Международные усилия в области решения проблем развивающихся стран

Первоначально международные усилия предпринимались самими развивающимися странами. Прежде всего, это был бойкот ГАТТ, которое они не без основания считали "клубом богатых стран", так как правила этого соглашения отвечали интересам в основном развитых стран. В ответ в 1964 г. была создана ЮН KT АД как структурное подразделение ООН, цель которого состояла в создании благоприятных международных условий торговли для развивающихся стран, что должно было способствовать, по замыслу основателей организации, получению ими прибыли от торговли и их экономическому развитию. У истоков создания ЮНКТАД и ее первым президентом был аргентинский экономист Рауль Пребиш. Замысел создания организации так и не реализовался: как было сказано выше, все успехи, достигнутые отдельными группами развивающихся стран, не связаны с ЮНКТАД.

Следующим этапом объединенных усилий развивающихся стран стала борьба за новый мировой экономический порядок (НМЭП), развернувшаяся в 1970—1980-х гг. В этой борьбе друг другу противостояли две организации — Группа-77 (С77) и ОЭСР. Первая объединяла развивающиеся страны, вторая — развитые государства Запада. В 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Требования НМЭП со стороны в77 состояли в следующем: выравнивание цен на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке, льготные условия кредитования развивающихся стран, больший доступ к передовым западным технологиям, ограничение вывоза прибыли транснациональными корпорациями. Очевидно, что эти требования носили нерыночный характер, так как рынок всегда работает в пользу сильнейшего. Все структуры Запада восстали против требований НМЭП. Развивающиеся же страны не смогли объединить усилия для коллективных действий, так как, во-первых, до 90% средств на их развитие поступало из внешних (западных) источников, во-вторых, в рядах развивающихся стран не было единства интересов. Они были (и остаются) конкурентами по отношению друг к другу, поскольку в большинстве своем специализируются па предоставлении ресурсов для развитых стран, а не на внутри- и межрегиональной кооперации. Проект НМЭП не состоялся.

Однако что-то предпринимать в отношении проблем развивающихся стран было необходимо, иначе это серьезно отразилось бы на благополучии стран Запада. В конце 1980-х гг. к решению проблемы подключились Всемирный банк, МВФ, страны С7, а также другие развитые страны и позднее Россия. Характерно, что все усилия были направлены только на нормализацию долговой ситуации, что отвечало интересам самих стран-кредиторов. Кредитор основных мировых должников — США — первым предпринял усилия по нормализации финансовой ситуации в развивающихся странах. В 1985 г. министр финансов США Дж. Бейкер признал, что для решения проблемы долга развивающихся стран необходимо восстановить их экономический рост. Предлагался многоступенчатый план, который, впрочем, не дал необходимых результатов, хотя и предполагал выдачу новых кредитов развивающимся странам со стороны МВФ и американских коммерческих банков. Более эффективным и благожелательно воспринятым в развивающихся странах был план министра финансов США II. Бреди, содержавший предложения по списанию внешних долгов развивающихся стран (1989 г.). План Бреди облегчил долговое бремя 17 крупнейшим странам-должникам, хотя их долг оставался еще крупным и отвлекал значительные средства от экономического роста.

Последующие усилия международного сообщества по облегчению социально-экономического положения развивающихся стран сводятся к двум основным направлениям. Первое — гуманитарная помощь. Ее пропагандируют благотворительные организации и неправительственные фонды, предупреждающие, что сокращение помощи бедным странам оборвет жизнь многих миллионов людей. 60% всех средств, выделяемых в мире в рамках официальной помощи на цели развития, приходится на страны ЕС. Критики этой формы помощи ссылаются на то, что гуманитарная помощь "съедается" коррупцией и просто "проедается", не используясь для экономического развития. По некоторым данным, с 1960-х гг. Африка получила около 1 трлн долл. разных видов помощи, а ситуация там сегодня хуже, чем была полвека назад.

Второе направление — продолжение политики списания долгов, начатой США. Бывшие страны-метрополии -Франция и Англия — продолжили эту инициативу Соединенных Штатов в 2000-х гг., определив около 40 беднейших стран мира, нуждающихся в облегчении долгового бремени. К ним присоединилась Россия, должники которой находятся в основном в Африке. Преобладающая часть их долга приходится на поставки военной техники (в основном, в период холодной войны). Данное направление помощи развивающимся странам также имеет свои ограничения: это иждивенческие настроения тех развивающихся стран, которые не вошли в группу наиболее нуждающихся; они просят зачислить их в "беднейшие", чтобы получить привилегию списания долгов вместо того, чтобы использовать собственные возможности для экономического роста.

На сегодняшний день существуют десятки программ борьбы с бедностью. Что же может решить проблему отсталости развивающихся стран? Принципиально — ничего, так как ресурсов Земли не хватит на то, чтобы обеспечить повсеместно уровень жизни таким, как на Западе. Если же говорить о приближении уровня жизни в развивающихся странах к уровню развитых стран, то первостепенную роль должно сыграть изменение экономической политики развитых стран: снижение их государственных субсидий сельскохозяйственного производства, что сегодня резко снижает его рыночную стоимость по отношению к стоимости продукции развивающихся стран, и понижение таможенных пошлин на весь импорт из стран Периферии. Однако, несмотря не то, что проблема отсталости бьет и по развитым странам, на сегодняшний день никаких коллективных мер с их стороны не принимается.