Международные услуги в области информации

Всевозрастающую роль в мировых товарных и финансовых потоках играет международный информационный обмен.

Международный информационный обмен – это передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны. В России был принят Федеральный закон от 4 июля 1996 г. №85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". В соответствии с этим законом объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.

Документированная информация – это документ, т.е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Она делится на массовую и конфиденциальную. Массовая информация предназначена для неограниченного круга лиц. Это печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы. Конфиденциальная информация предназначена для ограниченного круга лиц.

Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и т.п.).

Информационные продукты (продукция) – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребителей-пользователей.

Информационные услуги – это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Средства международного информационного обмена представляют собой информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.

Интернет. Интернет с его глобальной сетью реально превратился в ведущее направление развития информационных и рекламных услуг. Эта сеть дает возможность:

• организовать рекламу продукции и товара на международном уровне;

• организовать рекламу фирмы с целью привлечения партнеров;

• рекламировать проекты для привлечения инвесторов;

• организовать систему заказов продаваемого товара;

• организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров и т.д.;

• заказать товар и доставку груза;

• выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг.

Интернет представляет собой совокупность соединенных между собой информационных серверов-компьютеров, на которых хранится различная информация, и самих пользователей информации. В основном эта информация доступна через технологию World Wide Web (сокращенно WWW или WEB). Такое название эта технология получила потому, что каждый пользователь может свободно переключаться с одного сервера на другой независимо от географического местоположения серверов, которые буквально опутали Землю паутиной своих сетей.

К новым видам внешнеэкономических связей относятся международные услуги аудиторов. В мире функционирует более 50 глобальных международных бухгалтерских сетей (NAF). Членами NAF являются и российские аудиторские компании: "Аудит-Ажур" (входит в ассоциацию Maoris Rowland International); Μ КД (входит в Pannell Kerr-Forster); "Петро-Балт-Аудит" (входит в Alliot Pirson International) и др. У российских аудиторских фирм, вошедших в NAF, значительно расширились объемы услуг, предоставляемых клиентам, и повысилось их качество.

Крупнейшим поставщиком информационных услуг являются Соединенные Штаты Америки: в 2008 г. их доля на международном рынке составила 45%, это больше доли всех западноевропейских стран, вместе взятых (34%). США лидируют в технологическом отношении и предлагают широкий ассортимент услуг, которые в большинстве случаев уже апробированы на емком и разнообразном внутреннем рынке страны. Преимуществом США также является преобладание в мире английского языка, доступного для большинства клиентов. Экспорт США услуг в области связи, компьютерных услуг и услуг, связанных с базами данных, за исключением поставок зарубежным филиалам, в 1990–2002 гг. ежегодно увеличивался примерно на 10% и в 2002 г. составил 12 млрд долл. Основными импортерами этих услуг являются европейские страны и Япония, несмотря на то что европейские страны конкурентоспособны в различных сегментах данного рынка и сами внедрились на рынки других регионов.

В области информационных услуг существует большой разрыв между развитыми и развивающимися странами с точки зрения квалификации персонала и развития технологии. Информационные услуги во многих развивающихся странах все еще находятся в зачаточном состоянии, и большинство основных компонентов импортируется из развитых стран. По мере расширения использования компьютеров и совершенствования инфраструктуры связи спрос на услуги быстро растет: в среднем на 10–15% ежегодно.

Услуги в области связи. Услуги по связи занимают особенно важное место на информационном рынке. Как на международном, так и на внутренних рынках многих стран предоставление этих услуг традиционно отличалось менее острой конкуренцией в том смысле, что взимаемая с пользователя плата, особенно в случае телефонной связи, включает помимо покрытия расходов на предоставление услуг значительную дифференцированную экономическую ренту. В соответствии со сложившейся практикой плата за международное соединение для внутренней системы устанавливается национальными властями (государственными компаниями электросвязи или национальными регламентирующими органами), в результате чего тарифы на телефонные переговоры между одной страной и какими-либо двумя другими странами при использовании сходного оборудования могут значительно различаться, несмотря на то что эти две страны находятся на одинаковом расстоянии от первой.

Общая сумма дохода развитых стран от продажи государственных услуг по связи в 2011 г., по разным оценкам, варьировалась от 1,2 трлн до 2,8 трлн долл. На США в 2011 г. приходилось более 35% общей суммы доходов от продажи этих услуг (40% в 2004 г.). Главным компонентом услуг но связи являются услуги телефонной связи, однако в последние годы очень динамично развиваются новые виды услуг, такие как кабельное телевидение, услуги "за дополнительную плату" (включая разнообразные специализированные услуги, к которым можно получить доступ через обычную телефонную сеть или через специальную передающую сеть), передача данных и радиотелефонная связь. Растет число альянсов, заключаемых между фирмами, которые специализируются в предоставлении различных компонентов этих услуг в разных странах, в том числе в России, Украине и др.

Среди развивающихся стран наибольшим динамизмом в секторе связи отличается регион Восточной и Юго-Восточной Азии. Доходы от экспорта в ряде стран этого региона в прошедшем десятилетии росли весьма высокими темпами, несмотря на изначально низкий уровень. Многие развивающиеся страны устанавливают системы цифровой связи, а некоторые из них, располагающие необходимой технологической базой и квалифицированными кадрами, способны перейти к внедрению более сложных в техническом отношении систем. Однако, учитывая высокую стоимость создания мощной сети связи, компании развивающихся стран вступают в стратегические союзы с компаниями развитых стран в целях обеспечения доступа к глобальным сетям связи.

В странах Африки сектор связи еще находится на ранней стадии развития, хотя и здесь уже начинают принимать меры по укреплению инфраструктуры связи и подключению внутренних систем к мировым сетям.

Программное обеспечение (ПО). С ростом числа подключений персональных компьютеров к сетям с применением новых технологий в других отраслях производства быстро увеличивается спрос на средства программного обеспечения. Поскольку совместимость различных систем становится все более сложной задачей, часть компаний переориентируют свою деятельность с компьютерной техники на услуги в области программного обеспечения. Рост спроса также стимулируется глобальным подъемом экономики. Программное обеспечение – это одна из наиболее запутанных областей международной торговли, занимающая промежуточное положение между товарами и услугами. Программа, написанная специально для иностранного пользователя, однозначно представляет собой экспортируемую услугу, а пакеты программного обеспечения, в массовых количествах предлагаемые на рынке, по своему характеру скорее походят на товар и зачастую учитываются в качестве такового в торговом балансе. Но поскольку стоимость пакета программного обеспечения значительно превосходит его цену как материального продукта в силу того, что по своей природе он является интеллектуальной собственностью, более справедливо относить его к категории экспортируемых услуг.

Мировые поступления от продажи пакетов программного обеспечения в первые годы XXI в. увеличивались ежегодно более чем на 15% и в 2011 г. достигли 244 млрд долл. Основным поставщиком программного обеспечения на мировой рынок являются США, на долю которых приходится свыше 65% мирового объема торговли пакетами программного обеспечения (в 2002 г. – около 75%). Весь объем зарубежных продаж в 2011 г. оценивался в 160 млрд долл., тогда как закупки у иностранных продавцов составляли 92 млрд долл. Доли Западной Европы и Японии остаются незначительными, но конкуренция усиливается, что ведет к существенному снижению цен на программное обеспечение. Индустрия производства средств программного обеспечения в ряде динамично развивающихся стран Азии (включая Гонконг, Индию, Китай, Южную Корею, Сингапур, китайскую провинцию Тайвань и Филиппины) и некоторых странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии, Мексике) отличалась в последнее десятилетие довольно высокими темпами роста, несмотря на весьма слабую исходную базу.

Однако производство средств программного обеспечения в этих странах остается относительно незначительным по объему, хотя некоторые из них стали довольно крупными производителями вычислительного оборудования. Наиболее сложные средства программного обеспечения эти страны вынуждены импортировать. Страны Латинской Америки, такие как Аргентина, Бразилия и Мексика, пытаются создать современную информационную индустрию и немало преуспели в этой области. В то же время производимые ими средства программного обеспечения предназначались главным образом для применения в менее сложных областях, таких как административное управление и бухгалтерский учет. Во многих странах Африки персональные компьютеры появились только в последнее время, и хотя некоторые послепродажные услуги предоставляются, объем услуг в области программного обеспечения, как правило, незначителен.

Одним из заметных событий прошлого десятилетия стал быстрый рост экспорта трудоемких компьютерных услуг, включая создание баз данных и программирование, в целом ряде развивающихся стран, в том числе в Бразилии, Индии, Китае, Мексике, на Филиппинах, Гонконге, Таиланде. Это явилось отражением резкого увеличения спроса на подобные услуги в результате перехода многих компаний к практике приобретения таких услуг у внешних поставщиков и нехватки специалистов в развитых странах. В качестве примера можно привести Индию, в которой быстро растет внутреннее производство и экспорт средств программного обеспечения. Располагая высококвалифицированными специалистами в области компьютерных технологий, заработная плата которых составляет менее 1/5 заработной платы специалистов из развитых стран, Индия обладает высокой конкурентоспособностью в данном секторе, где затраты на рабочую силу являются основным компонентом совокупных производственных издержек. Правительство Индии также стимулирует приток иностранных инвестиций и экспорт. Таким образом, индийская индустрия средств программного обеспечения переживает период быстрого перехода от обработки данных, основывающейся на использовании дешевого труда, к более сложным проектам разработки программного обеспечения. Для того чтобы воспользоваться этими возможностями, все большее число иностранных фирм перемещают свое производство в Индию и другие страны, находящиеся в аналогичном положении. Для этих целей используется аутсорсинг – форма перемещения компаний из одной страны в другую.

Иные услуги. Помимо динамично развивающихся услуг века информации ведется активная международная торговля более традиционными видами деловых услуг. Одними из них являются инженерно-строительные услуги, предоставление которых требует сочетания двух различных видов людских ресурсов: высококвалифицированных специалистов и полуквалифицированной рабочей силы. Поэтому международные компании, занимающиеся подрядными работами, нередко функционируют в форме смешанных предприятий с участием фирм развитых и развивающихся стран.

В той части этого вида услуг, которая сопряжена с работой высококвалифицированных специалистов (например, инженеров-консультантов), доминирующее положение на рынке занимают развитые страны. Судя по доходам 225 ведущих компаний, еще в середине десятилетия на развитые страны приходилось более 80% общего объема доходов от международного строительства в размере 160 млрд долл. Среди этих стран лидировала Япония (20%), далее следовали США, Франция, Великобритания и Германия (16, 13, 12 и 11% соответственно). Но в 2005–2012 гг. начали стремительно расти позиции Китая, эта страна стала занимать первое место в реализации международных строительных проектов в PC вместе с США. Китайские компании показывали устойчивый рост в период кризиса 2008–2010 гг., в том числе в США, Канаде, ЕС, Восточной Азии, Латинской Америке и Африке. В более широком сравнении на первом месте находится Евросоюз, на который в 2011 г. приходилось более 30% всего строительного рынка (47% в 2003 г.). Экспорт финансовых услуг из стран ЕС в 2010–2011 гг. составил свыше 250 млрд долл. (49%) глобального экспорта всех финансовых услуг.

Среди региональных рынков развивающихся стран наиболее динамичным является рынок Восточной и Юго- Восточной Азии. Подрядное строительство в этом регионе варьирует от осуществления инфраструктурных проектов (таких, как строительство электростанций и транспортных систем) до сооружения химических предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, других производственных мощностей обрабатывающей промышленности и крупных зданий. Страны региона приобретают ключевые строительные услуги у транснациональных компаний, что объясняется недостаточным уровнем квалификации местных специалистов и нехваткой финансовых ресурсов; однако некоторые из этих стран, как отмечалось выше, также экспортируют строительные услуги. Что касается других компонентов деловых услуг, таких как юридические услуги, услуги по ведению бухгалтерского учета, медицинские услуги, теле- и радиовещание, кинематография и реклама, то осуществление трансграничных операций сдерживает наличие нормативных барьеров – от ограничений в отношении уровня квалификации, который должен иметь иностранный поставщик для получения разрешения на предоставление услуг в какой-либо стране, до полного запрета на оказание таких услуг по соображениям национальной безопасности, охраны здоровья населения и защиты культуры. В то же время технологические барьеры на пути оказания этих услуг значительно снизились, в том числе благодаря развитию информационных технологий, поэтому и торговля этими услугами заметно расширяется.