Международный коммерческий арбитраж в России

Правовой основой деятельности международного коммерческого арбитража в России является Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". В преамбуле этого Закона прямо отмечается, что он "учитывает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в Типовом законе, принятом в 1985 г. ЮНСИТРАЛ и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН". 4 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея Резолюцией № 61/33 утвердила пересмотренный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном торговом арбитраже, основные положения которого касаются правил его толкования, арбитражного соглашения и обеспечительных мер.

Хотя указанный Закон и называется "О международном коммерческом арбитраже", в нем используется термин "третейский суд". Под третейским судом понимается любой арбитраж независимо от того, образуется он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим судом (ст. 2 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").

Положения указанного Закона применяются во всех случаях, когда арбитраж проводится на территории РФ.

В компетенцию органов международного коммерческого арбитража входят споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают при осуществлении внешнеторговых и других международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей. К ним относятся: а) споры между иностранными юридическими лицами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств; б) споры созданных на территории России предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права РФ.

При Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ) существуют два постоянно действующих органа международного коммерческого арбитража. Это Международный коммерческий арбитражный суд, который первоначально назывался Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК) и был создан в 1932 г., и Морская арбитражная комиссия, образованная в 1930 г.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) действует на основе Положения о нем, которое является Приложением 1 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже", и Регламента, утвержденного приказом ТПП РФ от 18 октября 2005 г. № 76 с изменениями от 23 июня 2010 г. № 28.

Компетенция МКАС возникает в силу: а) арбитражного соглашения; б) международных договоров РФ.

К компетенции МКАС относятся: а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; б) споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами российского права. Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение МКАС, включают, в частности, отношения но купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации (п. 2 Положения).

В МКАС ведется список арбитров, утверждаемый ТПП РФ сроком на пять лет. В список включаются лица, которые обладают необходимыми специальными знаниями, в том числе ряд арбитров – иностранных граждан. Стороны могут также избрать в качестве арбитра любое известное своей квалификацией и компетентностью лицо, не включенное в список арбитров. Арбитры МКАС независимы и беспристрастны при исполнении своих обязанностей. Они не являются представителями сторон. Дела рассматриваются арбитражем в составе трех арбитров или по соглашению сторон – единоличным арбитром. С учетом сложности дела, цены иска, как правило, не превышающей 25 тыс. долл. США, и других обстоятельств, Президиум МКАС может по своему усмотрению решить, что дело подлежит разрешению единоличным арбитром.

Слушание дел производится при закрытых дверях. Лишь с разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве. Стороны могут договориться о разбирательстве дела только на основе письменных материалов, без проведения устного слушания. Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Арбитры оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению.

Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного арбитражного решения или постановления. Решение выносится, когда спор разрешен по существу. Арбитражное разбирательство прекращается, если в ходе разбирательства стороны урегулируют спор. По просьбе сторон состав арбитража может зафиксировать это урегулирование в виде арбитражного решения на согласованных условиях. Решение принимается большинством голосов состава арбитража. Если решение не может быть принято большинством голосов, оно принимается председателем состава арбитража. МКАС принимает меры к тому, чтобы арбитражное решение было вынесено в срок не более 180 дней со дня образования состава арбитража.

Приказом Президента ТПП РФ от 9 декабря 1999 г. № 91 утверждены Правила по оказанию содействия МКАС при ТПП РФ арбитражу, проводимому в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Согласно Правилам МКАС оказывает организационное содействие таким арбитражным разбирательствам и может выполнять функции компетентного органа. Правила содержат также необходимые нормы для проведения арбитража на территории России в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (МАК) действует на основе Положения о ней, которое является Приложением 2 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже". Приказом от 21 декабря 2006 г. № 93 Торгово-промышленная палата утвердила Регламент МАК при ТПП РФ, который вступил в силу 1 января 2007 г.

Компетенция МАК возникает в силу: а) арбитражного соглашения; б) в силу международного договора РФ.

В компетенцию МАК входят споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореплавания. Сторонами таких отношений могут быть субъекты российского и иностранного права или только российского права, либо только иностранного права. В частности, МАК разрешает споры, вытекающие из отношений: 1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также в смешанном плавании (река-море); 2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов; 3) по морскому страхованию и перестрахованию; 4) связанных с куплей-продажей, залогом, ремонтом морских судов и иных плавучих объектов; 5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания, если соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям; 6) по использованию судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ; 7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания; 8) по подъему затонувших в море судов и иного имущества; 9) возникающих из столкновения морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также в связи с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам; 10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.

Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

Торгово-промышленная палата РФ по представлению Президиума МАК утверждает сроком на пять лет список арбитров МАК. Функции арбитров могут также выполнять лица, не включенные в список арбитров, если иное не предусмотрено Регламентом. Каждая из сторон избирает арбитра. Если избранные сторонами арбитры не приходят к единому мнению относительно того, как спор должен быть разрешен, они в 10-дневный срок избирают арбитра- председателя. По соглашению сторон спор может быть рассмотрен единоличным арбитром.

По просьбе стороны Председатель МАК может установить размер и форму обеспечения требования, в частности вынести постановление о наложении ареста на находящееся в порту судно или груз другой стороны (п. 4 Положения).

Регламент определяет процедуру арбитражного разбирательства. Оно возбуждается подачей искового заявления, реквизиты которого определены в Регламенте. Предписывается уплата арбитражного сбора.

Подавая исковое заявление, истец должен указать избранного арбитра, запасного арбитра или просить Председателя Комиссии назначить их. Ответчик должен назначить арбитра, запасного арбитра в 30-дневный срок по получении уведомления от ответственного секретаря МАК. Если ответчик не изберет арбитра в указанный срок, его назначает Председатель МАК из числа лиц, включенных в список арбитров МАК.

Решение по делу, рассмотренному двумя арбитрами, принимается единогласно. Решение по делу, рассмотренному тремя арбитрами, принимается единогласно или большинством голосов. Если решение не может быть принято большинством голосов, оно принимается председателем состава арбитража.

Не исполненные добровольно решения МКАС и МАК, а также решения арбитража ad hoc согласно § 2 гл. 30 АПК РФ подлежат принудительному исполнению. Далее исполнение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г.

Что касается права, подлежащего применению арбитражем, то спор решается им в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам (ст. 28

Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", § 26 Регламента МКАС). Хотя автономия воли сторон закреплена достаточно широко, она имеет определенные границы. Во-первых, это оговорка о публичном порядке (ст. 1193 ГК РФ), а во-вторых, сверхимперативные нормы. Во всех случаях МКАС принимает решение в соответствии с условиями договора с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" международный коммерческий арбитраж не входит в правовую систему РФ. Ни российское законодательство о судоустройстве, ни процессуальное законодательство к международному коммерческому арбитражу не применяются. Это исходное положение закреплено в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже" нормой ст. 5: "По вопросам, регулируемым настоящим Законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь места, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено в настоящем Законе". В настоящее время юрисдикция в отношении ряда вопросов, касающихся деятельности международного коммерческого арбитража, закреплена за государственными арбитражными судами. Существуют, однако, лишь два случая, предусматривающие возможность вмешательства арбитражных (государственных) судов в деятельность органов международного коммерческого арбитража. Во-первых, арбитражный суд субъекта РФ по месту проведения арбитража по заявлению заинтересованной стороны принимает решение о компетенции международного коммерческого арбитража (ст. 235 АПК РФ). Во-вторых, арбитражный суд субъекта РФ по месту проведения арбитража принимает решение об отмене арбитражного решения по заявлению заинтересованной стороны (§ 1 гл. 30 АПК РФ).

Согласно Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже" (п. 3 ст. 34) оспаривание арбитражных решений возможно в форме подачи заявления об отмене арбитражного решения. Заявление должно быть подано в течение трех месяцев со дня получения арбитражного решения. При подаче такого заявления арбитражное решение не становится окончательным. Действие его приостанавливается. Соответственно, это является основанием для отказа в исполнении арбитражного решения (подробнее см. параграф 23.4).

Решения органов международного коммерческого арбитража как институционального (МКАС, МАК), так и арбитража ad hoc, если арбитраж проводился на территории России, могут быть оспорены. Лица, участвующие в третейском разбирательстве, могут обратиться в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого решение органа международного коммерческого арбитража было принято, с заявлением об его отмене (ч. 3 ст. 230 АПК РФ).

Часть 5 ст. 230 АПК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, возможно оспаривание и иностранного арбитражного решения, если при его принятии были применены нормы российского права. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. (ст. IX) предусматривает, что возможна отмена арбитражного решения в государстве, в котором или по закону которого это решение было вынесено.

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. содержит несколько иное положение. Согласно п. 1 "е" ст. V этой Конвенции в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано, если заявитель представит в суд страны, где испрашивается такое признание и исполнение, доказательства того, что решение еще не стало окончательным, было отменено или приостановлено компетентной властью страны, закон которой применялся.

Заявление об отмене арбитражного решения может быть подано в трехмесячный срок со дня получения оспариваемого решения стороной, если иное не установлено международным договором или федеральным законом. Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" (ч. 4 ст. 233 АПК РФ).

Согласно п. 2 ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" арбитражное решение может быть отменено в случае, если:

1) сторона, заявляющая ходатайство об отмене, представит доказательство того, что: а) одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна, или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили; б) она не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве, или по другим причинам не могла представить свои объяснения; или в) состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон, если только такое соглашение не противоречит любому положению данного Закона, от которого стороны не вправе отступать, а при отсутствии такого соглашения – названному Закону;

2) арбитражный суд определит, что: а) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по российскому законодательству; б) арбитражное решение противоречит публичному порядку Российской Федерации. Европейская конвенция (ст. IX) содержит те же основания для отмены арбитражных решений, что и Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже".

По результатам рассмотрения заявления об отмене решения международного коммерческого арбитража арбитражный суд выносит определение. Отмена решения международного коммерческого арбитража не препятствует сторонам повторно обратиться в международный коммерческий арбитраж, если такая возможность не утрачена. Если решение третейского суда отменено арбитражным судом полностью или частично вследствие недействительности арбитражного соглашения, или потому, что оно было принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением, или не подпадает под его условия, или содержит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением, стороны могут обратиться за разрешением такого спора в государственный арбитражный суд по общим правилам АПК РФ. Определение арбитражного суда об отмене решения международного коммерческого арбитража может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения (ст. 234 АПК РФ).