Международные и региональные стандарты оценки Международные стандарты оценки

Важно, чтобы профессиональный оценщик строга анализ и сообщал свои выводы и рекомендации клиенту в доступной для понимания и не вводящей в заблуждение форме. Международные стандарты оценки призваны отражать современные требования, предъявляемые к оценщику в сто профессиональной деятельности[1].

Со времени своего основания МСО представляли собой коллективную мысль, опыт и профессиональные суждения оценщиков более чем 50 стран мира. Впервые опубликованные в 1985 г. и с тех пор много раз подвергавшиеся изменениям, МСО, как утверждается, базируются на принципе исторического развития дисциплин профессиональной оценки, которое охватывает многие десятилетия, а также на работе Международного комитета по стандартам оценки имущества (МКСОИ)[2] с момента его образования в 1981 г. Комитет ставил своими основными задачами:

• дать более четкие формулировки различных баз оценки;

• подчеркнуть различия между оценкой, проводимой в целях финансовой документации или отчетности, и оценкой, проводимой при других обстоятельствах[3];

• прояснить терминологию, допускающую неоднозначность толкования на международном уровне;

• привести необходимый вводный материал, позволяющий достичь лучшего понимания и более эффективного применения упомянутых выше МСО.

Стандарты описывают процедуры, которых следует придерживаться при проведении оценки, при проверке результатов оценки или при осуществлении консультационных услуг, а также формулируют требования к форме изложения результатов оценки.

Каждый стандарт соответствует некоторому классу ситуаций, относящихся к процессу оценки[4]. При этом каждый стандарт, несмотря на то что он может публиковаться в качестве отдельной группы разделов, на самом деле является составной частью единого целого.

Определения, предварительные замечания, понятия и принципы оценки наряду с другими общими элементами следует рассматривать в качестве неотъемлемой части каждого стандарта.

Для решения поставленных задач каждый стандарт содержит в своей структуре следующие разделы:

1) введение;

2) область применения;

3) определения;

4) взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета;

5) формулировка стандарта;

6) замечания;

7) требования к изложению фактического материала;

8) условия отступления от стандарта;

9) дата вступления в силу.

Международные стандарты оценки составлены для оценщиков и пользователей услугами по оценке, которые должны требовать, чтобы работа по оценке проводилась в точном соответствии с этими стандартами и национальными стандартами, утвержденными на государственном уровне.

Имея в виду изложенные в Концепции развития оценочной деятельности (2006 г.) причины необходимости стандартизации в оценке, стоит уделить более пристальное внимание рассмотрению МСО в их варианте перевода в доступной версии 2003 г. Это представляется тем более важным, что па законодательном уровне изначально предполагалось, что российские государственные стандарты будут разрабатываться на основе МСО.

Действительно, считалось, что использование МСО в качестве основы для разработки ФСО позволит внедрить в практику оценочной деятельности в Российской Федерации международно признанные принципы оценки с целью создания условий для постепенного выхода российских предприятий на международные рынки, будет способствовать росту капитализации российских компаний, иностранных инвестиций и тем самым внесет вклад в общее развитие российской экономики. При этом ФСО должны учитывать специфику российского рынка оценочных услуг, опыт российских оценщиков, накопленный в ходе становления рынка оценочных услуг. В соответствии с этим формирование системы ФСО планировалось "осуществлять путем инкорпорации МСО в законодательство России и адаптации их к российским условиям осуществления оценочной деятельности"[5].

Заметим, что в российской государственной системе стандартизации был принят следующий порядок внедрения международных стандартов∟ прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований; использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

Международная стандартизация действительно позволяет сэкономить время и средства, необходимые для разработки национальных стандартов, и таким образом развитие международной стандартизации предопределяет развитие стандартизации национальной. К сожалению, этого нельзя сказать о МСО, которые, несмотря на свое название, не являются продукцией ISO и не соответствуют уровню стандартов ISO. Это вовсе не безупречный документ, которому до́лжно следовать, поскольку уровень качества аутентичного перевода МСО (наличие большого количества стилистических и логических недочетов), конфликт с нормативной базой РФ в части определений ряда правовых понятий, не вполне адекватное отражение теории оценки – все это выводит данный документ за рамки его приемлемости для целей стандартизации. Эти проблемы делают невозможным и следование установленному порядку внедрения международных стандартов в России в отношении МСО.

