Международные финансовые институты

Международные финансовые институты были созданы после Второй мировой войны на Бреттон-Вудской конференции. Появление международных финансовых институтов было обусловлено рядом факторов, к важнейшим из которых относились:

- глобализация и интернационализация мирового хозяйства, что привело к росту межгосударственной кооперации и усложнению международных расчетов;

- бурное развитие транснациональных корпораций, действующих на различных национальных рынках и стирающих национальные границы при движении капитала;

- усиливающаяся неравномерность экономического развития отдельных стран, приводящая к нестабильности мировой экономики и международных финансовых отношений;

- необходимость международной координации и регулирования финансовых отношений и валютных курсов.

Для решения этих проблем и гармонизации международных финансовых отношений на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ и Всемирного банка, которые объединили усилия международного сообщества по выстраиванию международной финансовой системы. Деятельность этих институтов направлена на решение задач по стабилизации международных финансов, проведению согласованной валютной политики, созданию системы международного регулирования финансово-валютных отношений.

Международный валютный фонд

Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — представитель Минфина США. Окончательный вариант соглашения первоначально подписали 29 государств 27 декабря 1945 г. Эта дата считается официальной датой создания МВФ.

Цели МВФ

Создание МВФ преследовало следующие цели:

1) способствовать и углублять международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;

2) содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в целях развития производительных сил стран — членов МВФ, росту мировой экономики, сокращению безработицы и росту реальных доходов государств — членов МВФ;

3) поддерживать стабильность валют, обеспечивать тесное взаимодействие стран — членов МВФ в сфере финансово-валютных отношений, не допускать необоснованного обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;

4) создать эффективную систему международных расчетов между государствами — членами МВФ;

5) в случае финансовых затруднений предоставлять государствам — членам МВФ на возмездной основе средства в иностранной валюте, чтобы ликвидировать дисбалансы по счетам торговых операций и привести платежные балансы в равновесие.

На МВФ также были возложены функции по консультированию государственных органов, отвечающих за проведение денежно-кредитной политики, созданию стандартов международной финансовой статистики. После создания стандартов МВФ осуществляет сбор, обработку и публикацию данных международной финансовой статистики. Для оказания финансовой помощи нуждающимся странам сформирован уставный капитал МВФ за счет взносов стран — участниц фонда

Структура органов управления МВФ

Высший орган управления МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна имеет двух представителей: управляющего и его заместителя. Как правило, от страны в Совет входят министр финансов или руководитель центрального банка. На Совет управляющих возложение решение ключевых вопросов деятельности МВФ, связанных с приемом новых членов, определением долей стран-членов в капитале МВФ, внесением изменений и дополнений в устав МВФ, выборами исполнительных органов, которые обеспечивают текущую работу фонда, а также назначение исполнительных директоров, которые образуют исполнительный совет. Решения в МВФ принимаются путем голосования. Каждая страна имеет количество голосов пропорционально своей квоте в фонде.

Совет управляющих, как правило, собирается один раз в год, но могут проводиться и внеочередные заседания. В периоды между проведением заседаний Совета управляющих работу фонда обеспечивает исполнительный совет. Директоров в Исполнительный совет назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору.

Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США — 16,407%; Япония — 6,46; Китай — 6,394%. Доля России в фонде-2,74%. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, т.е. необходимо, чтобы "за" проголосовало более 50%. Однако по важнейшим вопросам, имеющим стратегический характер, для принятия решения необходимо набрать 85% голосов. Учитывая, что доля США составляет более 16% голосов, без их согласия решение по таким вопросам принято быть не может. Это позволяет им контролировать принятие решений по принципиальным вопросам.