Лекция 7. Международные финансовые организации

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

– причины создания международных финансовых организаций;

– виды международных финансовых организаций;

– источники международного права, которыми регламентирована деятельность международных финансовых организаций;

уметь

– определять и различать правовой статус международных финансовых организаций;

– определять основные концептуальные и проблемные аспекты деятельности международных финансовых организаций;

владеть

– навыками оперирования основными понятиями и категориями в праве ответственности международных организаций;

– навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики в сфере ответственности международных организаций;

– навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права международных организаций.

Ключевые слова: финансирование, международные финансовые организации, межправительственные финансовые организации, МВФ, МБРР, МАР, МАГИ, МБР, ЕБРР, МБР, Межамериканский банк развития, Международная финансовая корпорация, Международный банк экономического сотрудничества, Европейский инвестиционный банк.

Развитие мировой экономики предполагает необходимость регулирования, проведения согласованных действий и координации экономической, в том числе и валютнофинансовой, политики государств. В этих условиях возрастает роль международных институтов, особенно валютно-кредитных и финансовых организаций.

Причинами, обусловившими возникновение и функционирование международных валютно-финансовых институтов, являются:

– глобализация мировой экономики;

– расширение и углубление мирохозяйственных связей;

– усиление процессов экономического регулирования в условиях нестабильности.

Они призваны решать такие основные задачи, как осуществление межгосударственного валютно-финансового регулирования, разработка стратегии и тактики мировой валютно-финансовой и кредитной политики в целях стабилизации международных финансов и ряд других.

Международные финансовые организации представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования – на основе межгосударственных соглашений.

Сегодня их достаточное количество, чтобы процессы мировой экономики работали бесперебойно. Рассмотрим их.

Международный валютный фонд (МВФ)

Статьи соглашения об учреждении МВФ (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (Нью- Гемпшир).

Штаб-квартира находится в Вашингтоне. МВФ также имеет представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год МВФ продолжается с 1 мая по 30 апреля. Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR), определяются на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).

Основная задача МВФ – создание валютных резервов, из которых правительства стран – членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ входит в систему Объединенных Наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время (па июнь 2009 г.) членами МВФ являются около 186 стран.

Основные функции МВФ: содействие международному сотрудничеству в денежной политике, расширение мировой торговли, стабилизация денежных обменных курсов[1].

Основные направления деятельности МВФ:

– консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;

– временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда имеется недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;

– оказание странам по их просьбе технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики;

– способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

– способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

– содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

– оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

Высшим директивным органом МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами – членами МВФ. Согласно Статьям соглашения Фонда, Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда и в этих целях использует все полномочия, переданные ему Советом управляющих. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров и их заместителей, назначаемых или избираемых государствами-членами, и отвечает за текущий надзор, за работой МВФ в штаб-квартире Фонда, как отмечалось выше, находящейся в Вашингтоне, округ Колумбия. Председателем Исполнительного совета является Директор- распорядитель МВФ.

В Совет управляющих входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждого из 186 государств – членов МВФ. Управляющим обычно является министр финансов государства-члена или глава его центрального банка. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Международный валютно- финансовый комитет (МВФК) является консультативным органом, состоящим из 24 управляющих МВФ (или их заместителей), которые представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора. МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год: в марте или апреле и в сентябре или октябре – во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ; он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для содействия экономическому развитию в развивающихся странах. Комитет по развитию, как и МВФК, обычно проводит заседания два раза в год.

Согласно Статьям соглашения Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя Фонда. Любой исполнительный директор может предложить кандидатуру на этот пост, независимо от гражданства кандидата. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью повторного назначения на новый срок. На данный момент Директором-распорядителем и Председателем исполнительного совета является Кристин Лагард. В свою очередь, по согласованию с Исполнительным советом он назначает первого заместителя Директора-распорядителя и двух заместителей Директора-распорядителя для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем штата сотрудников МВФ и ведет текущую работу МВФ иод руководством Исполнительного совета. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала в конкретных областях. Сотрудники МВФ назначаются Директором-распорядителем и несут ответственность только перед МВФ.

Операционные приоритеты МВФ: оценка риска; надзор за финансовым сектором и связи между финансовой экономикой и финансовой сферой; многосторонняя перспектива; анализ валютных курсов и рисков для внешней стабильности.[2]

Техническая помощь и подготовка кадров, предоставляемые МВФ по запросу государств-членов, предназначены для оказания им содействия в выполнении обязательств, которые принимаются ими при вступлении в МВФ с тем, чтобы проводить политику, способствующую финансовой и макроэкономической стабильности, устойчивому экономическому росту и упорядоченной работе валютных режимов, а также представлять МВФ своевременные, точные и высококачественные данные о своей экономике.

Курсовая политика МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Всемирный банк – международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином "Всемирный банк" на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее, в 1960 г., была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

Под Всемирным банком фактически понимают две организации:

– МБРР;

– МАР.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка еще три организации:

– Международная финансовая корпорация;

– Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

– Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Его цель – предоставление займов относительно богатым развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции компании Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в Российской Федерации. По сведениям на 1996 г., 180 государств являются членами МБРР. Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна – член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 г.

МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно мировой экономики. На долю индустриально развитых стран приходится около 45%. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17% от общего пая, что дает США возможность наложить вето на любые изменения в Уставе МБРР, так как для этого требуется 85%. Однако фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами банка большинством голосов.

Структура банка: высшим органом является Совет управляющих. Исполнительный орган банка – Совет директоров, который непосредственно отчитывается перед Советом управляющих, в который входят министры финансов или главы центральных банков государств-членов (по одному управляющему от страны плюс один заместитель управляющего). Управляющий назначается каждой страной-членом сроком на пять лет. Управляющие встречаются один раз в год на совместных сессиях в рамках ежегодного совещания. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале банка.

Совет директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек) принимает решения о политике банка, на основе которой строится его работа, и утверждает предоставление всех займов. Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами-членами, являющимися крупнейшими держателями акций банка (США, Япония, Республика Германия, Франция, Англия); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов всемирного банка и МВФ по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 г. Состоит Комитет из 24 членов. Важным элементом структуры банка является независимый Департамент по оценке деятельности, в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом директоров.

Президент МБРР, кандидатура которого согласно давней традиции выдвигается директором-исполнителем, представляющим США, избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет. Директор отвечает за управление повседневной деятельностью банка. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей. Его помощниками являются три директора-распорядителя.

Цели МБРР:

– содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

– поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

– стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств – членов банка.

Основными направления деятельности МБРР являются:

– среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

– подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

– финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Кредиты МБРР можно разделить на две категории:

– кредиты для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые всемирным банком;

– долги для беднейших стран, которые являются обычно некредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам и для которых всемирный банк, соответственно, не может привлекать средства на международных финансовых рынках. В этих случаях долги предоставляются МАР – членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств – членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных займов (об этом будет сказано подробнее в следующей главе).

Основными партнерами МБРР являются правительства государств-членов. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Один из приоритетов банка – содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор – основной источник экономического роста и высоких выгод. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору.

Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 г. МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, Азиатским банком развития, Международным фондом сельскохозяйственного развития (МФСР) и (Бондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием.

Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям, созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах.

Региональные миссии банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Международная финансовая корпорация (МФК) – член Группы организаций Всемирного банка со штаб- квартирой в г. Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Усилия МФК направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организаций Всемирного банка – повышение качества жизни населения в развивающихся странах- членах.

Цели и задачи МФК, входящей в состав Группы организаций Всемирного банка, является содействие устойчивому притоку инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и повышения жизненного уровня в этих странах. Созданная в 1956 г., МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим займы и долевое финансирование для проектов частного сектора развивающихся стран. МФК стимулирует устойчивое развитие частного сектора путем: финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран; оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках; предоставления консультационного и технического содействия предприятиям и правительствам.

В состав МФК входят 175 стран-членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК стране необходимо быть членом МБРР. Корпоративные полномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назначают своих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Совет управляющих многие из своих полномочий делегирует Совету директоров, который состоит из исполнительных директоров МБРР и в котором представлены страны – члены МФК. Все проекты подлежат рассмотрению Советом директоров.

Президент Группы организаций Всемирного банка, Джеймс Д. Вулфенсон (James D. Wolfensohn), одновременно является президентом МФК. Исполнительный вице-президент МФК, Питер Войке (Peter Woicke), осуществляет общее руководство текущей деятельностью корпорации. Руководство МФК, в состав которого входят вице-президенты корпорации, оказывает помощь Исполнительному вице-президенту в принятии решений и стратегическом планировании.

Координируя свою деятельность во многих областях с другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и финансовом отношениях, имеющей свои Статьи соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников. Долевой фонд МФК состоит из выплаченных взносов стран-членов, а права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Разрешенный к выпуску объем долевого капитала МФК составляет 2,45 млрд долл. США.

Основные направления деятельности МФК:

финансирование проектов: долгосрочные займы в основных валютах или в отечественной валюте по фиксированной или переменной ставке процента; инвестиции в акционерный капитал; квазикапитальные финансовые институты[3]; синдицированные займы; управление рисками (посредничество в организации сделок "своп" с валютой и процентными ставками, проведение хеджинговых операций); финансирование через посредников;

мобилизация ресурсов. Благодаря достигнутым успехам и особому статусу многостороннего учреждения МФК имеет возможность действовать в качестве катализатора частных капиталовложений. МФК мобилизует финансовые ресурсы непосредственно для рентабельных компаний в развивающихся странах, организуя синдицированные займы с участием международных коммерческих банков, выступая гарантом инвестиционных средств и выпусков корпоративных ценных бумаг. Кроме того, МФК занимается организацией частного размещения цепных бумаг;

консультационные услуги. МФК предоставляет консультации предпринимателям из развивающихся стран по широкому кругу вопросов; консультирует правительства развивающихся стран по вопросам создания условий, благоприятных для развития предпринимательской деятельности, а также предоставляет рекомендации по привлечению прямых иностранных инвестиций; МФК способствует развитию местных рынков капитала; МФК оказывает содействие в вопросах реструктуризации и приватизации государственных предприятий;

инвестиционная деятельность. Инвестиционной деятельностью МФК управляют региональные департаменты и отраслевые департаменты. Отраслевые департаменты занимаются проектами в соответствующих отраслях по всему миру независимо от региональной принадлежности проекта. Региональные департаменты занимаются проектами в своих географических регионах в тех отраслях, которыми не занимаются отраслевые департаменты.