Действительно, в тексте перевода МСО присутствуют далеко не профессиональные выражения типа "время выставления", "объект имущества", "сравнительный затратный подход", "сравнительный доходный подход", "бдительность оценщика", "своекорыстие оценщика", "ухудшение" и "загнивание" (вместо физического износа), "неосязаемая (?!) стоимость" (как будто существует "осязаемая").

В прилагаемом Глоссарии можно встретить теоретически неграмотные и стилистически ущербные определения, например: "Стоимость. Цена, на которую, скорее всего..." (с. 404). Это определение сводит на нет труд преподавателей оценочных дисциплин и "подправляет" экономическую теорию, утверждающую, что "цена" и "стоимость" – это не одно и то же.

А в Методическом руководстве МР 5 "Оценка стоимости движимого (личного) имущества", в и. 3.0 дается следующее "определение": "3.6. Личное движимое имущество. В некоторых государствах термин – используемый для идентифицируемых, переносных и осязаемых предметов, которые публика считает недвижимым имуществом. См. также Личное имущество".

В стандартах, как и в теории, подобного рода "определения", апеллирующие к непрофессиональным заблуждениям публики, недопустимы.

Американские стандарты оценки

Единые стандарты профессиональной оценочной практики (Uniform Standards of Professional Appraisal PracticeUSPAP) являются обязательными для применения в США и ряде других стран и относятся к разряду региональных. Они разрабатываются и утверждаются Советом по стандартам оценки Фонда оценки – некоммерческой образовательной организацией, основанной в 1987 г. ведущими профессиональными организациями США (Институт оценки, Американское общество оценщиков, Национальная ассоциация магистров оценки) для достижения единообразия и профессионализма в оценке.

В USPAP представлены условия, которым нужно следовать при осуществлении оценки, проверке отчета об оценке или предоставлении консультативных услуг; способы, которыми производятся оценка, ревизия или консультативные услуги.

Стандарты 1 и 2 регулируют процесс оценки и составление отчета об оценке недвижимости. Стандарт 3 устанавливает нормы проверки (экспертизы) отчетов по оценке и составлению отчета на основании этих норм. Стандарты 4 и 5 направлены на развитие и обобщение консультативных функций оценщика по оценке недвижимости. Стандарт 6 устанавливает необходимые критерии для разработки и сообщения результатов по массовой оценке для целей налогообложения недвижимого имущества или любых других видов собственности. Стандарты 7 и 8 устанавливают нормы для проведения процесса оценки и составления отчета об оценке личной (движимой) собственности. Стандарты 9 и 10 устанавливают нормы для проведения оценки бизнеса.

Стандарты включают в себя Положение о стандартах оценки, выпущенное Комитетом по стандартам оценки для целей прояснения, интерпретации, толкования или выработки стандартов или правил стандартов.

Пояснительные комментарии являются неотъемлемой частью Единых стандартов и должны рассматриваться в качестве толкования к положениям, определениям или правилам стандартов. Комментарии не прилагаются к положениям, определениям или правилам стандартов, которые являются аксиоматическими или не требуют дальнейших разъяснений.

Важную роль в деятельности оценщика занимают этические обязательства. Стандарты содержат разъяснительные комментарии и начинаются с Положений об этике, которые включают в себя четыре раздела: "Поведение", "Менеджмент", "Конфиденциальность" и "Ведение отчетности" – и обусловливают требования целостности, объективности, независимости суждения и этического поведения оценщика. Дополнительно в данные стандарты входят Положения о компетентности, налагающие прямую ответственность на оценщика по принятию решения. Также включены определения ряда базовых понятий для данных стандартов. Стандарты содержат как обязательные, так и специфические требования, к которым при определенных ограниченных условиях применимы Положения об отклонениях.

