Международный характер социалистического реализма

"Социалистический лагерь" охватил Восточную Европу, Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу. И везде в этих странах господствующие позиции занимало искусство социалистического реализма. Оно внедрялось с той или иной степенью обязательности. И одновременно складывалась в той или иной степени возможность появления в культурной жизни страны абстракционизма и других авангардистских направлений. Так, например, абстракционизм на Кубе свободно развивался и был представлен в Государственной галерее, а в ГДР, Китае, Северной Корее никакие авангардистские эксперименты были невозможны.

Однако и вне "социалистического лагеря" некоторые художники, придерживавшиеся коммунистических взглядов, создавали произведения в духе социалистического реализма, например "Дорога свободы" Говарда Фаста (США).

Метод социалистического реализма как способ образного мышления, способ создания политически тенденциозного произведения, выполняющего определенный социальный заказ, применялся далеко за пределами сферы господства коммунистической идеологии, применялся в целях, чуждых концептуальной ориентации социалистического реализма как художественного направления. Так, в 1972 г. в Метрополитен-опера я видел музыкальный спектакль, поразивший меня своей тенденциозностью. Молодой студент приехал на каникулы в Порто-Рико, где познакомился с красивой девушкой. Они весело танцуют и поют на карнавале. Они решают пожениться и выполняют свое желание, в связи с чем танцы становятся особо темпераментными. Огорчает молодых лишь то, что он всего лишь студент, а она бедная пейзанка. Впрочем, это не мешает им петь и танцевать. В разгар свадебного веселья из Нью-Йорка от родителей студента приходит благословение и чек на миллион долларов для новобрачных. Тут веселье становится неудержимым, все танцующие располагаются пирамидально - внизу порториканский народ, выше дальние родственники невесты, еще выше ее родители, а на самой вершине богатый американский студент-жених и бедная порториканская невеста-пейзанка. Над ними полосатый флаг США, на котором горит множество звезд. Все поют, а жених и невеста целуются, и в момент соединения их уст на американском флаге загорается новая звезда, что означает появление нового американского штата - Порто-Рико входит в состав США. Среди самых пошлых пьес советской драматургии трудно найти произведение, по своей пошлости и прямолинейной политической тенденциозности достигающее уровня этого американского спектакля. Чем не метод соцреализма?

Не только официоз

Внутри ангажированного, официозного искусства как ересь развивалось терпимое властями полуофициозное, нейтральное в политическом отношении, но глубоко гуманистическое (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Евг. Евтушенко) и фрондерское (А. Вознесенский) искусство. О последнем говорится в эпиграмме на А. Вознесенского

Поэт поэзией своей Творит всесветную интригу. Он с разрешения властей Властям показывает фигу.

В периоды смягчения тоталитарного режима (например, в "оттепель") на страницы печати прорывались и произведения, бескомпромиссно правдивые ("Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицына).

Однако и в более жесткие времена рядом с парадным искусством существовал "черный ход": поэты использовали эзопов язык, уходили в детскую литературу, в художественный перевод. Отверженные художники (андеграунд) образовывали группы, объединения (например, объединение творческой молодежи СМОГ, Лианозовская школа в живописи и поэзии), создавались неофициальные выставки (например, "бульдозерная" в Измайлово) - все это помогало легче переносить социальный бойкот издательств, выставкомов, бюрократических инстанций и "полицейских участков культуры".