Международная ассоциация развития (МАР) – член группы Всемирного банка, была создана в 1960 г. для содействия экономическому развитию в беднейших странах, которые не могут позволить себе взять кредит у МБРР. Она является крупнейшим многосторонним источником льготного кредитования стран с низкими доходами. Используются следующие критерии для определения того, какие страны могут заимствовать ресурсы MAR

– относительная бедность, которая определяется как валовой национальный продукт на душу населения ниже определенного порога;

– некредитоспособность заимствовать средства на рыночных условиях и, следовательно, необходимость кредитования на льготных условиях для финансирования программы развития страны;

– хорошие показатели политики, которые определяются как осуществление экономической и социальной политики, способствующей росту и сокращению бедности.

Кредиты МАР являются беспроцентными и подлежат погашению в течение очень длительных сроков. В результате ресурсы МАР, в отличие от ресурсов регулярных кредитных учреждений, должны регулярно пополняться за счет взносов.

Первоначальный фонд 912,7 млн долл. МАР начала свою деятельность 24 сентября 1960 г. с 15 странами. После восьми месяцев своей деятельности МАР насчитывала уже 51 член, затем МАР возросла до 169 стран-членов и стала основным источником льготного кредитования 79 беднейших стран мира с 39 странами в Африке. С момента своего создания сумма кредитов и грантов МАР составила 207 млрд долл. США, в среднем 14 млрд долл. в год. В последние годы Африка получает 50% этой доли[4].

Структура. Во главе МАР находятся Совет управляющих (высший орган управления), директорат и президент. Директорат МАР является постоянно действующим исполнительным органом. Директорами МАР становятся по совместительству директора МБРР. Функции президента МАР выполняет президент МБРР. Все вопросы в Совете управляющих и директорате решаются большинством голосов. Голоса распределяются в зависимости от суммы взносов в основной капитал. Страна – член МАР имеет 500 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 5 тыс. долл, суммы ее первоначального взноса.

Система оценки результатов. Деятельность МАР направлена на улучшение жизни людей, живущих в беднейших странах мира. Чтобы оценить, в какой степени МАР оказывает помощь странам в росте и сокращении бедности, и проинформировать доноров об эффективности их взносов, в 2002 г. МАР создала систему оценки результатов. Усовершенствованная система начала свое действие в июле 2005 г. Интерактивный веб-сайт облегчает отслеживание ключевых показателей, а также предоставляет ссылки на другие соответствующие источники.

Система оценки результатов предназначена для отражения совокупных результатов в разных странах МАР. Он отражает приоритеты и процессы национальной стратегии по сокращению масштабов нищеты, оценивает вклад МАР в развитие и связан со структурой Целей развития тысячелетия. Она измеряет результаты на двух уровнях:

Цели МАР:

– стимулировать экономическое развитие;

– повышать производительность и, следовательно, повышать уровень жизни в менее развитых странах мира, включенных в состав МАР, в частности путем предоставления финансирования для удовлетворения важных потребностей развития на условиях, которые являются более гибкими и менее тяжелыми для платежного баланса по сравнению с обычным кредитованием, тем самым способствуя целям развития МБРР и своей деятельности.

Круг проблем, которым занимается МАР. В первую очередь необходимо отметить, что МБРР и МАР работают параллельно. Они совместно используют единый штаг, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках финансирования. Прежде чем стать членом МАР, государство должно стать членом МБРР.

Промышленно развитые страны производят взносы золотом или обратимой валютой, развивающиеся страны только 10% своих взносов вносят золотом или обратимой валютой, а остальные 90% – в национальной валюте. Как уже отмечалось выше, МАР предоставляет займы только беднейшим странам (годовой доход на душу населения не более 1,135 долл. США), которые нс могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях.

В настоящее время насчитывается 79 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3,2 млрд человек (65% от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1,2 млрд этих людей имеют ежедневный доход менее 1 долл. США. Ссуды МАР выдаются на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время – 0,75%). Средства МАР распределены между странами-заемщиками в соответствии с их относительными размерами, уровнем дохода и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Примерно 45–50% от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары).

Хотя условия МАР с финансовой точки зрения являются либеральными, ее экономические и технические критерии для получения кредитов точно такие же, как и те, которые применяются в области кредитования МБРР на обычных условиях. Каждый кредит должен быть оправдан с экономической позиции, перспектив и политики страны-заемщика. Кредиты предоставляются только для высокоприоритетных целей.

MAP приняла активное участие в оказании помощи правительствам в проведении структурной перестройки, защите и расширении социальных и экологических программ. Она поддерживает программы развития сельских районов и проектов, которые нацелены на повышение производительности сельского хозяйства и обеспечения достаточных запасов продовольствия. МАР также финансирует проекты, которые уделяют особое внимание повышению доходов женщин и их положению в своих общинах. МАР заметно усилила свою поддержку населению, проектам здравоохранения и питания.

Экологические проблемы были интегрированы во все аспекты деятельности МАР. Ассоциация оказывает помощь заемщикам в разработке своих собственных экологических планов действий для выявления изменений в политике и инвестициях, которые требуются для экологически устойчивого развития.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – член группы Всемирного банка[5] – создано в 1988 г. как филиал всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Цель МАГИ – поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах, путем:

– предоставления гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других странах-членах;

– осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функциями МАГИ является:

– увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования;

– страхование инвестиций в странах, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

– обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам;

– предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

Структура МАГИ:

– Совет управляющих;

– Директорат;

– председатель Директората;

– Исполнительный вице-президент.

Высшим органом агентства является Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по одному от каждой страны-члена). Председатель совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров (у каждого по одному заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председателем Директората является президент IBRD.

Исполнительный вице-президент МАГИ назначается директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за работу компании, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники IBRD работают в Агентстве по совместительству.

Деятельность МАГИ. МАГИ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством соцстрахования и перестрахования; МАГИ предлагает четыре основных типа гарантий:

– экспроприация (защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над ней, а также права на застрахование инвестиции);

– война и гражданские волнения (защита от убытков, вызванных боевыми действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам предприятия или созданию препятствий для его деятельности);

– нарушение контракта (защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушившей инвестиционный договор).

МЛГИ предоставляет разнообразные услуги по оказанию технической помощи в целях содействия усилиям стран- членов по стимулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 г. МАГИ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политике улучшения инвестиционных режимов до помощи в увеличении притока иностранных инвестиций и консультаций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.

Содействие инвестициям включает проведение встреч, конференций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Информационная политика МАГИ предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддержания контактов с потенциальными инвесторами.

Важнейшим источником финансирования МАГИ является основной капитал. Конвенция МАГИ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте.

Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС) создан в целях содействия экономическому сотрудничеству и развитию народного хозяйства стран-членов и расширению их торговли и экономических связей с другими странами. Учрежден в соответствии с Соглашением о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации МВЭС от 22 октября 1963 г. Членами банка являются Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Куба. Местопребывание – Москва.

Структура. Высший орган управления МВЭС – Совет, который состоит из представителей всех стран – членов банка. Каждая страна имеет один голос независимо от размера ее взноса в капитал банка. Совет МВЭС определяет вектор целей Банка, утверждает кредитные и другие планы, годовые отчеты, балансы, инструкции и другие нормативные документы, назначает Председателя и членов правления данного банка, осуществляет другие необходимые функции, связанные с вектором целей МВЭС. Совет собирается на заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Исполнительный орган банка – правление, осуществляющее непосредственно руководство деятельностью МВЭС. Правление ответственно перед Советом МВЭС и ему подчинено. Оно состоит из председателя и членов Правления Банка, назначаемых из граждан всех стран – участниц МВЭС на срок до пяти лет. Число членов Правления МВЭС определяется Советом Банка.

Основные принципы деятельности МВЭС: надежность, универсальность, уважение и доверие, равенство, прозрачность, сотрудничество, долгосрочное партнерство.

Приоритетным направлением работы МВЭС является развитие бизнеса с финансовыми и коммерческими структурами этих стран, финансирование внешнеторговых операций и проектов, оказание услуг клиентам в области расчетов, кредитования, снижения рисков проведения операций, консультирования.

МВЭС активно участвует в ряде профессиональных организаций и ассоциаций, являясь: членом Ассоциации банков стран Центральной и Восточной Европы (ВАСЕЕ); членом Ассоциации байков Азии (АВА); членом Ассоциации российских банков; одним из учредителей Открытого акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС".

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 г. 61 страной и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах – от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Европейский банк реконструкции и развития является международной финансовой организацией, которая финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Вкладывая капитал, прежде всего в те предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка, ЕБРР содействует развитию предпринимательства и переходу к демократии и рыночной экономике.

Структура. Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров, который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учетом общего руководства Совета управляющих Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия, прямо возложенные на него Соглашением, и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих.

Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на четыре года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента.

Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.

Основная задача ЕБРР – содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь.

Банк ежегодно проводит оценку стран на соответствие указанной цели, в частности, по следующим критериям: свободные выборы; представительность правительства; обязанность правительства и должностных лиц действовать в соответствии с законодательством; отграниченность политических партий от государства; независимость правосудия; равная защита законом граждан, включая меньшинства; свобода слова, вероисповедания, собраний, передвижения; право частной собственности; право формирования профсоюзов и организации забастовок.

Результаты оценки стран ежегодно приводятся в документах, называемых "country strategy papers" ("страновые стратегии").

Таким образом, ЕБРР позиционирует себя не просто как региональный банк развития, а увязывает свою деятельность с прогрессом переходного процесса в странах Центральной и Восточной Европы, при этом официально ЕБРР не может проводить свою деятельность в странах, не приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики или не проводящих их в жизнь. В отличие от МФВ, который навязывает достаточно жесткие условия конкретных макроэкономических показателей, ЕБРР проводит более мягкую политику, стремясь до последнего не свертывать свою деятельность в проблемных государствах.

Также следует подчеркнуть, что ЕБРР по сути является коммерческим банком: ст. 36 Соглашения об учреждении ЕБРР предусматривает возможность распределения чистого дохода между его акционерами (при этом не может делаться исключений в зависимости от политики страны и ее соответствия целям ЕБРР – в отличие от доступа к ресурсам). Рентабельность оплаченного капитала ЕБРР в среднем составляет около 7%, что можно назвать достаточно высоким показателем.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) – один из самых важных европейских институтов. Занимающий центральное место в процессе построения Объединенной Европы, ЕИБ постоянно увеличивает свое значение путем диверсификации способов финансирования, увеличения объемов предоставляемых средств, увеличения числа стран, получающих кредиты в этом банке.

ЕИБ является автономным институтом в рамках ЕС, созданным с целью финансировать инвестиционные проекты, которые стимулируют сбалансированное развитие ЕС. Банк основан в 1958 г. в силу п. 129 Римского договора. Являющийся частью решения о создании Европейского сообщества, ЕИБ проводит свои операции в качестве банка, набирающего большую часть своих финансовых средств на рынках капиталов.

ЕИБ является собственностью стран – участников ЕС, которые принимают участие в формировании его уставного капитала. Банк – финансово независимый институт, не получающий средств из бюджета ЕС. В создании ЕИБ в 1958 г. приняли участие следующие страны: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург. В 1973 г. присоединились: Объединенное королевство, Дания и Ирландия; в 1981 г. – Греция и в 1986 г. – Испания и Португалия. Банк располагает собственной административной структурой, аппаратом принятия решений, а также контрольными органами.

В качестве одного из основных международных заемщиков, который всегда получал высший рейтинг кредитоспособности (ААА)[6], ЕИБ в состоянии мобилизовать большие средства на оптимальных условиях. Эти средства ЕИБ предоставляет на бесприбыльной основе, при этом определяет незначительную надбавку к ссудному проценту для покрытия административных расходов.

Структура. Управление ЕИБ осуществляется Советом управляющих, директоратом и Управлением. Совет управляющих состоит из министров стран-участниц. Совет определяет основные направления кредитной деятельности ЕИБ, при этом особое внимание уделяется новым целям, связанным с развитием ЕС. Совет обязан следить за соблюдением этих основных направлений. Кроме этого Совет управляющих: принимает решение об увеличении уставного капитала; в случае финансирования специальных проектов может принять решение о предоставлении кредита со стороны стран-участников банку при невозможности привлечения этих средств на финансовых рынках. Совет управляющих может также принять решение о приоритетном погашении этих кредитов; применяет свои права относительно назначения и освобождения от должности членов директората и Управления, а также правомочен менять количество членов Управления; принимает годовой отчет директората; принимает годовой баланс и отчет о прибылях и убытках и т.д.

Директорат вправе принимать решения в отношении предоставления кредитов и выдачи гарантий, а также получения кредитов. В ведении этого органа находится определение размера процента по предоставляемым кредитам и комиссионных по выдаваемым гарантиям. Директорат следит за правильностью деятельности ЕИБ, обеспечивает управление банком согласно Римскому договору, Уставу ЕИБ и директивам, принимаемым Советом управляющих. В конце финансового года директорат представляет на одобрение Совета годовой отчет и, когда Совет одобрит отчет, его публикует.

Директорат состоит из 22 директоров и 12 сменяемых членов, назначаемых Советом управляющих сроком на пять лет. Количество директоров, представляющих страну-участника, определяется ее долей в уставном капитале банка. Кроме стран-участников своих представителей (два) в директорате имеет и Комиссия ЕС. Согласно ст. 42 Устава ЕИБ сменяемые члены не имеют права голоса, за исключением тех случаев, когда замещают постоянного директора из своей страны (или Комиссии ЕС).

Управление состоит из президента и шести вице-президентов, назначаемых сроком на шесть лет Советом управляющих по предложению директората.

Управление осуществляет контроль за текущей деятельностью банка, подготавливает решения директората, в частности решения о привлечении средств, предоставлении кредитов и выдачи гарантий, и приводит эти решения в исполнение.

Работники ЕИБ находятся в подчинении президента. В соответствии со ст. 48 Устава ЕИБ Управление и персонал банка несут ответственность только перед банком и полностью независимы при осуществлении своих обязанностей.

Азиатский банк развития (АзБР) был создан в 1963 г. под эгидой Экономической комиссии для Азии и Дальнего Востока, позднее переименованной в Экономическую и социальную комиссию для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г. По уставу АБР его участниками могут быть страны, входящие в регион, а также другие государства – члены ООН или одного из ее специализированных агентств. Уставный капитал АзБР – более 43 млрд долл. США[7].

Члены АзБР – 61 страна (2002), большинство из которых располагается в данном регионе. Среди стран бывшего СССР акционерами Банка являются: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Крупнейшие акционеры Банка – Япония (13% голосов в Совете управляющих и Правлении), США (13%), Китай (5,6%), Индия (5,5%), Австралия (5,1%), Индонезия (4,8%), Южная Корея (4,4%), Германия (3,9%).

Всего на долю 43 стран региона, по данным годового отчета за 2001 г., приходится 65,5% голосов в Совете управляющих и Правлении и 63,7% акций; на долю 16 стран вне данного региона – соответственно 34,5 и 36,3%.

Голосование в Совете управляющих и Правлении проводится по следующему принципу:

– 20% общего числа голосов распределяется поровну между всеми странами-участницами;

– остальные 80% – пропорционально доле участия каждой страны в уставном капитале.

Штаб-квартира – в г. Маниле (Филиппины). АБР имеет также 23 региональных представительства в различных странах мира, в том числе 14 в странах Азии, в Германии (Франкфурт) – по Европе, США (Вашингтон) – по Северной Америке. Персонал Банка насчитывает около 2 тыс. работающих из 50 стран мира[8].

Цели АзБР:

– содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе Азии и Дальнего Востока;

– снижение уровня нищеты;

– улучшение положения женщин;

– развитие трудовых ресурсов, включая планирование в области народонаселения; обеспечение рационального природопользования[9].

Таким образом, важнейшей целью банка является содействие развитию экономики и внешней торговли развивающихся стран Азии, стимулирование регионального сотрудничества, оказание технического содействия в координации их экономической политики. Согласно Уставу АзБР Банк производит капиталовложения только в развивающиеся страны региона[10].

Функции АзБР:

– предоставление займов и вложение собственных средств в целях достижения экономического и социального прогресса развивающихся государств-членов;

– предоставление технической помощи и услуг экспертов в подготовке и осуществлении программ и проектов развития; стимулирование государственных и частных инвестиций в целях развития;

– оказание помощи в координации планов и целей развития[11].

Финансовые ресурсы АзБР состоят из обычных капитальных ресурсов, включающих подписной капитал, резервный капитал и средства, полученные путем заимствований на рынках капитала, а также специальных фондов (финансируемых в основном за счет взносов государств-членов), созданных в целях льготного кредитования и оказания технической помощи.

Исламский банк развития (ИБР) был торжественно открыт 15-го числа месяца Шавваль 1395 г. хиджры.

Учрежден Декларацией о намерениях, заключенной на первой конференции министров финансов мусульманских стран, проходившей в Джидде (Саудовская Аравия) 18 декабря 1973 г. Первое заседание Совета управляющих состоялось в июле 1975 г. Официально банк начал свою финансовую деятельность 20 октября 1975 г. Место основного нахождения ИБР – г. Джидда.

Функции группы Исламского банка развития состоит в участии путем финансирования проектов экономического и социального развития в странах-членах. Банк осуществляет свою деятельность, основываясь на законах и принципах шариата. Денежной единицей банка является исламский динар. Официальным языком является арабский, однако английский и французский также используются как рабочие языки.

Цель ИБР:

– продвижение экономического развития и социального прогресса стран-членов и мусульманских сообществ как в индивидуальном порядке, так и совместно в соответствии с принципами шариатского права;

– укрепление отношений сотрудничества между странами – членами Организации исламского сотрудничества.

ИБР также отвечает за мобилизацию финансовых ресурсов в существующих странах-членах или между странами- членами.

Функции ИБР:

– участвовать в уставном капитале плодотворных проектов и предприятий в странах-членах;

– проводить инвестиции или в форме участия в уставном капитале, или с использованием других путей финансирования для развития инфраструктуры в странах-членах;

– обеспечивать финансирование частных лиц или общественности для реализации проектов, предприятий или других программ в странах-членах;

– создание и управление специальными фондами для особых целей;

– создание и управления трастовыми фондами;

– принимать депозиты и мобилизовывать средства способами, совместимыми с Шариатом;

– оказание помощи в содействии развитию торговли между членами, особенно капитальными товарами;

– надлежащим образом инвестировать свободные средства, которые не нужны в его деятельности;

– оказывать техническую помощь странам-членам;

– обеспечивать подготовку и переподготовку кадров, участвующих в деятельности в области развития в странах- членах;

– осуществление деятельности в соответствии с принципами Шариата.

ИБР мобилизует финансовые ресурсы, используя способы, соответствующие Шариату, и предоставляет техническую помощь странам-членам, в том числе обеспечивает профессиональную подготовку для персонала, занятого в деятельности в области развития в странах-членах. В начале своего создания ИБР имел только 22 члена, но к концу 1994 г. количество его членов увеличилось до 47, на конец 2013 г. число членов выросло до 56. Одна из основных предпосылок для членства состоит в том, что потенциальная страна-член должна быть членом ОИС и должна быть готова принять правила, предусмотренные Советом управляющих ИБР. В начале своего создания уставный капитал Банка составлял 6 млрд исламских динаров[12].

Штаб-квартира банка находится в городе Джидда, Саудовская Аравия; два его региональных отделения – одно в Рабате, Марокко, а другое в Куала-Лумпуре – были открыты соответственно в 1994 и 1995 гг. В 1997 г. ИБР открыл представительство в Алматы (Казахстан), которое служит связующим звеном между странами – членами ИБР и республиками Центральной Азии.

Виды деятельности, осуществляемые банком, можно разделить на три основные группы, а именно:

– проектное финансирование, техническая помощь и деятельность вакуфного фонда (специальная помощь);

– деятельность по торговому финансированию;

– специализированные фонды и дочерние учреждения.

Главный офис банка расположен в городе Джидда в Королевстве Саудовская Аравия. Четыре региональных отделения были открыты в Рабате, Марокко (1994); Куала-Лумпуре, Малайзия (1994); Алматы, Казахстан (1997); Дакаре, Сенегал (2008). ИБР также имеет представителей на местах в двенадцати странах-членах: Азербайджане, Афганистане, Бангладеш, Гвинее Конакри, Индонезии, Иране, Нигерии, Пакистане, Сьерре-Леоне, Судане, Узбекистане и Йемене.

Финансовый год ИБР исчисляется по лунному календарю – хиджри.

Евразийский банк развития (ЕАБР) является международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путем осуществления инвестиционной деятельности. Штаб- квартира ЕАБР расположена в Алматы.

Банк учрежден на основании межгосударственного соглашения, подписанного 12 января 2006 г. уполномоченными представителями Российской Федерации и Республики Казахстан. Инициатива создания Банка принадлежит президентам России и Казахстана.

ЕАБР открыт для вступления новых участников. Государства и международные организации становятся его участниками по решению Совета Банка после их присоединения к Соглашению об учреждении ЕАБР и оплаты в установленном порядке приобретаемых акций Банка.

Управление банком осуществляют Совет Банка, Правление банка и Председатель Правления ЕАБР. Совет Банка является высшим органом управления банка, осуществляющим общее руководство его деятельностью. Каждый участник банка назначает в Совет Банка одного полномочного представителя и его заместителя, которые являются членами Совета Банка.

Членами Совета ЕАБР являются представители стран- членов. Правление Банка является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом ЕАБР. Его деятельность регламентируется Советом ЕАБР.

Деятельность Банка направлена как на создание условий для устойчивого экономического развития и углубление интеграционных процессов между государствами – участниками ЕАБР, так и на решение задач по преодолению ими последствий мирового финансово-экономического кризиса, также финансирование средне- и долгосрочных проектов на территории государств-участников с целью стимулирования их динамичного социально-экономического развития. Минимальный размер проектов, принимаемых к рассмотрению, составляет для реального сектора, как правило, 30 млн долл. США с максимальным сроком окупаемости, как правило, не более 15 лет.

Приоритетными задачами ЕАБР являются:

– привлечение новых государств-участников;

– финансирование инвестиционных проектов, имеющих интеграционный эффект; предоставление технического содействия в реализации проектов, имеющих интеграционный эффект;

– осуществление исследований по вопросам экономической интеграции;

– обеспечение сбалансированной диверсификации инвестиционного портфеля по регионам государств-участников;

– намерение стать ключевым международным финансовым институтом развития, который предоставляет долгосрочное финансирование на евразийском пространстве

Благодаря своему статусу международной организации ЕАБР занимает конкурентоспособную позицию по отношению к национальным институтам развития. В соответствии со своей стратегией Банк стремится стать катализатором углубления интеграционных процессов.

ЕАБР финансирует в государствах-участниках инвестиционные проекты на общую сумму свыше 3 млрд долл. США.

В июне 2009 г. государства – участники Антикризисного фонда ЕврАзЭС подписали с ЕАБР Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС и наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами этого Фонда. ЕАБР как Управляющий средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС занимается подготовкой и воплощением в жизнь его проектов.

Антикризисный фонд ЕврАзЭС (АКФ) был учрежден в размере 8,513 млрд долл. США правительствами шести стран – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, России и Таджикистана. Основные цели АКФ – содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечение долгосрочной устойчивости их экономик, содействие интеграционным процессам в регионе[13].

Фонд имеет два основных инструмента:

– финансовые кредиты на поддержку бюджета, платежного баланса и курса национальной валюты;

– инвестиционные кредиты, финансирующие межгосударственные проекты.

В 2010–2011 гг. АКФ одобрил предоставление финансовых кредитов Таджикистану (70 млн долл.) и Беларуси (3 млрд долл.). В соответствии с кредитными соглашениями с правительствами этих стран Банком перечислено им 1,75 млрд долл.

Одной из стратегических целей ЕАБР является расширение географии операций Банка. В соответствии с ней ЕАБР проводит активную работу по привлечению в банк новых государств-участников. Для создания благоприятных условий деятельности Банка как на международной арене, так и в государствах-участниках ЕАБР осуществляет взаимодействие с государственными органами своих участников, устанавливает и развивает отношения с другими международными организациями, национальными и международными институтами развития, научными и общественными организациями, объединениями и ассоциациями.

ЕАБР участвует в заседаниях глав государств и правительств государств СНГ и ЕврАзЭС, заседаниях Экономического совета СНГ и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Развиваются контакты с ШОС. Председатель Правления ЕАБР принимает участие в мероприятиях саммитов ШОС и в заседаниях Совета Межбанковского объединения ШОС. Представители банка участвуют в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству государств – участников ЕАБР.

ЕАБР развивает взаимодействия с учреждениями системы ООН. С ЕЭК ООН Банк реализует ряд проектов по линии ФТС. Подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕАБР и ПРООН, предполагающий развитие сотрудничества при реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии.

Исходя из своей миссии и с целью решения стратегических задач Банк развивает сотрудничество с другими международными финансовыми организациями. Интерес ЕАБР к развитию отношений с глобальными институтами развития, накопившими многолетний опыт содействия институциональному развитию и реформам в странах с переходной экономикой, объясняется стремлением Банка применить передовой опыт для создания более действенных и мощных антикризисных мер стимулирования экономик государств – участников ЕАБР и АКФ, а также укреплять их конкурентоспособность на мировых рынках.

Межамериканский банк развития (МАБР) был создан 30 декабря 1959 г. по инициативе Специальной консультативной комиссии Межамериканского социально-экономического совета ОАГ с целью содействия экономическому и социальному развитию стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

МАБР является одной из организаций Группы Межамериканского банка развития (Inter-American Development Bank Group[14]), оставаясь при этом юридически и финансово самостоятельной структурой. Вместе с МВФ и Всемирным банком он входит в тройку наиболее крупных финансовых организаций мира.

Членами МАБР (на 10 ноября 2013 г.) являются 48 государств, в числе которых 26 государств Латинской Америки и Карибского бассейна и 18 внерегиональных стран (европейские страны, Израиль и Япония).

Каждая страна-член имеет равное право на участие в проектах, финансируемых МАБР, вне зависимости от ее доли в уставном капитале.

Миссия МАБР заключается в содействии экономическому и социальному развитию развивающихся стран – членов МАБР региона Латинской Америки и Карибского бассейна.

Видение МАБР – регион Латинской Америки и Карибского бассейна, развитый экономически и социально.

Основные цели МАБР определены в Уставе МАБР и состоят в следующем:

– содействовать ускорению экономического и социального развития развивающихся стран-членов;

– стимулировать государственные и частные инвестиции в целях экономического роста;

– предоставлять финансирование для осуществления проектов высокой экономической и социальной значимости, дополняя частные инвестиции;

– способствовать рациональному использованию ресурсов стран региона;

– предоставлять техническую помощь в подготовке, разработке и финансировании проектов развития стран-членов.

Органы управления и организационная структура МАБР. Высшим коллегиальным органом управления МАБР является Совет управляющих. Каждая страна – член МАБР участвует в управлении Банком через своих представителей в Совете управляющих (всего 48 членов и 48 заместителей). Право на участие в голосовании стран-членов соответствует их доле в акционерном капитале. Совокупный пакет акций 26 латиноамериканских стран-членов составляет 50,02%; держателем пакета в 30,01% являются США.

Совет управляющих МАБР осуществляет контроль за деятельностью банка, но на практике значительную часть своих полномочий он делегирует Совету директоров, состоящему из 14 членов. Члены Совета директоров (и их заместители) назначаются Советом управляющих сроком на три года. Исполнительные директора от США и Канады представляют свои страны, другие члены Совета директоров представляют группы стран.

Совет директоров одобряет проекты, устанавливает ставки по кредитам, а также утверждает основную банковскую политику и бюджет административных расходов. Деятельность Совета директоров осуществляется на основании утвержденных стандартов и Кодекса корпоративного поведения Совета директоров.

Президент МАБР избирается Советом управляющих сроком на пять лет. На Президента, а также на четырех вице- президентов во главе с исполнительным вице-президентом возложена ответственность за оперативное руководство деятельностью МАБР. Президент председательствует на собраниях Совета директоров, но не имеет права голоса.

Поддержку работы Совета директоров осуществляют пять комитетов: Комитет по аудиту; Комитет по бюджетной и финансовой политике; Комитет по оценке; Комитет по программам развития стран; Комитет по управлению человеческими ресурсами и организационному развитию.

В 1999 г. Совет директоров принял решение о необходимости модернизации системы оценки эффективности деятельности банка. В результате был создан независимый орган, подотчетный Совету директоров – Отдел оценки и контроля. Последний вариант Стратегии банка представлен в документе об увеличении капитала МАБР от 21.05.2010[15].

Стратегия МАБР состоит из следующих основных разделов: отраслевые приоритеты; мероприятия по поддержке слаборазвитых стран; стратегия развития частного сектора; критерии совместной работы с институтами развития; система мониторинга результатов в области развития.

Политику в области борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого развития МАБР реализует с учетом пяти основных приоритетов деятельности банка:

– социальная политика;

– инфраструктура обеспечения конкурентоспособности и социального благосостояния;

– институты обеспечения роста и социального благосостояния;

– региональная и глобальная интеграция, основанная на конкуренции;

– защита окружающей среды;

– ответственная политика в области изменения климата;

– стимулирование использования возобновляемой энергии и повышение продовольственной безопасности.

Система оценки эффективности в области развития включает внешнюю и внутреннюю оценку эффективности деятельности банка.

Внешняя оценка эффективности деятельности МАБР осуществляется Отделом оценки и контроля.

Внутренняя оценка эффективности деятельности МАБР осуществляется Департаментом стратегического планирования и результативности развития, вице-президентом по развитию стран и вице-президентом по развитию отраслей экономики и управлению знаниями, вице-президентом по развитию частного сектора и операций с участием государства.