Лекция 11. Международные организации и международное сотрудничество в сфере здравоохранения

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

– направление и формы международного сотрудничества в сфере здравоохранения;

– основные виды международных организаций в сфере здравоохранения;

– источники международного права, закрепляющие правосубъектность конкретных международных организаций в сфере здравоохранения;

– цели, структуру, функции, основные направления деятельности международных межправительственных организаций в сфере здравоохранения;

– особенности деятельности международных неправительственных организаций в сфере здравоохранения;

уметь

– выявлять объектную сферу и объем компетенции международных организаций в сфере здравоохранения;

– находить, анализировать, применять акты международных организаций в сфере здравоохранения;

владеть

– навыками оперирования основными понятиями и категориями в сфере внутреннего права международных организаций в сфере здравоохранения;

– навыками анализа правотворческой и правоприменительной деятельности международных организаций в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере здравоохранения, международные организации в сфере здравоохранения, международное здравоохранительное право, ВОЗ, Специальный докладчик по вопросу о нраве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, Европейский директорат по качеству лекарственных средств для здравоохранения.

Международные организации занимают важное место в международном сотрудничестве в сфере здравоохранения. Зародившись как механизм предупреждения трансграничного распространения эпидемий в форме карантинных мероприятий, пройдя через этап значительного количества международных санитарных конференций, международное сотрудничество в сфере здравоохранения институционализировалось в форме ММПО, в компетенцию которых вошли все сферы, влияющие на реализацию права на здоровье.

Проблематика борьбы с инфекционными заболеваниями, угроза пандемий, поиск путей снижения смертности, усилия международного сообщества по совершенствованию систем здравоохранения развивающихся государств на протяжении последних десятилетий актуализировали вопросы международного сотрудничества в сфере здравоохранения.

Расширение международного сотрудничества в области здравоохранения, возникновение его организационно-правовых форм привело к институализации международно-правовой основы такого сотрудничества в виде международного здравоохранительного права.

Международное здравоохранительное право – система международных норм, регулирующих международные правоотношения в сфере здравоохранения, главной целью которых является создание механизмов для реализации права на здоровье[1] путем достижения максимально возможного уровня физического и психического здоровья.

В XXI в. в связи с новыми угрозами и вызовами глобализации проблематика международного здравоохранительного права значительно расширилась как в объектном, так и в пространственном и субъектном смысле.

К основным направлениям международно-правового сотрудничества в области здравоохранения относятся:

– борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями и их профилактика;

– ликвидация последствий экологических катастроф, которые негативно отражаются на здоровье человека;

– обеспечение стабильного функционирования систем здравоохранения во время чрезвычайных ситуаций и соблюдение прав человека на оказание необходимой медицинской и гуманитарной помощи;

– борьба с табакокурением;

– сокращение детской смертности; охрана материнства;

– стандартизация и контроль качества лекарственных средств;

– координация глобальных научных исследований и разработок в сфере здравоохранения.

Первые институциональные формы международного сотрудничества в сфере здравоохранения возникли только в середине XIX в. в виде карантинного механизма контроля за инфекционными заболеваниями. Его дальнейшая эволюция проходила от становления и развития регионального сотрудничества по борьбе с инфекционными заболеваниями к универсальному здравоохранительному сотрудничеству комплексного характера, оформившемуся в XX в. в виде системы ММ ПО.

Первыми международными здравоохранительными организациями с широкой компетенцией были Международное санитарное бюро (1902), Международное (Панамериканское) санитарное бюро (1902 г., с 1958 г. – Панамериканская организация здравоохранения (Pan-American Health Organization – РАНО)), Международное бюро общественной гигиены (1907), Организация здравоохранения Лиги Наций (1923).

Центральное место в координации международного здравоохранительного сотрудничества занимает специализированное учреждение ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). К числу специализированных международных организаций и институций относятся:

– Европейский комитет по вопросам здравоохранения;

– Руководящий комитет по биоэтике;

– Комиссия Европейской фармакопеи;

– Европейский директорат по качеству лекарственных средств для здравоохранения;

– Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ;

– Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств – участников СНГ;

– Межгосударственная комиссия по санитарно-эпидемиологическому нормированию государств – участников СНГ;

– Координационный совет государств – участников СНГ по проблемам медицины катастроф;

Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней;

– Координационный совет служб крови государств – участников СНГ;

Координационный совет по проблемам ВИЧ-инфекции государств – участников СНГ.

Вопросами здравоохранения в сфере своей компетенции занимаются также: МОТ; ВТО; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет по правам ребенка.

Значительную роль в обеспечении права на здоровье играют международные неправительственные организации (Всемирная медицинская ассоциация; Врачи без границ; Международный союз против рака; Международный союз по борьбе с туберкулезом и болезнями легких; Международная фармацевтическая федерация; Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций; Международный совет медицинских сестер; Европейское общество онкологических медсестер; Европейский альянс по общественному здравоохранению).

К международным организациям в сфере здравоохранения в узком смысле относятся ММПО, занимающиеся вопросами здравоохранения и медицины, а также специализирующиеся в вопросах здравоохранения органы международных организаций широкой компетенции. В широком смысле – международные организации, которые занимаются вопросами защиты права на здоровье в рамках более широкой проблематики, и специализированные международные неправительственные организации.

Международная организация в сфере здравоохранения – международная межправительственная или неправительственная организация лидо органы международной организации, обладающие полной или частичной компетенцией по вопросам здравоохранения, медицины, лекарственных средств, профессионального здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (World Health Organization[2]). На универсальном уровне ВОЗ является основной организацией в области координации международного здравоохранительного сотрудничества в рамках системы ООН. Она создана в 1948 г. Правовой основой ее деятельности являются Устав (Конституция) ВОЗ 1946 г. (вступил в силу 7 апреля 1948 г.) и Соглашение между ООП и ВОЗ 1948 г.

Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Функции данной Организации определены в ст. 2 Устава ВОЗ.

Главными органами ВОЗ являются:

– Всемирная ассамблея здравоохранения;

– Исполнительный комитет;

– Секретариат.

Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве.

Всемирная ассамблея здравоохранения (далее – Ассамблея) является высшим органом ВОЗ, состоит из делегатов государств – участников ВОЗ. В состав делегации входят три делегата, один из которых является главным. В соответствии с правилами процедуры Ассамблея собирается на очередные и специальные сессии.

Исполнительный комитет состоит из 34 членов, являющихся квалифицированными специалистами в области здравоохранения. Его члены избираются сроком на три года. Исполнительный комитет проводит не менее двух сессий в год.

Данный орган ВОЗ так же, как и Ассамблея, может создавать комитеты и подкомитеты. Помимо трех постоянно действующих комитетов – Комитета по разработке программ, Комитета по административным, бюджетным и финансовым вопросам и Комитета аудита – по мере необходимости в рамках Исполнительного комитета создаются и другие вспомогательные органы. Постоянные комитеты Исполнительного комитета являются комитетами ограниченного состава, определенного Исполнительным комитетом. Другие комитеты являются комитетами открытого состава, поскольку состоят из всех заинтересованных государств-членов.

Секретариат ВОЗ – постоянно действующий орган, который состоит из руководимого Генеральным директором технического и административного персонала. Члены Секретариата имеют статус международных должностных лиц.

Особенностью ВОЗ с точки зрения структуры является регионализация. Деятельность ВОЗ осуществляется посредством центральных органов и шести региональных организаций (Региональное бюро для стран Африки; Региональное бюро для стран Америки; Региональное бюро для стран Юго-Восточной Азии; Европейское региональное бюро; Региональное бюро для стран Восточного Средиземноморья; Региональное бюро для стран Западной части Тихого океана). Такой подход позволяет достичь максимальной адаптации к национальным, географическим, климатическим, экономическим и экологическим особенностям различных территорий и способствует наилучшему отражению региональных приоритетов. Каждая региональная организация состоит из Регионального комитета и Регионального бюро.

Региональные комитеты состоят из представителей государств – членов ВОЗ и ассоциированных членов данного региона. Региональные бюро работают под общим руководством Генерального директора ВОЗ и представляют собой административные органы Региональных комитетов. Возглавляет Региональное бюро региональный директор, назначаемый Исполнительным комитетом ВОЗ при участии Регионального комитета.

Нормотворческая функция ВОЗ закреплена в ст. 2 Устава ВОЗ. Статья 19 этого Устава устанавливает, что Ассамблея имеет право принимать конвенции и соглашения по любому вопросу, который входит в компетенцию ВОЗ.

Ассамблея вправе устанавливать правила, касающиеся:

– санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней;

– номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения;

– стандартов диагностических методов исследования для их международного использования;

– стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, обращающихся в международной торговле, рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле.

Особенностью нормотворческой деятельностью ВОЗ является принятие в основном регламентов и рекомендаций, руководств, не обладающих юридически обязательной силой. Первый Регламент был принят Ассамблеей в 1948 г. и содержал номенклатуры заболеваний и причин смертности. Среди рекомендаций ВОЗ следует выделить следующие:

– Совместные рекомендации ВОЗ, МОТ для служб здравоохранения по проблеме ВИЧ/СПИДа 2005 г.;

– Рекомендации по применению противовирусных препаратов 2009 г.;

– Рекомендации по обеспечению инвалидными креслами-колясками с ручным управлением в условиях ограниченных ресурсов 2010 г.;

– Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья 2010 г.;

– Рекомендации по обеспечению качества, безопасности и эффективности вакцины против дифтерии 2012 г. и др.

Среди руководств:

– Руководство по вопросам ВИЧ-тестирования и консультирования по инициативе медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях 2007 г.;

– Практическое руководство по использованию контрольного перечня ВОЗ по хирургической безопасности 2009 г.;

– Руководство по неотложной помощи при травмах 2010 г.;

– Руководство по оказанию первой психологической помощи 2011 г.;

– Руководство по использованию антиретровирусных препаратов ВИЧ-негативными людьми, подвергающимися высокому риску, в целях предотвращения их инфицирования 2012 г. и др.

Важное значение имеют Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые в 1951 г. В настоящее время действует новая редакция, принятая 58-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 г. Данные Правила вступили в силу 15 июня 2007 г.

Международные медико-санитарные правила – международный договор, обязательный для 194 государств. Они направлены на предотвращение наиболее серьезных рисков в области общественного здравоохранения трансграничного характера. Пересмотр ММСП в 2005 г. привел к унификации многочисленных международных санитарных конвенций.

Единственная конвенция, принятая в рамках ВОЗ, – Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака 2003 г. (далее – Конвенция 2003 г.)• Принятие Конвенции 2003 г. существенно повлияло на международно-правовое сотрудничество в сфере здравоохранения и развитие международного здравоохранительного права, так как, во-первых, ВОЗ впервые воспользовалась своей нормотворческой функцией, во-вторых, при принятии и подготовке Конвенции 2003 г. был задействован целый ряд международных правительственных и неправительственных организаций (ВТО, МОТ, ФАО, Международный союз против рака, Международный союз по борьбе с туберкулезом и болезнями легких), в-третьих, уже в настоящее время можно говорить об эффективности данной Конвенции.

Целью Конвенции 2003 г. и Протоколов к ней является защита нынешнего и будущих поколений людей от негативных медицинских, социальных, экологических, экономических последствий потребления табака и табачного дыма, от его разрушительного воздействия на здоровье человека посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака, подлежащих осуществлению на национальном, региональном и международном уровнях с тем, чтобы постоянно и существенно снижать распространенность потребления табака и воздействия табачного дыма.

Результатом деятельности ВОЗ стало также принятие целого ряда глобальных стратегий:

– Глобальной стратегии по питанию детей грудного и раннего возраста (2002);

– Глобальной стратегии сектора здравоохранения по ВИЧ/СПИДу (2003-2007);

– Глобальной стратегии по питанию, физической активности и здоровью (2004);

– Стратегии "Остановить туберкулез" (2006–2015); – региональных стратегий и планов: Плана "Остановить туберкулез в 18 наиболее приоритетных странах Европейского региона" (2007–2015); Стратегии предупреждения хронических заболеваний в Европе (2005); Европейской базовой стратегии снижения бремени ТБ/ВИЧ (2003).

Отражением глобального подхода к проблеме обеспечения всеобщего здоровья является Стратегия "Здоровья для всех в XXI", принятая ВОЗ в 1998 г. В этой Стратегии содержатся рассчитанные на первые два десятилетия XXI в. глобальные приоритеты и задачи, которые должны обеспечить во всемирном масштабе возможности достижения и поддержания как можно более высокого уровня здоровья.

Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья[3]. В системе органов ООН эта должность была учреждена резолюцией 2002/31 Комиссии по правам человека в 2002 г. в рамках СПЧ ООН. Введение этой должности имеет важное значение для оценки эффективности соблюдения права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья человека. Согласно Резолюции 2002/31 Специальный докладчик вправе:

– собирать, запрашивать и получать из всех соответствующих источников информацию, касающуюся права на здоровье, и обмениваться такой информацией;

– осуществлять сотрудничество с правительствами, органами, специализированными учреждениями и программами ООН, в частности с ВОЗ и ЮНЭЙДС[4], а также с неправительственными организациями и международными финансовыми учреждениями;

– подготавливать доклады о состоянии реализации права на здоровье в государствах, в том числе о принятии соответствующих внутригосударственных нормативных правовых актов, политических мерах, практике реализации и защиты данного права внутригосударственными средствами;

– вносить рекомендации по надлежащим мерам, направленным на поощрение и защиту права на здоровье.

Специальный докладчик осуществляет проведение государственных миссий и расследований в проблемных областях здравоохранения; рассмотрение жалоб о нарушении права на здоровье от частных лиц или групп людей; а также представление ежегодных докладов ГА ООН и СПЧ человека.

Среди универсальных международных межправительственных организаций, играющих важную роль в реализации международного сотрудничества в области здравоохранения и обладающих частичной компетенцией в этой сфере, можно выделить МОТ, ВТО, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка.