Закупочная деятельность как фактор обеспечения качества и ассортимента товаров

Закупочная деятельность — деятельность по приобретению товара у товаропроизводителя (поставщика) или оптового продавца с целью его последующей продажи на рынке. Главная задача закупочной деятельности — приобретение товара, отвечающего запросам потребителей по уровню качества и ассортиментной принадлежности, а также по выгодным ценам. Главный критерий приобретаемого товара — оптимальное соотношение цены и качества. Результативность процесса выбора поставщиков (как и товаров) определяется методикой их оценки. Разработаны специальные методики оценки результативности процесса выбора поставщиков (как и товаров).

При выборе поставщиков может быть использована, например Вперед иерархия характеристик в порядке уменьшения значимости:

1) деловая надежность;

2) оперативность, своевременность поставок;

3) быстрота реагирования на потребности клиентов;

4) качество товара;

5) репутация поставщика товара;

6) соответствие ассортимента формату торговой организации и запросам ее потребителей;

7) уровень квалификации персонала;

8) возможность предоставления кредита.

Указанные критерии можно признать типовыми. Наряду с этим в каждой организации могут применяться специфические критерии, исходя из принятой стратегии деятельности. Например, в перечне критериев отбора поставщиков розничным магазином [28, 40] присутствуют еще и такие критерии, как наличие штрихового кода, отсрочка платежа, условия поставки, возврата и обмена товара, наличие бюджета на проведение рекламных акций, дегустаций.

Документальная основа

Работа с поставщиками регламентируется внешними и внутренними документами. К внешним документам относится договор поставки, к внутренним — стандарты организации (СТО).

Договор поставки — главный инструмент регулирования хозяйственных связей покупателей и поставщика. Товароведные требования, как уже указывалось выше, отражаются в таком разделе договора, как "Приемка по качеству". Неотъемлемой частью договора поставки является спецификация на товары или технические условия, где конкретизируются требования к товарам, подлежащим поставке.

В СТО торговой организации по работе с поставщиками рекомендуется [40] ведение двух типов журналов.

Первый документ направлен на обеспечение прозрачности работы, исключение субъективизма в отборе поставщиков. В нем устанавливаются:

1) критерии выбора поставщиков;

2) порядок ввода и вывода товара из ассортимента;

3) процедура заключения договоров с поставщиками, в том числе обязанности должностных лиц.

В СТО предусматриваются упреждающие действия магазина в случае отклонений в деятельности поставщика в отношении основополагающих характеристик товара- цены, качества, количества и ассортимента. К таким отклонениям относятся:

1) несвоевременное извещение об изменении входных цен;

2) прекращение поставок отдельных позиций ассортимента;

3) пересортица товара (поставка вместо одного товара другого со сходными свойствами, но отличающегося сортом, артикулом и ценой).

Если в первом журнале отражается работа организации на этапе оформления договора поставки, то во втором - на этапе реализации договора. Целью введения журнала является фиксация информации об условиях работы с конкретными поставщиками и контактов поставщиков с менеджерами по продаже. Предполагается, что указанный журнал должен быть в общественном доступе. Это позволяет:

1) в любой момент оперативно созваниваться с менеджером поставщика;

2) контролировать взаимоотношения между менеджерами розничной компании и менеджером компании-поставщика;

3) новому менеджеру торговой сети ознакомиться с нюансами работы с поставщиком.