Международные (глобальные) индексы

Наибольшее распространение в международных отношениях получили интегральные способы человеческого измерения – индексы.

Понятие индекс (от лат. index – указующий палец) было введено римским преподавателем риторики Марком Фабием Квинтилианом (ок. 35–96). В международной практике первые индексы начала составлять ООН в рамках принятой па вооружение концепции базовых потребностей, показавшей, что целью развития является удовлетворение основных потребностей людей. На ее основе был рассчитан ряд индексов, с помощью которых в круг сугубо экономических показателей стали включаться показатели социального развития, а также измерители уровня жизни населения.

В 1979 г. был создан индекс физического качества жизни[1]. Индекс качества жизни (The Quality of Life Index) – это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения их способности обеспечить своим жителям благополучную жизнь. Рассчитывается по методике британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist), основанной на комбинации статистических данных и результатов опросов общественного мнения соответствующих стран (табл. 4.4).

Индекс качества жизни суммирует результаты субъективной удовлетворенности жизнью граждан различных стран мира и соотносит их с объективными показателями социально-экономического благополучия жителей этих стран. Он составляется на основе статистического анализа девяти ключевых показателей, которые отражают различные аспекты качества жизни населения:

– здоровье;

– семейная жизнь;

– общественная жизнь;

– материальное благополучие;

– политическая стабильность и безопасность;

– климат и география;

– уровень занятости;

– политические и гражданские свободы;

– гендерное равенство.

Таблица 4.4

Индекс качества жизни по странам на 2013 год ( The Quality of Life Index)[2]

Страна

Индекс

Швейцария

215,71

Германия

204,84

США

199,56

Швеция

191,36

Канада

186,03

Объединенные Арабские Эмираты

186,01

Дания

182,29

Норвегия

173,86

Катар

169,92

Австрия

167,39

Финляндия

167,21

Австралия

165,80

Новая Зеландия

163,17

Нидерланды

160,54

Япония

159,79

Эстония

154,95

Франция

151,36

Ирландия

149,64

Соединенное Королевство

148,12

Бельгия

146,73

Испания

141,05

Саудовская Аравия

140,49

Южная Корея

135,62

Словения

133,62

Южная Африка

123,77

Чешская Республика

122,18

Тайвань

120,57

Португалия

119,76

Пуэрто-Рико

117,89

Словакия

114,58

Литва

114,05

Израиль

99,34

Гонконг

94,27

Польша

90,47

Хорватия

88,86

Мексика

87,94

Италия

87,36

Панама

86,81

Венгрия

85,59

Малайзия

79,94

Уругвай

78,43

Турция

74,84

Индия

73,70

Чили

72,56

Аргентина

72,53

Босния и Герцеговина

71,60

Сингапур

69,17

Сербия

63,68

Румыния

57,75

Греция

55,51

Таиланд

54,08

Болгария

53,71

Бразилия

48,21

Эквадор

37,68

Грузия

35,74

Колумбия

35,05

Украина

31,86

Китай

31,50

Филиппины

21,08

Россия

18,50

Монголия

14,08

Ливан

12,46

Пакистан

7,67

Египет

7,59

И рай

-6,96

Индонезия

-12,54

Венесуэла

-48,27

Примечание. По каждой группе показателей исследуемым странам выставляется оценка в баллах – от 1 до 10 (с использованием тысячных долей). Чем больше баллов, тем более высоко оценивается страна по данному критерию. При итоговом расчете индекса показатели суммируются в соответствии с заданной шкалой взвешивания, которая определяется исследовательской группой после консультаций с экспертами, опрошенными в процессе исследования.

Индекс в соответствии со смысловым значением слова представляет собой специальную структуру в базах данных, своего рода указатель, с помощью которого увеличивается скорость обработки имеющихся статистических показателей.

Разработчики Индекса лучшей жизни Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Better Life Index), в состав которой входят 34 страны, а также Россия и Бразилия в качестве стран-партнеров, определяют индекс как интерактивный инструмент, способствующий обмену мнениями среди специалистов, занимающихся изучением условий улучшения жизни. Поддерживая эту идею, список формируется в алфавитном порядке, подчеркивающем несоревновательный характер сбора данных.

Индексы применяются и для измерений человеческого развития. В концепции человеческого развития установлено, что целью развития является только такое экономическое процветание, которое расширяет возможности человека получить хорошее образование, прожить долгую и здоровую жизнь, иметь интересную работу, приносящую достойную жизнь.

Разработанная модель человеческого развития ориентирована на улучшение социоэкономических показателей, способствующих росту возможностей выбора. Обязательным элементом концепции человеческого развития является уровень развития личных свобод и прав человека. В условиях расширения возможностей выбора возрастает роль информации как ресурса развития таких возможностей. Любой выбор требует от человека владения информацией об альтернативах и последствиях принимаемого решения. Выбор требует ответственности за принятие решения. Поэтому расширение возможностей выбора сопровождается увеличением доступа к информации, которое делает более обоснованными принимаемые решения. В настоящее время концепция человеческого развития является не только научной теорией. Она взята на вооружение ООН; реализуется в национальных органах законодательной власти и управления стран- участниц ООН, а для достижения социальных целей в рамках Программы развития разработан Индекс человеческого развития (ИЧР, Human Development Index).

Индексация делает социальные процессы и действия измеряемыми, сводя ряд переменных к единой мере. Социологический смысл (индексальность) ИЧР обрел в методике различения контекстов, разработанных в этнометодологии. Его автором является пакистанский экономист Махбуб уль- Хак.

Индекс человеческого развития ООН измеряет уровень жизни населения, который складывается из уровней здоровья, долголетия и образования и выражается в долях единицы (чем ближе показатель к единице, тем выше уровень человеческого развития). До 2010 г. уровень жизни в индексе человеческого развития указывался в виде ВВП па душу населения в пересчете на американские доллары по паритету покупательной способности.

Достижение более высокого уровня жизни через повышение производительности труда обеспечивается ростом образовательных услуг, увеличением числа лет обучения. От современного высокооплачиваемого работника требуется способность вырабатывать и самостоятельно принимать обоснованные управленческие решения. Эти решения должны базироваться на умении использовать полученные в процессе обучения знания, и, самое главное, – на навыках информационно-аналитической работы. Работник должен уметь в реальном времени добывать необходимую информацию, анализировать и перерабатывать ее для использования управленческих операций. Тем самым в процессе обучения каждый учащийся должен быть нацелен на приобретение функциональной грамотности. Исследования показали, что аспирантура, второе высшее образование и степень магистра дают в среднем 15%-ное увеличение прироста доходов.

Индексы играют большую роль при определении перспектив развития – еще одного важного параметра концепции человеческого развития. При этом необходимо учитывать исторические различия в характере труда, уровне жизни, доходов и различия в смертности, существующие между поколениями ныне живущих, но родившихся в разное время. Это расширяет палитру социологических исследований, которые со временем будут вынуждены интерпретировать генетические тексты, с которыми работают "науки о жизни".

Так, многие современные достижения развитых стран связывают с поколением 1946–1964 гг. Большинство людей именно этого поколения впервые в современной истории в течение своей жизни занято преимущественно умственным трудом. Один из создателей философии современного менеджмента американский исследователь Питер Друкер описал его как первое поколение, которое в своей массе сохранило здоровье и способность трудиться после достижения установленного пенсионного возраста[3].

Концепция человеческого развития охватывает все многообразие жизнедеятельности людей. Однако ядро количественной оценки ситуации в сфере человеческого развития до 2010 г. составляли страновые показатели долголетия, образованности, уровня жизни (ВПП). Согласно новому подходу к составлению Индекса развития человеческого потенциала "Реальное богатство народов: пути развития человека" (2010 г.) имеют значение три критерия:

1) благосостояние: расширение реальных свобод человека и групп таким образом, чтобы они могли процветать;

2) расширение прав и возможностей, а также агентность – возможность человека и групп действовать и получать ценные результаты;

3) справедливость: повышение социальной справедливости, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества. Новый Индекс градирован четырьмя разделами: страны с очень высоким уровнем развития, страны с высоким уровнем развития, страны со средним уровнем развития и страны с низким уровнем развития.

Около трех десятков стран нс ранжированы ввиду отсутствия достоверных статистических данных.

В основу Индекса положены не субъективные оценки экспертов, а реальные числовые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддается верификации. ИЧР имел свои недостатки, что откровенно признавали его составители: в частности, его методология опиралась на национальные средние показатели, которые скрывали асимметричность распределения благ, и поэтому во многих случаях инструмент мог не отражать реального положения дел в исследуемых странах. Тем не менее в целом ИЧР успешно выполнял свою задачу. Высокий уровень доверия к ООН и ее специализированным структурам, включая Программу развития ООН, а также методологические основания, сделали НЧР одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих мировое общественное развитие.

Согласно разъяснениям его составителей, Индекс человеческого развития – это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как "качество жизни" или "уровень жизни". ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых имеются свои индексы:

– Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

– Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения;

– Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВИД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

В 2010 г. количество индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРП), Индекс гендерного неравенства (ΡΙΓΙΙ) и Индекс многомерной бедности (ИМБ) (рис. 4.1). Методики обновленного агрегированного показателя – Индекса развития человеческого потенциала ООН – являются в настоящее время наиболее признанными и востребованными в исследованиях качества жизни.

В 2013 г. с помощью ИРЧП проиндексированы 186 государств и территорий. Восемь стран в него не включены из-за отсутствия достоверных статистических данных[4]. Как и в предыдущие 13 лет, мировой рейтинг возглавила Норвегия. В то же время американский журнал Living International, ежегодно публикующий мировой Индекс качества жизни, пытается отстоять лидерство США, утверждая, что страной с наилучшими условиями жизни среди 191 стран мира являются именно они[5].

Россия заняла 55-е место в индексе ООН, поднявшись на 11 пунктов, по сравнению с предыдущими годами. Нашу страну, входящую в группу стран с высоким ИРЧП (более 0,8), опережают не только страны развитых рыночных экономик, но и некоторые республики бывшего СССР – Эстония (33-е место), Литва (41-е), Латвия (44-е) и Белоруссия (50-е место) (см. приложение 1). Этот ряд позволяет аналитически оценить принцип взвешивания величии ИРЧП. Например, в Белоруссии уровень доходов на душу населения ниже, чем в России, однако продолжительность жизни выше. Таким образом, измерение условий, которые создаются государством для демографического воспроизводства и культурного развития белорусского населения, позволило союзной стране занять более высокое место в Индексе ООН (см. приложение 1).

Всемирный банк (World Bank) анализирует статистику, характеризующую объем экономик стран мира. Полученные данные оцениваются па основе показателей валового внутреннего продукта и валового национального дохода. Статистика по ВВП и ВНД обновляется ежегодно и фиксируется в течение финансового года, который заканчивается 30 июня (уточненная статистика обычно публикуется в октябре – ноябре текущего года).

Согласно данным Всемирного банка, объем ВВП мировой экономики в 2013 г. составил 71 666 350 млн долл. (69 971 508 млн долл, в 2012 г.).

Мировым лидером по объему экономики остаются США – 15 094 000 млн долл. Экономика Китая составляет 7 298 097 млн долл., т.е. практически половину от американской. Япония с размером экономики в 5 867 154 млн долл, находится на третьем месте. Далее идут Германия (3 399 589 млн долл.), Франция (2 612 878), Великобритания (2 435 174), Бразилия (2 252 664), Россия (2 014 775), Италия (2 013 263) и Индия (1 841 717 млн долл.) (см. приложение 2)[6].

Составлением индексов активно занимаются большинство экономически развитых стран.

С 2006 г. британская ассоциация New Economics Foundation рассчитывает Международный Индекс счастья (Парру Planet Index, НPI) для 151 страны. HPI измеряет произведенное

Рис. 4.1. Расчет индексов развития человеческого потенциала

на душу населения количество счастья, благополучия и долголетия. В основу измерения положены три критерия. Первый – субъективное ощущение счастья, второй – средняя продолжительность жизни и третий – воздействие человека на природу. Использованный в HPI ряд переменных делает его результаты несопоставимыми с Индексом человеческого развития ООН. В британском рейтинге высокий ВВП на душу населения практически является показателем ощущения неблагополучия. Лидерами британского индекса счастья из года в год являются беднейшие страны, выигрывающие в этом всемирном "соревновании" звание самых счастливых за счет высоких "экологических" баллов. Как и в прошлом году, в 2013 г. самой счастливой страной признана Коста-Рика, тогда как население Соединенных Штатов и Китая ощущает себя самыми несчастными в мире. HPI публикуется в двух версиях – традиционным рейтинговым списком и с помощью цветового картографирования экологического состояния планеты[7].

Facebook запустил свой национальный индекс счастья (Gross National Happiness). Он вычисляется путем анализа в реальном режиме времени публикации на страницах Facebook слов с положительной {happy, yaw, awesome и др.) и отрицательной (sad, doubt, tragic) эмоциональной окраской.

Индекс счастья введен в китайском городе Пиндиншань. С помощью этого показателя оценивается работа чиновников за последние три года. Индекс рассчитывают на основе 16 индикаторов, среди которых присутствуют как традиционные экономические показатели, так и менее распространенные. При вычислении индекса учитываются метраж жилой площади на человека, число врачей на тысячу жителей, площади лесных насаждений, уровень энергопотребления и отношение объема эмиссии углекислого газа к размеру ВВП. По сведениям агентства Синьхуа, после анализа индекса отказ в повышении по служебной лестнице получили несколько чиновников в администрации Пиндиншаня[8].

Жители России начали отвечать на вопрос ВЦИОМ "Счастливы ли вы?" с 1993 г. Пятерку лидеров по качеству жизни в полугодовом рейтинге 2010 г., вычисленном лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ, составили Москва, Санкт-Петербург, Московская, Тюменская области и Ханты-Мансийский автономный округ. В 2012 г. в Индексе счастья российских городов, рассчитанным для 100 городов мониторинговым агентством NewsEffector совместно с Фондом региональных исследований "Регионы России", первые строчки рейтинга заняли города Грозный, Тюмень, Казань, Сургут, Краснодар, Сочи, Нижневартовск, Новороссийск и Белгород. Москва расположилась во второй полусотне российских городов, получив 52 место[9].

Единственной в мире страной, где более 40 лет главным показателем заботы государства о собственном населении признано валовое национальное счастье (Gross National Happiness), является Королевство Бутан. Эта небольшая горная страна в Гималаях выступила с предложением включить День счастья в календарь международных праздников. За его реализацию проголосовали все 193 государства – члена Генеральной ассамблеи ООН в 2012 г. По решению ООН счастье празднуется ежегодно 20 марта – в день весеннего равноденствия. В 2013 г. Международный день счастья (International Day of Happiness) был отпразднован впервые. Его учреждение призвано показать, что счастье является одной из основных целей устойчивого развития.

Критерий счастья как единица измерения человеческого поведения и отношения к действительности был введен в научный оборот теорией политического утилитаризма (см. гл. 1).

Против такого способа измерения в основном выступают экономисты, справедливо подозревая в утилитаризме альтернативу концепции "невидимой руки". Немаловажно учитывать и то, что во времена появления теории утилитаризма благосостояние (в значении "прибыль") обеспечивалось за счет торговли. В нынешнее время основной объем валового внутреннего продукта создается в промышленности, которая определяет не только технический уровень других отраслей народного хозяйства, но и социальной сферы. Однако появление эмоционального оценочного критерия свидетельствует о том, что человеческое настроение, позитивное восприятие окружающей среды постепенно становятся важным показателем удовлетворенности качеством жизни отдельного человека и общества в целом.

В современной западной социологии сложилась специальная область, занимающаяся исследованием эмоциональной культуры, которая выявляет, что люди чувствуют в разных типах ситуаций (первичные эмоции) и конструирует то, что они должны чувствовать в определенной социокультурной структуре (вторичные эмоции).

Росту популярности индексов счастья способствует пессимизм прогнозов экономического развития последних десятилетий. Как отмечает авторитетнейший американский аналитик международных процессов Ричард Хаас, в начале XXI в. США и другие экономически развитые западные государства постепенно утрачивают ведущую роль в мировой экономике[10], что заставляет Всемирный банк, Еврокомиссию, ООН и ОЭСР также разрабатывать альтернативные ВВП- и ВНП-показатели, для создания которых необходимы социологические исследования, добывающие и поставляющие обществу различные сведения социального характера об окружающей среде.

Широкие возможности для вторичного анализа предоставляют индексы международной ОЭСР {Organization for Economic Cooperation and Development, OECD), в которую входят 34 экономически развитых государства, а Россия имеет статус страны-наблюдателя[11]. Так, анализ индикаторов межстранового анализа в области образования "Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР" 2013 г. дает ценную информацию о воздействии экономического кризиса на людей с разным образовательным статусом. В докладе представлены последние базисные статистические данные не только стран – участниц ОЭСР, но и государств "Большой двадцатки" (G-20). Индикаторы скомпонованы тематически, дополнены эмпирическими данными и различными способами их интерпретации с учетом анализа политического контекста. Авторы доклада пришли к выводу, что кризис усилил влияние уровня образования на способность к трудоустройству. В среднем по странам ОЭСР в 2011 г. безработных людей с дипломом о высшем образовании было 4,8% в то время как процент безработных среди людей без среднего образования составил 12,6%. В 2008–2011 гг. разница в уровне безработицы между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования увеличилась по всем возрастным группам. Уровень безработицы людей с низким уровнем образования вырос почти на 3,8 процентных пункта, в то время как для людей с высоким уровнем образования он увеличился только на 1,5 процентных пункта.

Данные межстранового анализа помогают лучше понять некоторые направления российских реформ в области образования. Один из кластеров "Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР" измеряет то, каким образом институциональные механизмы, существующие между образованием и работой, облегчают переход к занятости. Те страны, у которых процент выпускников профессионально-технических программ выше среднего (32%) (Австрия, Чешская Республика, Германия и Люксембург) смогли сдержать уровень безработицы среди молодежи ниже 8 процентных пунктов. И, наоборот, в таких странах, как Греция, Ирландия и Испания, в которых меньше 25% молодых людей получают диплом высшей ступени профессионально-технического среднего образования, уровень безработицы вырос па 12%.