Международные экономические организации и модификация центров силы

Хотя глобализация и ставит более сложные задачи по регулированию мировой экономики как перед национальными государствами, так и перед их коллективными институтами, она не ведет к "миру без границ". Государства пытаются выжить и процветать в новую эру глобальной конкуренции.

С окончанием "холодной войны" стало возможным возникновение новых центров силы в Европе и Восточной Азии, бросающих вызов экономической гегемонии США. Региональные блоки сообща вывели конкуренцию среди развитых стран на глобальный уровень. Несмотря на существование трех центров соперничества, можно утверждать, что развитые страны до сих пор привержены идее управления международной системой через "Большую семерку", МВФ, ВБ и ВТО.

Группирование стран становится более очевидным не только среди наиболее развитых, но и менее развитых государств. Очевидно, что так называемый "третий мир" сам по себе распался на группы со все более увеличивающимся разрывом между наименее развитыми странами, с одной стороны, и восточно-азиатскими НИС – с другой.

В настоящее время часть развивающихся стран тяготеет к региональным интеграционным группировкам с участием развитых стран. Примерами могут служить Мексика, которая является членом Северо-Американского договора о зоне свободной торговли (НАФТА) наряду с США и Канадой, ряд стран Азии и Латинской Америки, вступивших в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Очевидно, что в ближайшие десятилетия институциональная и правовая система, созданная для обеспечения мирового порядка после Второй мировой войны, должна быть существенно модифицирована. Побудительной причиной должно стать повышение глобальной экономической стабильности и сокращение разрыва в уровне богатых и бедных стран. Но для этого необходимо изменить так называемую глобальную финансовую архитектуру, т.е. повысить регулирующее влияние МВФ на мирохозяйственные процессы при одновременном усилении ответственности национальных государств. Для ослабления катастрофических последствий спекулятивных операций на мировом финансовом рынке намечаются разработка и внедрение в глобальных масштабах оптимальных принципов, правил и кодексов поведения национальных правительств в валютно-финансовой сфере. В свою очередь, это потребует от национальных правительств большей прозрачности бюджетной и кредитно-денежной политики. МВФ же, по-видимому, получит дополнительные возможности контролировать меры по либерализации государствами-членами экспорта и импорта капиталов. Кроме того, на ближайшие десятилетия перед мировым экономическим сообществом встанет задача искоренения бедности – одной из определяющих причин нестабильности мирового хозяйства и роста терроризма.

Комплексные политические и экономические процессы первого десятилетия XXI в. еще раз подтвердили необходимость усиления наднациональных механизмов регулирования экономических процессов. Глобальный экономический кризис, потрясший мировое хозяйство в 2008–2010 гг., показал не только вероятные угрозы для него со стороны мировой финансовой сферы, но и неготовность существующей институциональной системы регулирования международных экономических отношений предотвратить развертывание глобальной рецессии и принять адекватные антикризисные меры. Одна из важнейших причин этого наряду с динамичностью и нелинейностью развития самой глобальной экономики – существование в системе глобального регулирования множества субъектов с разнонаправленными интересами.

Очевидно, что неолиберальная модель глобализации в пользу ведущих стран в новых условиях вызывает отторжение большей части участников мирового хозяйства. Назрела необходимость формирования нового мирового порядка, который отражал бы интересы как развитых, так и развивающихся стран, а также государств с формирующимися рынками, включая Россию. Это могло бы стать важным фактором подъема их национальных экономик.

Нарастание противоречий между формирующимися тенденциями к планетарному характеру накопления капитала и консолидации целостности глобальной экономики вследствие деятельности ТНК и ТНБ и сохранением системы неоднородных но уровню социально-экономического развития государств с соперничеством в экономической и политической сфере может быть смягчено путем реформирования системы глобального экономического регулирования, осуществляемого международными экономическими организациями.