В дополнение к десяти стандартным правилам USPAP включают также документы о стандартах, которые специально служат

для упрощения, толкования, разъяснения или совершенствования USPAP.

К недостаткам USPAP следует отнести перегруженность структуры (присутствие кроме собственно стандартов многочисленных комментариев, положений, определений, правил и др.), а также наличие логических проблем в ряде определений основных понятий. Однако стандарты USPAP–2005 дают пример изложения материала конкретно по направлениям оценочной деятельности. Таким образом, пренебрегать Едиными стандартами профессиональной практики оценки США USPAP–2005 как возможным источником и альтернативной по отношению к МСО базой при подготовке национальных стандартов оценки не следовало бы.

Европейские стандарты оценки

Европейские стандарты оценки (ECO) являются также представителями международных региональных стандартов. Аннотация, доступная в рубрике "Печатные издания" сайта appraisal.am, сообщает, что приняты новые ECO–2000, и характеризует их 4-е издание.

Презентация новых European Valuation StandardsEVS (ECO– 2000) состоялась 8 ноября в Брюсселе в рамках генеральной ассамблеи ЕГАО (Европейской группы ассоциаций оценщиков 'Пн European Group of Valuers Associations (TEGoVA)). Стандарты являются обязательными для применения странами Европейского Союза (ЕС), которые должны привести национальные стандарты в соответствие с ECO–2000. Система евросертификации оценщиков, одобренная ЕГАО (Approved by TEGoVA), также строилась на основе ECO–2000.

Четвертое издание ECO–2000 включает в себя непосредственно стандарты, руководства и приложения.

В стандартах рассматриваются самые общие принципы и методы, использующиеся в оценочных процедурах.

Стандарт 1. Соответствие ECO–2000 другим документам и законодательным актам. Рассматривается взаимосвязь с МСО и законами ЕС, а также национальными стандартами и законодательствами.

Стандарт 2. Квалифицированный оценщик. Определяются требования, предъявляемые к оценщику законодательством ЕС и национальными законодательствами, профессиональными организациями. Указываются нормы взаимоотношений между оценщиком и клиентом, оценщиком и аудитором, изложен Профессиональный кодекс оценщика.

Стандарт 3. Задание на оценку. Рассматриваются условия стандартных и нестандартных заданий на оценку.

Стандарт 4. Базы оценки. Рассматриваются основные принципы, используемые в оценке, стандартные базы оценки. Приводятся определения различных видов стоимостей (рыночной, справедливой[6], стоимости в использовании и др.).

Стандарт 5. Оценка для финансовой отчетности. Приводятся классификация активов, основания для выбора той или иной базы оценки, излагаются требования но раскрытию информации в отчете о результатах оценки. Стандарт также включает в себя раздел, в котором освещаются вопросы методологии оценки, особенности оценки земли, зданий, а также особенности оценки специальных объектов.

Стандарт 6. Оценка ценных бумаг банков; оценка, проводимая в связи с выпуском пакета ценных бумаг. Указаны базы оценки, применяемые в данном случае, особые обязанности оценщика, возникающие при проведении такой оценки. Стандарт 6 посвящен также проблемам оценки недвижимости в качестве залога, а также иных предметов залога при ипотечном кредитовании. В данном стандарте даются определения таким понятиям, как "залоговая стоимость", "специальная стоимость обязательств", а также определяются особые требования к оценщику, такие как его независимость, ответственность и наличие специальных знаний. Стандарт требует от оценщика в процессе оценки учитывать наличие токсичных веществ. В нем также рассматриваются вопросы, связанные с оценкой собственности, занимаемой собственником или являющейся объектом инвестиций, а также проблемы оценки, связанные с вынужденной продажей. Приводятся определения различных видов имущества (инвестиционное, оцениваемое на базе его продажного потенциала и др.), а также дается определение ликвидационной стоимости.

Стандарт 7. Прогнозы, даваемые оценщиком. Некоторые виды оценки. Стандарт посвящен оценкам, связанным с предполагаемой стоимостью на будущую дату, и предполагаемым оценкам. Подчеркивается важность прогнозов в работе оценщика, определяются форма их изложения и требования к ним. В данном стандарте раскрываются такие понятия, как "инвестиционная стоимость", "оценка па определенную дату в будущем", "предсказание будущей стоимости". Приводится концепция стоимости при существующем использовании, дается понятие ретроспективной оценки (на дату в прошлом) и оценки в условиях форсированной продажи объекта[7].

Стандарт 8. Оценка в целях проведения инвестиций. Стандарт посвящен вопросу инвестиций в ценные бумаги инвестиционных и страховых компаний и пенсионных фондов. В стандарте рассматриваются вопросы, связанные с определением рыночной стоимости в соответствии с директивами ЕС, а также вопросы методологии оценки в целях инвестирования и квалификации оценщика. Приводятся требования к процедуре оценки, а также даны определения и методология оценки страховых компаний, пенсионных фондов и пр.

Стандарт 9. Отчет о проведенной оценке. Стандарт рассматривает вопросы, связанные с представлением результатов оценки и формы сертификата оценки. Приводятся требования к отчету, указываются пункты, которые должны содержаться в отчете об оценке.

Помимо девяти стандартов ECO–2000 включают в себя 13 руководств к ним, дающих указания по интерпретации и практическому использованию общих принципов и методов, изложенных в стандартах. В числе таких методических рекомендаций по оценке присутствуют следующие руководства:

1) факторы, влияющие на стоимость;

2) оценка специальных объектов;

3) оценка машин и оборудования;

4) оценка активов, предназначенных для инвестиций;

5) оценка сельскохозяйственных объектов;

6) оценка исторических объектов;

7) оценка бизнеса;

8) оценка нематериальных активов;

9) оценка индексов недвижимости;

10) международные оценки;

11) оценка совместных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью;

12) распределение стоимости между землей и зданиями;

13) особенности оценки в различных странах.

Кроме того, ECO–2000 содержат девять приложений, в которых дастся дополнительная информация, представляющая интерес для оценщика. Например, требования к сертификации оценщика, вопросы, касающиеся рецензирования отчетов об оценке и этики оценщика, примеры заданий на оценку, глоссарий терминов, используемых в оценке и смежных дисциплинах.

Следует отметить, что оценка для целей налогообложения и принудительного отчуждения собственности не является предметом ECO. Однако общие принципы, изложенные в них, могут применяться в тех случаях, когда какого-либо другого определенного руководства не существует. Одной из главных особенностей ECO является их ориентация на оценки, выполняемые для целей составления финансовой бухгалтерской отчетности в соответствии с принятым европейским законодательством.

В целом анализ ECO показывает наличие терминологических и методологических отличий европейской оценочной науки от изучаемой в России теории оценки, а также выявляет недостаточную развитость (особенно в том, что касается оценки бизнеса) и отставание процесса стандартизации даже по сравнению с МСО.

В действительности не является секретом то, что в оценке (особенно бизнеса) Европа несколько отстает от Америки. Если в Англии, Германии, Италии, Греции накоплен некий опыт оценки недвижимого и движимого имущества, реализуемый там сюрвейерами[8], землемерами и нотариусами (которые теперь называют себя оценщиками), то поле деятельности в сфере оценки бизнеса там прочно занято теми ведущими консалтинговыми и аудиторскими компаниями (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и др.), специалисты которых, работая в любой стране, обучены и следуют классической теории оценки и американскому опыту. Оценщики России также осваивали свою профессию именно на материалах семинаров Всемирного банка, легших в основу российской оценочной науки. Можно с уверенностью констатировать, что на настоящий момент уровень подготовки российских оценщиков бизнеса (благодаря деятельности соответствующих учебных вузов и утверждению серьезных программ переподготовки), несмотря ни на что, па порядок выше, чем у их коллег из Европы.