Международные организации, действующие в области железнодорожного транспорта

Важное место в международной торговле занимает железнодорожный транспорт. Старейшей организацией в области международных железнодорожных перевозок является "Международный союз железных дорог" (МСЖД), созданный еще в 1922 г. Цель Союза – улучшение условий строительства и функционирования железнодорожного транспорта в международном и внутреннем сообщении стран-участниц. Союз имеет статус ведомства ООН.

Важной конвенцией, регламентирующей коммерческо-организационные вопросы осуществления международных железнодорожных перевозок является "Международная конвенция по перевозкам грузов по железным дорогам", заключенная в Верпе (Швейцария) в 1890 г. В 1980 г. вышла новая редакция этой Конвенции, получившая название "Конвенция о международных железнодорожных перевозках" (КОТИФ). Ее участниками являются практически все европейские страны и ряд стран Азии и Африки. Россия не входит в число членов Конвенции. Однако вопрос о членстве России в настоящий момент рассматривается. Цель КОТИФ – создание единой правовой системы, применяемой к перевозкам грузов, пассажиров и багажа в прямом и смешанном международном сообщении между государствами-членами.

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) – международное соглашение о прямом грузовом сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутреннем железнодорожном сообщении стран, железные дороги которых участвуют в этом Соглашении. Подробнее об этом документе так же, как и о двусторонних соглашениях между российскими железными дорогами и дорогами ряда других стран, было сказано выше.

Важным является вопрос о перевозках по железным дорогам опасных и скоропортящихся грузов. Необходимость международного регулирования перевозок опасных грузов была признана еще в 1929 г. на Международной конференции по охране человеческой жизни. В 1964 г. Международная морская организация (ИМО) утвердила "Международный кодекс перевозки опасных грузов" (МКМПОГ). ИМО постоянно осуществляет работу по совершенствованию Кодекса, в который постоянно вносятся изменения. Впоследствии ИМО одобрила также Кодекс по конструкции и оборудованию судов, осуществляющих перевозки опасных химикатов наливом и Кодекс по конструкции и оборудованию судов для перевозки газов.

В рамках европейского региона вопросами разработки правил перевозок опасных грузов на всех видах внутреннего транспорта занимается Группа экспертов по перевозке опасных грузов Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООП.

Комитет разработал ряд унифицированных правил международной перевозки опасных грузов. В частности, "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), вступившее в силу в 1968 г. и касающееся международных автомобильных перевозок; Европейское предписание о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ). Проводится работа по согласованию "Правил перевозки опасных грузов всеми видами транспорта" (МПОГ).

В рамках КВТ ЕЭС ООН действует Группа экспертов по перевозке скоропортящихся продуктов. Основная деятельность группы – подготовка соглашений по вопросам стандартизации требований в отношении международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов и используемого специального оборудования.

В 1976 г. вступило в силу "Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов в специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок" (СПС). Соглашение регулирует перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, а также в смешанном сообщении с участием указанных видов транспорта.

В 1955 г. в Европе была создана организация Трансфригорут – Европа. Цель этой организации – разработка технических рекомендаций по организации и осуществлению перевозок скоропортящихся грузов, а также помощь в решении экономических, социальных, юридических проблем, связанных с данного рода перевозками. Действительными членами этой Организации являются национальные ассоциации 20 европейских стран.

Вопросами перевозок грузов скоропортящихся продуктов железнодорожным транспортом занимается "Интерфриго" – Международное железнодорожное общество. Главная цель деятельности – регулирование использования общего парка рефрижераторных вагонов, принадлежащих железным дорогам, входящим в это общество.