Международные кредитно-финансовые институты

Международные кредитно-финансовые институты представляют совокупность структур, регулирующих международные экономические отношения. Автаркия отдельных национальных экономических систем давно ушла в прошлое. Небывалых масштабов достигли интеграция мирохозяйственных связей, взаимная торговля, совместные транснациональные и региональные хозяйственные и социальные проекты, миграционные потоки. Современная мировая экономика и финансы стали необратимо глобальными. Факторами и индикаторами финансовой глобализации стали рост потребности глобальной экономики в капитале, консолидация, диверсификация и интеграционная взаимозависимость международных финансовых ресурсов и потоков, активный рост мирового финансового рынка, технологическая революция на финансовых рынках, возрастание финансовых рисков и угроз финансовых кризисов, чередование финансовой либерализации с посткризисным ужесточением регулирования.

Колоссальное множество разнообразных процессов и операций, осуществляемых на наднациональном уровне, сформировало потребность в создании и эффективном функционировании сети международных организаций как институционального фундамента мирохозяйственных связей. В условиях финансовой глобализации как процесса превращения национальных финансовых рынков в единое планетарное хозяйство деятельность международных кредитно-финансовых организаций приобретает всемирный характер.

Международные кредитно-финансовые институты выполняют важную роль организатора (оператора, регулятора) международных экономических отношений. В настоящее время в мире функционируют десятки различных международных учреждений. Конгломерат наднациональных и глобальных учреждений возглавляют Международный валютный фонд и группа Всемирного банка

В группу Всемирного банка входят Международный банк реконструкции и развития – МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Международная ассоциация развития – MAP (International Development Association, IDA), Международная финансовая корпорация – МФК (International Finance Corporation, IFC), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций – МАГИ (Investment Guarantee Agency, MIGA), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID).

В состав международных институтов входят также крупные и авторитетные наднациональные регуляторы – Банк международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS), Европейская система центральных банков, ЕСЦБ (The European System of Central Banks, ESCB), включая Европейский центральный банк, Европейская банковская ассоциация (European Banking Association, ЕВА).

В отдельный блок следует выделить группу многосторонних банков развития, в которую входят базирующаяся в Москве тройка банков (Международный банк экономического сотрудничества, МВЭС; Международный инвестиционный банк, МИБ; Межгосударственный банк, МГБ) и другие банки развития – Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ADВ), Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ), Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD), Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB), Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB), Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC), Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB), Евразийский банк развития (ЕАБР).

Между этими группами есть пересечения – некоторые многосторонние банки развития одновременно входят в группу Всемирного банка. Некоторые из перечисленных международных кредитно-финансовых институтов входят в состав Совета по финансовой стабильности (СФС, Financial Stability Board), созданного в 2009 г. в качестве неформальной площадки для общения национальных финансовых регуляторов и международных организаций в целях содействия укреплению финансовой стабильности. Это Банк международных расчетов, Европейский центральный банк, Международный валютный фонд, Всемирный банк. Взаимодействуя с другими членами Совета (правительствами, международными комитетами, службами, регуляторами), международные кредитные институты участвуют в разработке мер по стабилизации мировой финансовой системы, что стало актуальным после глобального кризиса 2008–2009 гг.

Возникает вопрос: "Можно ли причислить к международным кредитным институтам Парижский и Лондонский клубы кредиторов?" В силу того что оба клуба представляют собой неформальные объединения для урегулирования взаимных частных и правительственных долгов, к институтам их отнести нельзя. Тем не менее, сам факт их существования (они были образованы соответственно в 1956 и 1976 гг.) является свидетельством наличия сложных межправительственных и частных кредитных отношений, требующих урегулирования и согласования. Так, российский долг западным банкам, унаследованный от СССР, в 1997 г. был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов путем переоформления в кредиты Principal Notes (PRINs) и в процентные облигации Interest Arrears Notes (IANs). Вступив в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов, Россия реструктурировала долг и перед зарубежными правительствами.

На рис. 15.2 показан состав международных кредитных институтов.

Рис. 15.2. Международные кредитно-финансовые институты

Ведущую роль в международных кредитно-финансовых отношениях играет Международный Валютный Фонд (МВФ). Фонд был создан в 1945 г. Он управляется 188 государствами-членами, в число которых входят почти все страны мира, подотчетен своим членам. В фонде заняты 2670 сотрудников из 154 стран. Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно- финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом. Фонд занимается содействием международному валютно-финансовому сотрудничеству, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире.

Международный валютный фонд осуществляет мониторинг экономической политики стран – членов фонда, экономических, политических и финансовых изменений в странах, регионах и мире. В рамках системы надзора МВФ дает рекомендации государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни.

Финансирование со стороны МВФ является существенной поддержкой в кризисных ситуациях. Странам с низкими доходами МВФ удвоил лимиты доступа к займам, а беднейшие страны планеты кредитует практически по нулевым ставкам. По состоянию на начало сентября 2013 г. фондом приняты обязательства о выделении кредитов на сумму 233 млрд долл. США. Кроме того, взяты дополнительные обязательства на 1 трлн долл. США при объединении на паритетных началах ресурсов МВФ с ресурсами Европейского стабилизационного механизма (ESM). Крупнейшими заемщиками фонда являются Греция, Португалия, Ирландия, а самые крупные превентивные кредиты в свое время были выданы Мексике, Польше, Колумбии.

Важная роль МВФ заключается в пополнении международной валютной ликвидности. Фонд эмитирует международные резервные активы – специальные права заимствования (СДР), дополняющие официальные резервы государств – членов фонда. Подробно эта экзотическая валюта рассмотрена в гл. 7.

Ресурсы МВФ обеспечиваются его государствами-членами посредством внесения платежей в счет квот, которые отражают размеры экономики каждой страны. Общая сумма квот составляет 360 млрд долл. США (по состоянию на 6 сентября 2013 г.). Время от времени квоты пересматриваются. В декабре 2010 г. проведен 14-й общий пересмотр квот, т.е. существенное перераспределение долей квот между государствами-членами в пользу беднейших стран – членов МВФ. В январе 2014 г. осуществлен 15-й пересмотр квот. Основанное на определенной формуле квотирование должно адекватно отражать относительный вес членов МВФ в мировой экономике. Совокупное участие стран Европы в МВФ составляет около трети, причем такие сравнительно небольшие страны, как Ирландия и Голландия, имеют столько же и даже больше голосов, чем Китай (3,7% голосов) и Индия (1,9%). Квота России в МВФ составляет 2,7% (9-е место). Ускорение экономического роста в развивающихся странах даст им право на бо́льшую долю в ресурсах МВФ.

Следует отметить, что Россия занимает в МВФ прочную позицию международного донора. Обладая активным платежным балансом и достаточным объемом международных резервов, Россия финансирует операции Фонда по кредитованию других стран. Например, в 2012 г. на цели преодолении финансового кризиса Банк России предоставил финансовые ресурсы МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях в размере 0,4 млрд СДР.

Одним из авторитетных международных кредитных институтов является Банк международных расчетов (БМР). Он был создан в 1930 г. на основе межправительственной конвенции шести стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония). Это кредитно- финансовый институт, деятельность которого регулируется международным правом. Базируется БМР в Базеле (Швейцария). Согласно уставу, целями Банка международных расчетов являются содействие развитию сотрудничества между центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участниками.

На протяжении своей истории банк обеспечивал благоприятные условия для международного финансового кредитного и валютного сотрудничества, выполнял функции координатора международного экономического, валютного и финансового сотрудничества, активно участвовал в подготовке крупных международных финансовых и кредитных соглашений.

Банк международных расчетов является ведущим исследовательско-информационным форумом, институтом, центром аналитических и научных исследований и мониторинга в области международных финансовых рынков, деятельности центральных банков, международного банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики. Для этого создан банк данных, выпускаются статистические обзоры по международному банковскому делу, собираются экспертные группы и совещания.

Банк международных расчетов ведет большую работу в области выработки унифицированных правил, директив и рекомендаций в области банковского надзора, контроля и регулирования. Именно БМР, при котором в 1974 г. был создан Базельский комитет по банковскому надзору, в 1988 г. разработал межнациональный стандарт достаточности собственного капитала для байков с учетом рисков (стандарт Базель-I). К сегодняшнему времени стандарт усовершенствован; приняты соглашения Базель-II и Базель-III, учитывающие новые банковские реалии и уроки кризиса 2008 г.

Важнейшей функцией банка является выполнение им функции кредитора, платежного агента, доверенного лица и депозитария для операций центральных банков и родственных им институтов: Европейского фонда валютного сотрудничества (1973–1993), Европейского валютного института (1993–1998), Европейского центрального банка (с 1998 г.) и других институтов. Банк международных расчетов является кредитором центральных банков, их посредником и гарантом, оказывает им помощь в управлении валютными резервами, постоянную методическую и техническую поддержку центральным банкам стран с переходной экономикой. Банк выступает клиринговым агентом для расчетов между МВФ и центральными банками стран ЕС, бридж- банком при кредитовании стран Международным валютным фондом и т.д.

Депозитные, кредитные валютные и инвестиционные операции и услуги Банка международных расчетов обеспечивают отношения при осуществлении операций на мировых рынках и операций, связанных с кредитами и займами внутри ЕС. Банк международных расчетов является платежным агентом и банком-депозитарием по международным займам и многосторонним платежам в рамках разнообразных проектов. Банк регулирует сальдо но взаимным счетам от имени стран – членов ЕС, участвующих в валютном союзе, осуществляет переводы платежей по краткосрочным кредитам внутри ЕС.

Большую роль в международном финансовом сотрудничестве играют Банки развития. В России базируется институт с 50-летней историей – Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС). Это межправительственный банк, чей статус определяет его финансовую устойчивость и обеспечивает дополнительные гарантии его клиентам. Основной целью деятельности МВЭС является содействие развитию внешнеэкономических связей между странами – членами банка, их банками, предприятиям и организациями.

Межгосударственный банк (МГБ) – это международная финансовая организация, образованная в 1993 г. странами СНГ (Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, Украиной, Киргизией и Россией). Международный инвестиционный банк (МИБ) – многосторонний институт развития, созданный в 1970 г. Членами Банка являются (Болгария, Вьетнам, Куба, Монголия, Россия, Румыния, Словакия, Чехия). Деятельность МИБ направлена на содействие социально- экономическому развитию, росту благосостояния населения, и экономической кооперации стран-членов. Основные направления деятельности банка – поддержка малого и среднего бизнеса в странах-членах и участие в финансировании социально значимых инфраструктурных проектов. Банк осуществляет кредитование преимущественно через ведущие национальные финансовые институты с государственным участием, банки развития и экспортно-импортные банки и агентства, либо в партнерстве с другими международными институтами развития.

Многосторонние банки развития (МБРР, ЕБРР, Международная финансовая корпорация и др.) активно и эффективно действовали в период глобального финансового кризиса, в том числе в развивающихся странах. Преимуществами сотрудничества с многосторонними банками является низкая стоимость займов, международная сертификация, прозрачность, высокая квалификация специалистов.

Российская Федерация является акционером многих банков развития, Группы Всемирного банка и ответственным заемщиком. За годы сотрудничества накопленный портфель операций многосторонних банков развития в России составил 60 млрд долл. США. Россия привлекла 64 займа МБРР, используемые на развитие энергетического и транспортного сектора, городской общественной инфраструктуры, здравоохранение и социальную защиту. Россия активно сотрудничает с ЕБРР. На долю РФ приходится 30% всех операций ЕБРР. Реализовано 714 инвестиционных проектов, в том числе по поддержке судебной реформы и государственной статистике, реформе жилищно-коммунального хозяйства, содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.

Стратегия партнерства МБРР, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012–2016 гг. предусматривает оказание содействия России в развитии финансовой системы, инфраструктуры рынка микрофинансирования, по проектам энергоэффективности, развитию государственной системы экологического мониторинга, совершенствованию городских транспортных систем и т.д. При этом привлечение кредитных средств от международных банков развития осуществляется на новой основе – не в виде обычных заимствований, а на принципах сотрудничества и софинансирования.