Лекция 10. Международные организации в мировой политике

Международные организации — один из основных типов акторов мировой политики после государств. Прообразы современных международных организаций возникли задолго до нашего времени. Это Пелопонесский союз греческих городов-государств VI—IV вв. до н. э., Ганзейский союз северных немецких городов в позднем Средневековье, масонские ложи. Первой международной организацией современного типа считают возникшую в 1815 г. Центральную комиссию по судоходству на Рейне. Цель деятельности комиссии уже тогда отражала роль международных организаций как специфического типа международных акторов — координация деятельности ее участников в достижении конкретных целей.

На протяжении XIX — первой половины XX в. число международных организаций неуклонно росло. В этот период возникли такие известные структуры, как Международный комитет Красного Креста и Лига Наций. Однако только с середины XX в. начинается поистине бурный рост числа международных организаций и их превращение в важное действующее лицо на международной арене. Во многом это связано с созданием такой многофункциональной и разветвленной структуры, как ООН, включающей в свой состав множество "дочерних" подсистем. Другой причиной можно назвать нарастающую взаимозависимость государств и национальных обществ, стимулирующую их к объединению с целью координации своей деятельности в экономической, социальной, гуманитарной, в меньшей степени — военно-политической областях. Интернационализация международной жизни стала важнейшей причиной роста численности и значимости международных организаций в современной мировой политике.

Международные организации классифицируются по нескольким признакам: характеру членства (межправительственные и неправительственные); географическому измерению (глобальные, межрегиональные, региональные, субрегиональные); функциональному измерению (общей компетенции, или многофункциональные, и специальной компетенции). Наиболее фундаментальной основой классификации международных организаций является характер членства.

Важнейшими признаками М10 является то, что они создаются правительствами государств на основе межгосударственного договора. В настоящее время насчитывается около 300 МПО, среди которых, ООН, Евросоюз, НАТО, ОПЕК, АСЕАН, МВФ, ВТО, СНГ и др.

НПО возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. НПО на порядок больше, чем МПО, что может свидетельствовать о росте социализации международных отношений. По сути, НПО представляют собой вполне отличное от МПО явление международной жизни. Они могут рассматриваться как элементы формирующегося глобального гражданского общества в противоположность фрагментированному сообществу государств. Назвать даже приблизительно численность НПО представляется затруднительным не только по причине их многочисленности, но и потому, что среди экспертов существуют разногласия по поводу того, относить ли к НПО ТНК, а также международные террористические организации. На наш взгляд, наиболее убедительна точка зрения, в соответствии с которой к НПО не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли, а также структуры, действующие вне рамок международного права. Исходя из этого, к НПО относится приблизительно 6000 организаций. Среди них — Гринпис, Международная амнистия, Международный комитет Красного Креста (МККК), Международный олимпийский комитет (МОК), Римский клуб, Врачи без границ и многие другие.

Значение МПО в мировой политике несравненно больше, чем НПО, по той причине, что их членами являются государства — основные акторы на международной арене. Впрочем, именно в связи с этим мера самостоятельности МПО — вопрос достаточно спорный и традиционно являющийся предметом дебатов среди аналитиков.

С точки зрения школы политического реализма международные организации полезны и влиятельны лишь в той мере, в какой это соответствует интересам государств — членов этих организаций. Это мнение образно отражено в метафоре известного американского политолога Ст. Хоффманна, сравнивавшего международные организации с зеркалом, лишь отражающем палитру государственных интересов. Иными словами, сторонники реалистической парадигмы полагают, что МПО "производят" лишь то, что "вкладывают" в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за пределы внешней политики последних.

Напротив, сторонники школы транснационализма считают, что со временем МПО превзойдут государства по степени влияния на международную жизнь. Они подчеркивают, что в результате деятельности МПО возникает новое качество, не сводимое лишь к сумме внешнеполитических импульсов стран-членов. Именно по этому пути, считают они, будет происходить преобразование всей системы международных отношений, се трансформация из арены установления баланса интересов в механизм выявления и решения глобальных проблем человечества. В отечественной политической науке существует мнение, что уже сейчас ОЭСР, ВТО, Всемирный банк и МВФ, Лондонский и Парижские клубы кредиторов, ЕС и другие международные организации нередко играют более важную роль, чем отдельные государства-члены.

На наш взгляд, ближе к реальности сбалансированная точка зрения либерального институционализма, который видит в деятельности МПО не столько отражение, сколько продолжение интересов государств. Под влиянием глобальных изменений в международной жизни постепенно трансформируются сами национально-государственные интересы. У государств возникают потребности в координации своей деятельности, в том или ином виде помощи со стороны коллективных структур международных отношений (кредитовании или миротворческом посредничестве), наконец, в получении технико-экономической, финансовой и иной информации, аккумулируемой в этих структурах. Сегодня государство, претендующее на какое-либо влияние в мировой политике, не может обойтись без участия в международных организациях. Правда, в разных сферах международной жизни роль МПО различна. Наиболее значима она в экономической и социальной сфере, наименее — в области безопасности.

Далее мы рассмотрим деятельность ООН — ведущей глобальной МПО, Евросоюза и НАТО — влиятельных региональных МПО и НПО.