего, тем, что экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы, а также тем, что усиливаются административные и экономические санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов.

Существующие в России рыночные экономические отношения, рост заинтересованности в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами требуют применения общепринятых в мировой практике экологических процедур.

Деятельность в области экологического менеджмента может сыграть особую роль в развитии инвестиционных процессов. Зарубежные инвесторы требуют от российских предприятий подтверждения не только экономической, но и экологической состоятельности. Эффективная деятельность предприятия в сфере экологического менеджмента рассматривается как основная гарантия экологической и экономической безопасности и возможности управления экологическими и экономическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов.

Все перечисленные преимущества и возможности экологического менеджмента могут быть реализованы любым российским предприятием при условии открытости деятельности и демонстрации всем заинтересованным лицам и сторонам собственной экологической политики, целей и задач; соответствия достигнутых результатов поставленным целям и задачам; последовательного (из года в год) улучшения во всех приоритетных экологических аспектах деятельности, где это практически достижимо.

В целом развитие деятельности в области экологического менеджмента позволит не только решать конкретные экономические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал России (в том числе культурный, интеллектуальный, предпринимательский) в решение национальных и мировых экологических проблем.