Международные отношения в 1990-е годы

В начале 1990-х гг. крах международного социалистического блока и окончание "холодной войны" привели к ликвидации биполярной системы международных отношений. Беловежское соглашение руководителей России, Белоруссии и Украины (8 декабря 1991 г.) привело к роспуску СССР как субъекта международного права и формированию вместо него Содружества Независимых государств (СНГ). Первоначально СНГ объединило Российскую Федерацию, Украину и Белоруссию, а позднее — по итогам Алма-Атинской встречи 22 декабря — включило в свои ряды почти все остальные экс-республики Советского Союза. При этом, став самостоятельными акторами международных отношений, новые государства не всегда были в состоянии выстроить гармоничные отношения с соседями и обеспечить собственную территориальную целостность. Противоречия между участниками СИГ превращали его в неэффективное образование.

Дезинтеграция СССР заново поставила в мировую повестку дня вопрос о контроле над вооружением. Советско-американский договор СНВ-1 (1991 г.) был модицифирован 23 мая 1992 г. с учетом наличия ядерного оружия в России, Казахстане, Белоруссии и Украине. Россия, став право-

преемницей СССР, сохранила ядерный статус. С территории остальных экс-республик СССР ракеты были выведены в Россию и частично уничтожены. В 1994 г. Россия, Украина и США достигли также соглашения о гарантиях безопасности Украине, опасавшейся территориальных споров с соседями. Российско-американский договор СНГ (январь 1993 г.) предусматривал сокращение имеющихся боеголовок обеими странами до 3500 единиц в течение 10 лет. Его ратификация, однако, затянулась вплоть до 1997 г., что было вызвано серьезными разногласиями по ряду вопросов мировой политики.

В целом произошло серьезное возрастание роли США, оказавшихся единственной сверхдержавой. Все международные процессы периода протекали на фоне этой магистральной тенденции. Американцы активизировали вмешательство в дела различных государств (самостоятельно или в рамках блока НАТО), поясняя это как борьбой за продвижение универсальных демократических ценностей, так и реализацией собственных стратегических интересов. Многие страны в тот момент не обладали ресурсом противостояния США, либо в принципе не желали выступать против. В лучшем случае та или иная держава была в состоянии защитить свою территорию или локальные, региональные интересы. США же стремились к установлению максимально выгодного для них международного порядка, пользуясь тактикой навязанного консенсуса и превращая прежних соперников в какой-то степени в партнеров, несогласие которых по отдельным вопросам допускалось ради их участия в глобальных внешнеполитических конструкциях США.

В сентябре 1993 г. Вашингтон провозгласил концепцию "расширения демократии", рассматривавшую содействие демократизации бывших социалистических стран в качестве приоритета внешней политики. Предполагалось, что прежние военные союзники Советского Союза превратятся в членов НАТО, между тем Россия не расценивалась как возможный участник блока. Первоначально российское руководство не выступало против расширения Североатлантического альянса на восток, однако впоследствии Москва оценила подобные меры как угрозу собственной национальной безопасности. Западные политики полагали Россию существенно ослабевшей и не приняли всерьез ее аргументы. В качестве компенсации России было предложено участвовать в программе "Партнерство ради мира", предполагавшей сотрудничество между альянсом и странами, возникшими после краха ОВД и СССР.

Несмотря на неспособность серьезно конкурировать со странами Запада в экономической сфере, Россия в то же время сохраняла особый статус в мировой политике ввиду постоянного членства в Совете Безопасности ООН и ядерного потенциала, способного уничтожить США. Это позволяло ей проявлять несогласие с точкой зрения "коллективного Запада" и США, в частности по ряду вопросов, и временами американцы были вынуждены с этим считаться. В целом, однако, Москва была готова сближаться с США. В начале 1990-х гг. российский и американский президенты Борис Николаевич Ельцин и Джордж Буш заявили, что две страны более не рассматривают друг друга в качестве противников. Российско-американская

Вашингтонская хартия напрямую увязала безопасность США, НАТО и России. Открытая враждебность стала достоянием прошлого, в то же время ни широкомасштабное сотрудничество в экономике, ни подлинный политический альянс так и не сложились. Американцы не отменили введенную против СССР поправку Джексона-Вэника (несмотря на исчезнувшие ограничения в отношении эмиграции), а также нередко использовали свое законодательство в качестве инструмента давления на Россию.

Роль силы в международных отношениях возрастала на фоне увеличения числа вооруженных конфликтов. Это привело к росту значения миротворческих операций, проводившихся различными участниками мирового сообщества с целью прекращения военных конфликтов и гибели гражданского населения. Своеобразным видом таких операций стали гуманитарные интервенции, предполагавшие вооруженное вмешательство третьих стран в конфликт, осуществляемое из гуманитарных побуждений. Их яркими примерами стали действия ООН и армии США в Сомали (1992), Франции в Руанде (1994), наконец, ряд гуманитарных интервенций НАТО на Балканах в 1990-е гг.

Гуманитарные интервенции

В 1987 г. врач и политик Бернар Кушнер в своей книге "Обязанность вмешаться" выступил с утверждением о том, что демократические страны не только имеют право, но и должны вмешиваться в дела других государств с целью защиты прав человека, даже если это будет означать нарушение принципа суверенитета.

В 1990-е гг. ряд авторов вводит в оборот термины "интервенция в гуманитарных целях", "интервенция по причинам гуманитарного характера", "право демократической интервенции".

В 1999 г. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на сессии Генассамблеи призвал мир к "ответственности по защите" мирных граждан от военных конфликтов, дав понять, что гуманитарные интервенции приемлемы во имя недопущения гуманитарных катастроф.

Впоследствии принцип "гуманитарных интервенций" использовался странами Запада для оправдания бомбардировок Югославии во время косовского кризиса 1999 г.

Декада 1990-х гг. ознаменовала собой кризис ООН, которой не удавалось играть ведущую роль в урегулировании кризисов и военных конфликтов. Она не располагала вооруженными силами, которые можно было бы задействовать в критических ситуациях, требующих немедленного вмешательства. Необходимость получения санкций Совета Безопасности на подобные акции требовала согласования нередко противоположных позиций его постоянных членов. Многие страны подвергали организацию масштабной критике, выражая недовольство статусом постоянных членов ООН, которые располагали возможностью добиваться выгодных для себя решений. Япония, Германия, Бразилия и Индия, а вслед за ними целый ряд других государств, начали добиваться расширения числа членов СБ ООН, входящих туда на постоянной основе.

Увеличивалась роль существовавшего с 1970-х гг. неформального объединения ряда развитых государств, так называемой "Большой семерки" (Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция, Япония), активно

влиявшего на международные отношения и пытавшегося подменять собой ООН. Шесть членов "большой семерки" (за исключением Японии) входили в состав НАТО и обладали совместным силовым ресурсом. Страны "клуба" были схожи высокой степенью развития экономики и позициями по большинству вопросов, что позволяло им быстрее находить консенсус, нежели чем участникам мирового сообщества в целом. В конце 1990-х гг. Россия стала постоянным участником группы, превратившейся в "восьмерку" в 2002 г.

Начало 1990-х гг. в Европе характеризовалось всплеском сильных националистических настроений. 1 января 1993 г. произошел мирный распад Чехословакии на Республику Чехия и Словацкую Республику. В Социалистической Федеративной республике Югославия (СФРЮ) экономические диспропорции в развитии республик, рост националистических настроений среди нового поколения лидеров и религиозные противоречия между православными, католиками и мусульманами привели к войне. При этом отделение государств от СФРЮ нередко вело к этническим конфликтам внутри новых стран и попыткам их раскола. Так, провозглашение независимости Словенией и Хорватией летом 1991 г. повлекло за собой формирование самопровозглашенной Республики Сербская Крайна, созданной сербским меньшинством, компактно проживавшим в Хорватии. Это квазигосударство просуществовало до 1995 г. Возникновение независимой Боснии и Герцеговины в 1992 г. сопровождалось фактическим расколом ее на сербскую, хорватскую и мусульманскую части и кровавую войну между ними. Внутри Сербии (которая вместе с Черногорией создала СРЮ) обострились споры между сербами и албанцами. Проживавшие в Косовском крае албанцы составляли до 90% населения региона и добивались независимости, что привело к серьезному внутригосударственному конфликту, ставшему международной проблемой, как и война в Боснии.

Совет Безопасности ООН неоднократно пытался добиться прекращения боевых действий в Боснии. Действия Контактной Группы но бывшей Югославии (в составе России, США, Великобритании, Франции и ФРГ) оказывались малоэффективными. Международными посредникам долго не удавалось ни уговорить воюющие стороны пойти на компромисс, ни хотя бы защитить гражданское население от "этнических чисток". В то же время СБ ООН сумел найти мощный способ воздействия на одного из косвенных участников конфликта Югославию, стоявшую за спиной боснийских сербов. Международные санкции, введенные ООП против СРЮ, сильно ослабили ее экономику и заставили снизить размах помощи сербскому квазигосударству в Боснии. К этому добавилось силовое давление — в 1994—1995 гг. силы НАТО несколько раз применяли авиацию против военных формирований боснийских сербов. В конечном итоге это помогло прийти к Дейтонскому соглашению, закрепившему конфедеративный статус Боснии и Герцеговины и прекращение боевых действий (1995). Боснийский конфликт, в котором поначалу позиции стран Запада и России были едины, постепенно выявил расхождения во взглядах. Москва выступила против бомбардировок сербов, полагая это выходом за рамки резолюции СБ ООН и попыткой помочь одной из сторон конфликта.

Очередной кризис возник вокруг ситуации в Косово после резкого обострения ситуации в крае в 1997—1998 гг. и увеличения числа столкновений между албанскими формированиями и подразделениями югославской армии. СБ ООН еще осенью 1998 г. настаивал на прекращении югославских военных операций в крае, а Совет НАТО в октябре того же года анонсировал возможность применения военной силы против югославов в случае невыполнения ооновской резолюции. После срыва албанско-югославских переговоров в Рамбуйе в марте 1999 г. НАТО взяло на себя решение проблемы и начало бомбардировки югославских военных объектов и коммуникаций, при этом нередко гибли и мирные жители.

Косовский кризис вызвал серьезные споры между странами Запада и Россией, выступавшей против военной интервенции и за соблюдение территориальной целостности СРЮ. Российский премьер-министр Е. М. Примаков демонстративно развернул над Атлантикой свой самолет, направлявшийся в США, узнав о начале бомбардировок. Негативно отнесся к действиям НАТО и другой постоянный член СБ ООН — Китай. Определенные разногласия по поводу силовой акции против СРЮ наблюдались даже внутри Североатлантического альянса (так, Греция отказалась участвовать в ней). В конечном итоге при посредничестве России было подписано соглашение о размещении международных миротворческих сил (в основном — военнослужащих стран НАТО) на территории Косово, что стало фактически началом отделения края от Сербии.

Развитие событий на Ближнем Востоке также свидетельствовало о крахе биполярного противостояния. Почти все мировое сообщество выступило против агрессивных действий иракского президента Саддама Хусейна, войска которого в 1990 г. оккупировали Кувейт, провозгласив его "исконно иракской территорией". Глава Ирака ожидал, что, как и в годы "холодной войны", сможет маневрировать в условиях противостояния Запада и Востока. Однако по решению С Б ООН были введены экономические санкции против Ирака, а в ноябре 1990 г. предпринята операция многонациональных сил "Буря в пустыне" (СССР поддержал резолюцию, хотя и не стал направлять своих военнослужащих в состав коалиции), заставившая в январе-феврале 1991 г. иракцев отступить и признать все резолюции ООН по этому поводу. Иракский Курдистан стал фактически самостоятельным, что серьезно ослабило правящий режим. "Буря в пустыне" стала залогом долговременного доминирования США в ближневосточном регионе. Несколько лет спустя США начали готовиться к вооруженной "акции возмездия" в Ираке. Багдад был обвинен в тайном производстве оружия массового поражения. США и Великобритания провели в декабре 1998 г. военную операцию "Лис в пустыне". Санкции на ее проведение СБ ООП не давал, что вызвало недовольство России и Франции.

В 1990-е гг. удалось активизировать переговорный процесс по ближневосточному мирному урегулированию. В конце октября 1991 г. открылась Мадридская международная конференция, в которой участвовали представители Израиля, ряда арабских государств и палестинская делегация; сопредседателями являлись США и СССР (впоследствии этот статус перешел к России). Стороны признали базовый принцип "мир в обмен на территории", за чем последовали прямые переговоры между правительством Израиля и ООП в норвежской столице Осло. Позиция арабских государств стала более компромиссной после потери традиционного союзника в виде СССР. В свою очередь, США надавили на израильские власти, настаивая на смягчении отношения к ООП.

3 сентября 1993 г. Израиль и ООП признали друг друга, а 8 сентября в Вашингтоне подписали декларацию о принципах местного самоуправления палестинцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, оккупированных ранее Израилем; статус Иерусалима был исключен из обсуждения. Палестинская Национальная автономия (во главе с Ясиром Арафатом) не обладала государственным статусом. В октябре 1994 г. Иордания подписала с Израилем мирный договор и установила дипломатические отношения. В сентябре 1995 г. израильские власти вывели армию из шести городов с преимущественно арабским населением, передав контроль за правопорядком палестинской полиции.

Договоренности были неодназначно встречены как в Израиле (где многие не переставали расценивать ООП как террористическую организацию), так и в арабском мире. Часть прежних сторонников заявила о предательстве Арафатом "интересов арабов". Радикальные исламистские организации (наиболее влиятельными среди них были "Хамас" и "Аль Джихад аль-ислами") организовали в начале 1996 г. ряд терактов в израильских городах. Несколькими месяцами раньше — от рук религиозного фанатика- иудея — погиб премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Новый глава правительства страны, Биньямин Нетанияху, занял жесткую позицию в отношении ООП, которая не была в состоянии справиться с исламистами. Реализация осли неких соглашений существенно затянулась.

Серьезным фактором в международных отношениях 1990-х гг. стал всплеск радикальных исламистских настроений в ряде стран "третьего мира". Религиозный экстремизм — политическая идеология, допускавшая применение любых методов для достижения целей религиозного характера, — обретал все новых сторонников. В апреле 1991 г. в суданском городе Хартум была основана Организация народной арабско-исламской конференции (ОНАИК) в качестве альтернативы правительственной Организации исламская конференция. Участники ОНАИК декларировали цели создания мусульманской конфедерации, борьбы с "международным сионизмом", освобождения арабских территорий, находящихся под израильской и западной оккупацией (речь шла и о местах дислоцирования американских военных баз на Ближнем Востоке и регионах компактного проживания мусульман в немусульманских государствах). В 1992 г. исламисты начали масштабную террористическую войну, стремясь свергнуть светские режимы в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Борьба с международным терроризмом оказалась сложной. Во второй половине 1990-х гг. начала стремительно набирать вес группировка "Аль Кайда", созданная миллионером саудовского происхождения Усамой бен Ладеном, обладавшим опытом участия в войне против советской армии в Афганистане. Организация намеревалась повсеместно бороться против Израиля и США, обвиняемых в реализации "сионистского заговора". Бое-

вики "Аль Кайды" осуществили успешные теракты против американских военных объектов и граждан, на что администрация президента Билла Клинтона ответила нанесением ракетных ударов по Судану и Афганистану с целью уничтожения международной террористической инфраструктуры. Акция возмездия оказалась неудачной, и озлобленные террористы начали накапливать силы для новой атаки.

В Афганистане после вывода советских войск не наступили ни мир, ни хотя бы стабилизация ситуации. В 1992 г. Народно-демократическая партия окончательно потеряла власть, а экс-президент Наджибулла попросил политического убежища в миссии ООН в Кабуле. Новое правительство во главе с президентом-таджиком Бурхануддином Раббани и премьером- пуштуном Гульбеддином Хекматиаром провозгласило Исламское государство Афганистан. Уже в следующем году гражданская война возобновилась; на этот раз борьбу вели между собой различные группы моджахедов, Кабул нередко становился ареной ожесточенных боев. В 1995 г. вооруженные отряды выпускников исламских школ (главным образом пуштунов), создавших фундаменталистское религиозное движение "Талибан", решили железной рукой навести в стране порядок. К концу сентября 1996 г. талибы сумели распространить свою власть почти на всю афганскую территорию, провозгласив "Исламский эмират", в 1996 г. убежище в Афганистане нашел бен Ладен, развернувший в стране лагеря по подготовке боевиков.

Внутриафганский конфликт быстро начал выходить за границы государства, переливаясь на территорию сопредельного Таджикистана и частично — Узбекистана, правительства которых не признали законность режима талибов. В августе 1998 г. талибы захватили опорный пункт Северного Альянса — г. Мазари-Шариф на границе с Узбекистаном. Вне их контроля оставались только труднодоступные горные районы на северо-востоке, где распоряжался влиятельный полевой командир Ахмад-Шах Масуд, начавший свою военную карьеру еще в боях против советской армии. Обеспокоенные возможностью перехода масс боевиков на территории стран СНГ, Россия, Узбекистан и Таджикистан были вынуждены начать оказание военной помощи ослабленной антиталибской оппозиции. Свой вклад в дело борьбы с "Талибаном" вносил Иран, недовольный притеснениями в Афганистане хазарейцев — родственного иранцам этноса.

Неразрешенной проблемой международных отношений в Азии оставался "курдский вопрос". Разделенные территориально между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией курды на протяжении десятилетий вели вооруженную борьбу за создание собственного государства или хотя бы автономии. В Ираке после поражения режима С. Хусейна в ходе войны в Заливе курды сумели — при поддержке стран Запада, а также опираясь на резолюцию ООН — взять под свой контроль так называемую зону безопасности к северу от 36-й параллели в Ираке. В апреле 1992 г. они провозгласили создание "Курдского автономного района" с собственными органами власти. В те же годы их соплеменники в Турции организовали целый ряд терактов против сил правопорядка, на что Анкара ответила силовыми акциями. Лидер запрещенной Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан был схвачен в 1999 г. и приговорен к смерти, однако под давлением Евросоюза власти заменили наказание на пожизненное заключение. В обмен Оджалан публично обратился к активистам РПК, призывая их сложить оружие. На несколько лет в стране наступил шаткий мир, однако в 2004 г. курды вновь прибегли к вооруженным методам борьбы, а в 2015 г. заявили об окончательном крахе соглашения с турецкими властями.

В Южной Азии сохранялись напряженные отношения между Индией и Пакистаном, ведшими работы по созданию ядерного оружия и не участвовавшими в ДНЯО. В 1994 г. пакистанский президент Наваз Шариф официально подтвердил наличие этого вида вооружений у его страны и пригрозил применить его для обороны в случае войны с Индией. Индия в мае 1998 г. произвела испытания нескольких ядерных устройств, аналогичной акцией ответил Пакистан. В мире начались разговоры об "азиатской ядерной тревоге". В то же время появление у обеих стран оружия массового поражения стало сдерживающим фактором — и Индия, и Пакистан осознавали, что в случае военного конфликта могут столкнуться с сокрушительным ответным ударом. В июле 1998 г. в столице Шри-Ланки, городе Коломбо, прошли прямые переговоры между пакистанским президентом и индийским премьер-министром. Примирение, однако, оказалось недолгим. Уже весной 1999 г. были зафиксированы новые стычки па границе.

Дели рассматривал ядерный статус как демонстрацию своей растущей роли в мире. Однако постоянные члены СБ ООН не желали признавать новый статус обеих стран, а США даже ввели санкции против них (отмененные в 2001 г. ввиду безрезультатности). Де-факто ядерный статус Индии был признан уже в XXI в., в 2008 г., когда США и Индия договорились о продаже для Дели технологий для атомной энергетики. Изменения в позиции американцев были вызваны ухудшением отношений с Ираном, а также необходимостью задействовать индийское влияние в нестабильном Афганистане.

Камнем преткновения в международных отношениях оставалась проблема Тайваня. КНР не отказывалась от курса на реинтеграцию острова в состав государства и намекала на возможность использования силы, тогда как США продолжали рассматривать себя как гаранта существования тайваньского правительства. В марте 1996 г. китайские вооруженные силы провели масштабные маневры неподалеку от Тайваня, запугивая местных политиков и желая исключить успех партий, выступающих за упрочение независимости. Одновременно Пекин передал США неофициальную просьбу не вводить военный флот в Тайваньский пролив. Американцы отказались взять на себя конкретные обязательства, но все же не стали идти на эскалацию конфликта.

Непросто развивались процессы становления национальных государств и отношений между ними внутри СНГ. В мае 1992 г. Армения, Россия, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан подписали Договор о коллективной безопасности (Ташкентский договор), к которому позже присоединились Азербайджан и Грузия. Договор был инициирован Россией, желавшей сохранить свое военно-политическое влияние на постсоветской территории, и предусматривал, что нападение на любую из стран договора будет рассматриваться как агрессия против всех участников. При этом в тексте отсутствовало разъяснения механизма действий в случае агрессии; оставалось также неясным, касается ли это внутренних конфликтов СНГ. На основе договора формировались миротворческие силы СНГ с явной опорой на российскую армию.

Армения и Азербайджан находились в состоянии военного конфликта, вызванного фактическим отделением Нагорного Карабаха (населенного этническими армянами) от Азербайджана. Независимость Нагорно-Карабахской республики не признал никто в мире, но она получала фактическую помощь от соседней Армении, более того, армянские ополченцы пробили так называемый "Лачинский коридор" до границы с "исторической родиной", захватив при этом ряд исконно азербайджанских территорий. После подписания Бишкекского протокола (май 1994 г.) боевые действия вокруг НКР были прекращены, а сам конфликт "заморожен". Но нормальные отношения между Арменией и Азербайджаном все еще не восстановлены.

В Таджикистане в 1992 г. разгорелась межклановая гражданская война, в которой были задействованы и афганские таджики, оказывавшие помощь оппозиционным группам. Оппозиционная коалиция (ОТО) объединила представителей Исламской партии возрождения Таджикистана, выходцев из памирских кланов (шиитов-исмаилитов) и настроенных на рыночные реформы и против коммунистов интеллигентов. Северные кланы ("худжандцы") создали свое военизированное формирование "Народный фронт", получив негласную поддержку со стороны Узбекистана и России. Начались ожесточенные столкновения с огромным количеством пострадавших. В октябре 1992 г. силы Народного фронта начали продвижение в сторону столицы, города Душанбе. Постепенно они установили контроль за всей территорией страны, кроме Горного Бадахшана. Новым руководителем Таджикистана стал представитель северного клана Эмомали Рахмонов, памирцы были отстранены от участия во власти. Серьезно ослабленная ОТО перешла к проведению терактов с территории соседнего Афганистана, и только в 1996 г., но мере упрочения власти талибов, гражданская война в Таджикистане пошла на убыль. Граница с Афганистаном была взята под охрану коллективными пограничными силами России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. При посредничестве России и Ирана было достигнуто соглашение о мире между властями и ОТО, предусматривавшее частичную интеграцию боевиков в состав правительственных армии и сил правопорядка и переход некоторых представителей оппозиции на госслужбу. В 1997 г. гражданская война в Таджикистане была окончена, в связи с этим Совет глав государств СНГ постановил в 2000 г. завершить мандат коллективных миротворческих сил СНГ. Российские пограничники, однако, продолжили охранять внешнюю границу Содружества.

Часть населения Молдавии не согласилась с курсом новых властей на "возвращение в Румынию", и осенью 1990 г. на левом берегу реки Днестр (где была сосредоточена основная индустриальная база прежней Молдавской ССР и проживала значительная часть этнических русских и украинцев) была провозглашена Приднестровская Молдавская республика (со столицей в городе Тирасполь). В первой половине 1992 г. произошел ряд вооруженных столкновений между молдавскими волонтерами и приднестровскими военизированными формированиями. В этой ситуации командующий расквартированной в регионе 14-й российской армией, генерал Александр Иванович Лебедь пригрозил совершить марш-бросок на территорию Правобережной Молдавии. Москва поспешила дезавуировать его заявление, но мало кто сомневался, что Лебедь действовал по договоренности с высшим российским руководством. Позднее, на основе российско-молдавского соглашения (июль 1992 г.) был создан "пояс безопасности" шириной до 20 км по обеим сторонам Днестра, контролировавшийся трехсторонними миротворческими силами РФ, Молдавии и ИМР.

В Грузии еще до распада СССР руководство Абхазской автономной республики и Юго-Осетинской автономной области потребовали повышения своего статуса. Официальные власти Грузии, которые к тому времени контролировались националистами во главе с президентом Звиадом Гамсахурдия, отказались идти на уступки. Весной 1991 г. в Абхазии произошли первые вооруженные столкновения между абхазами и грузинами- мегрелами; на сторону абхазов встали вооруженные добровольцы с российского Кавказа. Линия "Грузия для грузин" принципиально не изменилась и после свержения Гамсахурдия в январе 1992 г. и избрания новым президентом бывшего главы советского МИДа Эдуарда Шеварднадзе. В августе 1992 г. Грузия военным путем вернула контроль над столицей автономии Сухуми и значительной частью территории республики. Впоследствии перегруппировавшиеся абхазские формирования при негласной поддержке России в сентябре 1993 г. отбили Сухуми. Немалая часть грузинского населения оказалась в положении беженцев, а абхазы (являвшиеся до начала войны лишь третьей по численности группой населения) превратились в этническое большинство. Грузинские власти в условиях военного поражения прибегли к помощи России. Приняв решение о вступлении в СНГ, кабинет Э. Шеварднадзе продлил пребывание российских военных баз в стране (Гудауты в Абхазии, Вазиани, Ахалкалаки и Батуми — на собственно грузинской территории). В июне 1994 г. российские военные стали костяком коллективных миротворческих сил СНГ в Абхазии, часть грузинских беженцев вернулась в Гальский район республики в соответствии с подписанным московским соглашением от 14 мая 1994 г. о прекращении огня и разъединении противоборствующих сторон. Грузино-абхазские переговоры под эгидой ООН проходили в Женеве. Но вернуть Абхазию под свой контроль Грузии не удавалось.

В 1990 г. грузинское правительство отменило автономию Южной Осетии. После распада СССР в районах Южной Осетии, неподконтрольных грузинским властям, состоялся референдум, на котором жители приняли решение о вхождении региона в состав России. Это спровоцировало эскалацию конфликта. Под давлением России Грузия была вынуждена пойти на переговоры, состоявшиеся в июне 1992 г. в г. Дагомыс (между представителями России, Грузии, Южной и Северной Осетии). Боевые действия были прекращены, а трехсторонние миротворческие силы (костяком их являлись россияне) разъединили конфликтующие стороны. По договоренности с ОБСЕ и Москвой Грузия приняла в 1995 г. решение о восстановлении автономного статуса области, но власти Южной Осетии настаивали на статусе республики в составе Грузии или на полностью самостоятельном статусе.

Сложной оставалась ситуация на Корейском полуострове, разделенному на развивавшуюся по капиталистическому пути Республику Корея и Корейскую Народно-демократическую республику, законсервировавшую коммунистические порядки образца военного коммунизма. РК (Южная Корея) оставалась стратегическим союзником США в регионе, в 1990-е гг. произошла нормализация и ее отношений с Россией. С окончанием "холодной войны" многие эксперты и политики ожидали "перекрестного признания" двух Корей и постепенного восстановления единства страны. В сентябре 1991 г. оба корейских государства были одновременно приняты в ООН. В декабре того же года они договорились о примирении, ненападении и сотрудничестве, а в феврале 1992 г. провозгласили намерение создать безъядерную зону на полуострове.

Вскоре, однако, межкорейский диалог застопорился. Власти Северной Кореи опасались ослабления контроля за населением и расширения связей с миром, поскольку предполагали, что вслед за этим их режим может рухнуть. В свою очередь, Япония и США не соглашались на дипломатическое признание КНДР. Пхеньян настаивал на подписании мирного договора между КНДР и США без участия РК в переговорах, США же требовали трехсторонних переговоров. В итоге Северная Корея вновь начала эксперименты по созданию ядерного потенциала. США не удалось ввести санкции ООП против Северной Кореи из-за позиции Китая, традиционного союзника КНДР. В то же время китайские власти сами давили на Пхеньян, уговаривая принять инспекцию МАГАТЭ. Американцы всерьез готовились превентивному удару по северокорейским ядерным объектам, но обстановку разрядила неожиданная смерть лидера КНДР Ким Ир Сена в июле 1994 г. В августе американская и северокорейская делегации достигли в Женеве соглашения о программе помощи КНДР в деле развития атомной энергетики в обмен на остановку местной ядерной программы и восстановление участия в ДНЯО. США обещали не нападать на Северную Корею и не угрожать ей ядерным оружием. Соглашения просуществовали недолго, и в 1998 г. КНДР провела ряд запусков баллистических ракет. Сложными оставались и отношения между Россией и КНДР, недовольной решением Москвы признать Южную Корею (1990 г.) и отказом от продления союзного договора 1961 г. о помощи Северной Корее при возможном военном конфликте на полуострове (новый документ, подписанный в 2000 г., не предусматривал таких обязательств).

В конце XX — начале XXI в. стала заметна тенденция к формированию новых мировых центров силы. Фактором роста влияния большинства этих стран стало увеличение их экономического потенциала. Успехи Индии и Пакистана в развитии ядерного вооружения повысили степень их самостоятельности в международных отношениях. К повышению своей роли стремится и Иран, развитие ядерной программы которого вызывает, однако, опасения со стороны международного сообщества. Стремительное развитие Китая и Бразилии вывело их из разряда стран "третьего мира" в число первых десяти экономик и важных акторов мировой политики. Важное влияние

на международные и региональные отношения оказывают и другие быстро растущие экономически страны — Турция, Индонезия, Саудовская Аравия, Мексика, арабские монархии зоны Персидского залива и т.д.

Способность США влиять на роль таких государств в международных отношениях существенно снизилась. Началось формирование многополярного мира, то есть такой системы международных отношений, в рамках которой целый ряд стран, достигших разного уровня экономического и социально-политического развития, обладают неодинаковыми возможностями для реализации своей политической и внешнеполитической линии и дальнейшего участия в мировой политике. В то же время новая система международных отношений взамен Ялтинско-Потсдамской еще не сумела сформироваться и консолидироваться.

Цепочка югославских кризисов и разногласия с Западом по вопросу о степени вмешательства в данные конфликты, скептическое отношение Москвы к планам расширения НАТО на восток стали факторами постепенного охлаждения в отношениях между Россией и Западом. В начале 1996 г., перед президентскими выборами в России, главу МИД Андрея Козырева, получившего презрительное прозвище "господин Да", сменил Евгений Примаков, с именем которого связываются серьезные перемены в российской внешней политике. Он стал автором концепции "РИК", предусматривавшей формирование тесного альянса России, Индии и КНР, акцептирование внимание на важности азиатской повестки дня и выстраивание определенного противовеса США и странам Запада в целом.

Момент для сближения был выбран удачно: Индия давно являлась важным партнером Москвы и благожелательно воспринимала планы восстановления прежних контактов. Китай тоже стремился к построению более сбалансированной системы международных отношений. В 1990-е гг. он превратился во второго по значимости торгового партнера России. В 1991, 1994 и 1995 гг. Россия и КНР сумели делимитировать пограничную линию но р. Уссури, Амур и Туманная, причем китайцы получили контроль над рядом спорных территорий. В 1990-е гг. две страны начали формирование новой региональной организации — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) или так называемой "шанхайской пятерки" (в нее также вошли несколько бывших республик СССР). В июле 2015 г. в ШОС вступили Индия и Пакистан, что способствовало резкому усилению влияния организации, ШОС приобретала действительный характер многонационального центра силы (до того она многими воспринималась как группировка "при Китае"). На протяжении 2000-х гг. Россия также начала постепенное "возвращение" в Латинскую Америку.

В то же время Москва не собиралась окончательно рвать связи с Западом, как и Запад не хотел отказываться от России. Эта необходимость являлась взаимной: российские власти нуждались в поддержке со стороны международных финансовых организаций и западных кредитах для успешного завершения рыночных реформ (особенно в свете масштабного социального кризиса), страны же Запада, много сделавшие для превращения России в "стратегического союзника", не хотели терять выгодного экономического партнера. Москва подтверждала свою приверженность Европейской конвенции но нравам человека 1953 г., ввела мораторий на применение смертной казни и признала право своих граждан обращаться в Европейский суд по правам человека.

В качестве временного компромисса 27 мая 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО, которые утверждали, что более не являются противниками. Был сформирован постоянный совет "Россия- НАТО" для регулярных взаимных консультаций. Однако в июле 1997 г. Польша, Венгрия и Чехия получили официальное приглашение в ряды НАТО. В марте 1999 г. оформление их членства было завершено. Месяцем позже в Вашингтоне на юбилейной сессии альянса назвали новых кандидатов на присоединение: Латвию, Литву, Эстонию, Болгарию, Македонию, Румынию, Словакию, Словению и Албанию. В новой "Стратегической концепции НАТО" страны альянса заявили о готовности взять на себя военно-политические миссии, в том числе за пределами своих национальных территорий. Демонстрация готовности применить военную силу вызвала обеспокоенность у ряда стран.

Увеличилось число споров между Европой и Россией. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) подвергала жесткой критике нарушения прав человека в ходе операции по восстановлению российского контроля над рядом регионов Северного Кавказа, где еще в 1991 г. сепаратисты провозгласили независимость Чечни. Россия, в свою очередь, заявляла о невозможности ведения переговоров с террористическими группами (именно так она расценивала чеченские военные формирования), особенно учитывая их связи с международным исламским терроризмом.

В конце 1990-х гг. серьезные политические изменения в Западном полушарии стали еще одним фактором ослабления роли США как единственной сверхдержавы. Президент Венесуэлы У. Чавес начал с 1999 г. выстраивать политику своей страны на основе антиамериканских и левопопулистских проектов и наладил тесное сотрудничество с социалистической Кубой. Антимпериалистическая риторика встречала благожелательный отклик со стороны жителей ряда других латиноамериканских государств, недовольных социально-экономическим кризисом вследствие проведенных с подачи Вашингтона неолиберальных реформ. Континент начал стремительно уходить из сферы влияния США.

Вчера на этой трибуне выступал дьявол. И здесь все еще пахнет серой.

Уго Чавес о выступлении Дж. Буша-мл. на Генассамблее ООН

Чавес анонсировал планы строительства "боливарианского социализма" и основания V Интернационала на базе антиимпериалистических принципов. Венесуэла начала оказывать помощь леворадикальной партизанской группировке Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC), которая давно вела борьбу против правительства своей страны, ключевого союзника США в регионе. Венесуэльско-колумбийские отношения стали резко ухудшаться. В 2008 г., после обстрела территории Эквадора (где находилась одна из баз FARC) колумбийской армией, Чавес переднелоцировал к колумбийской границе дополнительные воинские подразделения. Лишь посредничество латиноамериканских стран позволило избежать нарастания военной конфронтации.