Международный контроль

Для обеспечения эффективности реализации норм МП в международном общении используется институт контроля.

Под международным контролем понимается деятельность участников международных правоотношений по проверке соблюдения обязательств субъектов МП и содействию их выполнению.

Институт контроля в МП — межотраслевой; его нормы "разбросаны" по различным отраслям этой системы нрава (право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное морское право и т.д.).

Предметом контроля являются те международные обязательства государств и других субъектов международных отношений, выполнение которых контролируется (контроль в области прав человека, контроль за разоружением, контроль в области охраны окружающей среды и т.п.).

Различают вилы и формы международного контроля.

Вид международного контроля характеризует его субъектов. По этому основанию можно выделять контроль, осуществляемый:

— государствами (например, инспекции на объекты по уничтожению химического оружия согласно Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.));

— международными организациями (контроль МАГАТЭ за нераспространением ядерного оружия по Договору о нераспространении ядерного оружия (1968 г.));

— специально созданными международными органами (контроль ЕСПЧ);

— специально созданными межгосударственными органами (контроль Совета сотрудничества по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой (1994 г.)).

Формы контроля свидетельствуют о порядке организации контрольных функций субъектов контроля. В МП закреплены следующие формы контроля:

— уведомления (Договоренность между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве в области усиления контроля за переносными зенитными ракетными комплексами (2005 г.));

— отчеты о выполнении договоров и рекомендаций (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.));

— доклады (согласно Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана (1985 г.));

— рекомендации (Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 I.)):

— обмен информацией (Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами (1997 г.));

— расследования (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);

— консультации (Договор по открытому небу 1992 г.);

— инспекции (Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);

— посещение объектов (Протокол к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.);

— наблюдатели (Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г.);

— петиции (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.);

— рассмотрение споров (Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.);

— национальные технические средства (Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г.).

В международных отношениях весьма часты случаи сочетания двух форм контроля, осуществляемого согласно одному документу. Могут устанавливаться различные комбинации форм контроля, что и определяет особенности организации и осуществления контроля по конкретному международному договору. Например, контроль может протекать параллельно в обеих формах, и выводы, полученные в результате применения национальных средств, могут использоваться международным органом, в рамках которого также осуществляются определенные контрольные мероприятия (Е. Ю. Устинова).

Перечень видов и форм контроля в настоящее время постоянно расширяется в связи с расширением сферы международного сотрудничества и сужением области "вопросов, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств".