Международные конвенции и договоры

В свете динамично развивающихся геополитических и геоэкономических процессов этот вид нормативных документов все чаще применяется в международном праве.

В настоящее время в России действуют более чем 70 международных конвенций. Эти источники могут применяться в таможенном деле в качестве самостоятельных нормативных актов или являться основой при разработке подзаконных или ведомственных нормативных документов.

В качестве одного из многочисленных примеров можно привести действующие в ряде европейских стран правила осуществления дальних международных автоперевозок[1], которые на территории РФ используются в порядке, утвержденном приказом ГТК России от 18.05.1994 № 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г.".

Кроме того, источниками таможенного права РФ являются следующие акты:

Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 г.);

Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.;

Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г.;

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г.;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О создании Союзного государства" от 8 декабря 1999 г.;

многие другие международные нормативные акты.

Федеральные законы и кодифицированные законы

Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы таможенного дела в Российской Федерации, является пришедший на смену ТК РФ 2003 г. Закон о таможенном регулировании.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных подавляющим большинством статей гл. 16 этого Кодекса. При этом властные полномочия, осуществляемые таможенными органами в рамках правоохранительной деятельности, права и обязанности иных участников производства по делам об административных правонарушениях в таможенном деле регламентируются разд. I, IV, V КоАП РФ.

НК РФ также является одним из источников таможенного права – ст. 34 регламентирует полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

В таможенных правоотношениях применяются и некоторые положения УК РФ. Такие преступления, как:

незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей;

контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, являются деяниями, подпадающими под признаки ст. 189, 190, 226.1, 229.1 УК РФ и могут иметь место только в таможенном деле.

Соответственно, при проведении следственных действий по данным преступлениям применяется еще один кодифицированный закон – УПК РФ.

Кроме кодексов, источниками таможенного права являются федеральные законы.

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" содержит положения о видах и видах ставок таможенных пошлин, о порядке их применения, о тарифных преференциях и льготах. Эту информацию таможенные органы РФ активно используют при начислении и взимании таможенных платежей в целях осуществления мер таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предусматривает применение Правительством РФ специальных защитных мер от импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию в таком количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб соответствующим отраслям российской экономики.

В дальнейшем корректность применения таких мер (квотирования, специальных пошлин), относящихся к нетарифным методам регулирования ВЭД[2], отслеживается таможенными органами РФ при проведении некоторых видов таможенного контроля и при таможенном оформлении товаров.

Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" содержит положения, используемые таможенными органами РФ при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу РФ товаров данной категории.

Валютный контроль, в том числе и контроль над порядком перемещения через таможенную границу РФ наличной валюты физическими лицами, таможенные органы РФ осуществляют, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Приведенные законы являются основой для организации таможенных правоотношений, строящихся с применением функционального типа подчинения.

Основой административных связей линейного типа внутри таможенных органов РФ также являются федеральные законы.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" содержит положения о порядке поступления и прохождения службы в таможенных органах РФ, о правах и обязанностях лиц, проходящих таможенную службу. При хранении и учете служебного оружия таможенные органы РФ обязаны выполнять требования Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", а при работе с отдельными источниками информации – руководствоваться Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне".