Международные неправительственные организации

С 1875 по 1975 г. в мире было создано более 35 тыс. международных неправительственных организаций (МНПО). Они именовались по-разному: ассоциации, общества, фонды, союзы, комитеты, клубы, лиги, конференции, группы, федерации и т.п.

В документах и литературе термин "неправительственные организации" употребляется в отношении организаций, действующих на национальном, субрегиональном, региональном или международном уровнях. При этом определяющим в термине остается слово "неправительственная", которое само по себе является как бы альтернативой понятию "правительственная" организация. МНПО являются ярким выражением гражданского общества, т.е. сферой, в которой социальные движения формируются в зависимости от целей, круга участников и тематических интересов.

Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Межправительственные организации учреждаются субъектами МП, неправительственные — субъектами национального права.

В Уставе ООН речь идет о полномочии ЭКОСОС ООН проводить надлежащие мероприятия для консультаций с МНПО, входящими в его компетенцию. Не уточняется уровень функционирования МН110 (национальный, субрегиональный, региональный или международный). МНПО, упомянутые в Уставе ООН, следует отличать от коммерческих корпораций.

Согласно резолюции ЭКОСОС 1996/31 МНПО является "любая неправительственная организация, учрежденная не на основании межправительственного договора и не преВперед целью извлечение коммерческой прибыли". Такие организации включают организации, принимающие назначаемых правительственными органами членов, при условии, что такое членство не препятствует свободному выражению мнения этой организации. Некоммерческий характер организации имеет исключения. Например, в рамках И МО в качестве МНПО нередко принимает участие Союз предпринимателей.

Совет Европы разработал Конвенцию о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций (Страсбург, 24 апреля 1986 г.). Государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, обязались признать права, закрепленные за МНПО в своих странах. Конвенция применяется к МНПО, которые являются некоммерческими организациями, учрежденными в соответствии с законодательством своего государства, имеющими организационные структуры с местом пребывания в своей стране или за рубежом и распространяющими свою деятельность минимум на две страны. Статус юридического лица и правоспособность признается другими государствами. Доказательство приобретения статуса и правоспособности юридического лица обеспечивается путем представления меморандума и устава ассоциации или иных базовых учредительных документов. Эти материалы должны сопровождаться документами, устанавливающими административное разрешение, регистрацию или любую другую форму официального оформления на территории стороны, которые бы гарантировали статус и правоспособность юридического лица. В стране, в которой не существует официальной процедуры, механизм учреждения МНПО должен быть должным образом определен соответствующим компетентным органом.

В доктрине отмечается, что практика ЭКОСОС ООП применительно к связям с МНПО дает основание допустить, что определение МНПО включает в себя и организации, имеющие в качестве членов правительства правительственные органы или чиновников, от чего данная группа организаций не утрачивает своего главного качества — оставаться МНПО.

Понятие МНПО обозначает совершенно определенное качество. Типичным признаком МНПО является отсутствие влияния правительств па их деятельность. Это определение дает значительно меньше поводов для противоречивых толкований, чем понятия "международная общественная организация" или "транснациональная ассоциация". В российской доктрине МП даются различные понятия МНПО. Самое простое из них — "организации, иногда сокращенно именуемые МНПО, по своей природе являются частными организациями, ибо объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но не государства".

Анализ внутренней структуры МНПО позволяет составить представление о некоторых критериях, определяющих объективные условия их деятельности. В этой связи большое значение имеют учредительные документы МНПО (уставы). В них сформулированы цели, задачи и принципы деятельности, структура и компетенция органов, правила приема в организацию, порядок вынесения решений и рекомендаций, финансовые и другие вопросы. Имеются также регламенты (процедура) деятельности МНПО, во многом идентичные процедуре деятельности межправительственных организаций.

Главным органом большинства МНПО является общее собрание членов, периодичность проведения которых закреплена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия 1! разных организациях (ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т.д.).

Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО обладают двумя исполнительными органами с различной компетенцией и разными названиями (исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, совет директоров и т.д.).

Избираются также должностные лица МНПО (президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители). Важную роль среди них играют генеральные секретари — руководители постоянно действующего секретариата.

В доктрине МП делается различие между М НПО, имеющими конкретных членов, и МНПО с неопределенным членством. Большинство МНПО одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие одновременно (коллективное и индивидуальное членство).

Кроме того, в зависимости от субъектного состава МНПО делятся на две группы: состоящие из физических лиц и объединяющие национальные МНПО. Однако встречаются и иные типы членства. Некоторые МНПО не имеют фиксированного членства — существуют лишь регистрационные центры этих организаций в различных странах. Нередко в одной и той же МНПО встречается членство нескольких категорий. Международная ассоциация социального обеспечения имеет, например, действительных (полноправных) и ассоциированных (с правом совещательного голоса) членов.

В деятельности МНПО возникает немало практических проблем: проблема обслуживающего персонала (который нередко состоит из представителей нескольких государств), перевода финансовых средств, приобретения и отчуждения имущества, заключения договоров и контрактов, обеспечения виз для делегатов международных конференций и своего персонала и ряд других вопросов. Большинство из них относится к области регулирования МП и национального права соответствующего государства.

В российской доктрине МП преобладает мнение о том, что МНПО не являются субъектами МП. В то же время МНПО могут выступать в качестве субъектов международных отношений, когда они руководствуются международными нормами.

Основная функция МНПО заключается в установлении связей между государствами и негосударственными структурами. МНПО выступают в роли неполитического образования и способны действовать в таком качестве как на национальном, так и на международном уровнях. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и МНПО, является то, что многие МНПО проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели, задачи и направления деятельности.

За последнее десятилетие были предприняты усилия по пересмотру, совершенствованию и расширению в рамках всей системы ООН механизмов консультаций с МНПО. Они являются альтернативой правительствам в решении сложнейших проблем современности и стали полноценными участниками международной жизни. Неправительственные организации могут иметь консультативный статус в межправительственных организациях. Так, Межпарламентский Союз имеет статус первой категории в ЭКОСОС ООП. Такое положение привело к возникновению новых МНПО и увеличению их числа на всех континентах. Деятельность МНПО охватывает все новые области (образование, экологию и т.д.).