Международные железнодорожные перевозки

Длительное время наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров (сокращенно – МГК и МПК). В 1966 г. было заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 г. на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF). В нем участвуют 38 государств (большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки). Конвенция вступила в силу в мае 1985 г.[1]

COTIF объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 г. в единое основное соглашение. К нему имеется два приложения, содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок. Приложение "А" (именуется Единые правила МПК) определяет условия перевозок пассажиров, приложение "В" (именуется Единые правила МГК) содержит условия перевозок грузов.

Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам COTIF общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км в сутки, а для грузов малой скорости – 300 км в сутки. Однако за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.

Предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в COTIF определен в 17 СПЗ МВФ (специальных прав заимствования), или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто.

На рубеже XX–XXI вв. в связи с распадом международной социалистической системы остро встал вопрос о гармонизации международного транспортного права, о корректуре устаревших норм как CIM-COTIF, так и Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. Международный комитет железнодорожного права CIT (Comite Internationale des Transport pas Chemnis de Fer), занимающийся вопросами развития международного права в области железнодорожных перевозок, разработал предложения о корректурах и дополнениях текста COTIF в редакции от 9 мая 1980 г. Эти изменения COTIF были закреплены в Вильнюсском протоколе об изменениях от 3 июня 1999 г., который вступил в силу 1 июля 2006 г.

Хотя Россия не является участницей Бернских конвенций и COTIF, их положения, служебные инструкции и другие нормативные документы применялись и продолжают применяться при перевозках наших внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из этих стран в Россию.

В области железнодорожных перевозок для предприятий особое значение имеет Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), участниками которого являются Россия, ряд стран Восточной Европы, Иран, Монголия, Китай, КНДР и Вьетнам. Это Соглашение действует в редакции 2013 г. и определяет порядок приема грузов к перевозке и условия его доставки и выдачи грузополучателям.

Внешнеторговые грузы в страны – участницы Соглашения отправляются на основании международной накладной. СМГС вводит ряд дополнений, касающихся маркировки груза и оформления транспортных документов. В стране назначения груз выдается в соответствии с национальными правилами этой страны, однако и в этом случае СМГС содержит ряд дополнительных предписаний, в частности, специальные правила о порядке составления коммерческих актов при выявлении несохранности груза.

Грузы по желанию отправителя перевозятся малой или большой скоростью, причем сроки доставки определяются СМГС с добавлением времени на их перегрузку на пограничных железнодорожных станциях. Провозные платежи выплачиваются по национальным тарифам и в национальной валюте: за следование груза по дорогам отправления – отправителем, а по дорогам назначения – получателем груза.

Что касается провозных платежей за перевозку грузов по железным дорогам страны транзита, то если в Международном транзитном тарифе (МТТ) не указано иного, плата за перевозку и дополнительные сборы, исчисляемые по этому тарифу, могут оплачиваться отправителем на станции отправления или получателем на станции назначения в соответствии с положениями действующего в данном сообщении международного транспортного права. Допускается оплата провозных платежей и дополнительных сборов по транзитным железным дорогам – участницам МТТ через экспедиторские организации, имеющие договор с соответствующей транзитной железной дорогой.

Ответственность железных дорог за сохранность принятого к перевозке груза наступает при наличии вины, отсутствие которой должен доказать перевозчик. Однако при особых обстоятельствах (исправность перевозочных средств, сопровождение груза проводником грузовладельца и др.) вина перевозчика должна быть доказана грузовладельцем. Возмещение за несохранный внешнеторговый груз выплачивается в пределах его действительной стоимости, которая определяется на основании внешнеторговой цены (при ответственности иностранных дорог) или же внутренней цены (при ответственности отечественных дорог).

СМГС предусматривает претензионный порядок разрешения споров. Право предъявления претензий, основанных на договоре перевозки, принадлежит отправителю или получателю. Претензия должна быть предъявлена в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием суммы возмещения отправителем – к дороге отправления, а получателем – к дороге назначения.

Иск может быть предъявлен только после заявления претензии в соответствии со ст. 29 СМГС. Иск предъявляется только к той железной дороге, к которой была заявлена претензия, и только в том случае, если ею не был соблюден срок рассмотрения претензии, или если претензия была отклонена полностью или частично.

Иск должен быть предъявлен только в надлежащем суде той страны, железным дорогам которой была предъявлена претензия.

На основании СМГС и дополняющего его МТТ возможны железнодорожные перевозки внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из них, хотя участниками СМГС они и не являются.

В некоторых изданиях указывается[2], что для этого при экспортных отправках в накладной СМГС в качестве получателя называется выходная железнодорожная станция страны СМГС, а в графе об особых заявлениях – конечный получатель в одной из стран Западной Европы. На основании указания пограничная станция выписывает новую железнодорожную накладную по форме COTIF, в которой участвуют железные дороги западноевропейских стран, и груз направляется конечному получателю. При отправках грузов в Россию из стран Западной Европы соответственно составляются сначала накладная COTIF, а затем на соответствующей пограничной станции – накладная СМГС. Однако существует и объединенная накладная.

С некоторыми странами (Финляндией, Турцией, Польшей, Литвой и др.) Россия (ранее СССР) заключила двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении. Эти соглашения отражают общепринятую практику международных перевозок и в ряде вопросов учитывают правила перевозок, выработанные в рамках Бернских конвенций (МГК и МПК).

В ходе сотрудничества в области железнодорожного транспорта государств, входивших ранее в СССР, был заключен ряд соглашений. В частности, Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами – участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 г. и Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств – участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12 марта 1993 г. Также заключено Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава от 9 сентября 1994 г. (участвует 12 государств, в том числе Российская Федерация).