Международные договоры государств – членов Таможенного союза

Международные договоры государств – членов Таможенного союза составляют второй уровень законодательства Таможенного союза и, соответственно, уступают по юридической силе ТК ТС.

Основные договоры и соглашения государств – членов Таможенного союза утверждаются Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (далее – Мсжгоссовст ЕврАзЭС). Межгоссовет ЕврАзЭС является высшим органом Таможенного союза и осуществляет стратегическое управление, принимает наиболее важные решения, носящие обязательный характер на территории государств – членов ЕврАзЭС, принимает и подписывает международные соглашения.

Евразийское экономическое сообщество как международная экономическая организация было сформировано на основе созданного, но так и не заработавшего таможенного союза нескольких стран СНГ.

10 октября 2000 г. в г. Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В его подписании принимали участие главы государств Республики Казахстан, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Киргизия.

В Договоре была заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определенных Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В нем были предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности сторон.

Международные договоры, составляющие договорно- правовую базу Таможенного союза в зависимости от времени их принятия и целевой направленности, можно подразделить на две большие группы:

1) принятые до образования Таможенного союза (международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС);

2) принятые после образования Таможенного союза (международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза).

К первой группе относятся: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995; Соглашение о Таможенном союзе от 20.01.1995; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 и другие документы.

Ко второй группе относятся: Договор о формировании Комиссии Таможенного союза от О6.1О.20О7 (далее – Договор о КТС); Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007; Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций от 12.12.2008; Соглашение о гармонизации техрегламентов от 12.12.2008; Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009; Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22.06.2011 и др.

Решения Евразийской Экономической комиссии (КТС/ЕЭК)

Комиссия Таможенного союза – единый постоянно действовавший орган Таможенного союза, выполнявший функции оперативного управления делами Союза – была учреждена 06.10.2007 Республиками Беларусью, Казахстаном и Российской Федерацией.

В ноябре 2011 г. в рамках ЕврАзЭС была достигнута договоренность о формировании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)[1] в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и ЕЭП. ЕЭК были переданы полномочия упраздненной КТС.

Напомним, что ЕврАзЭС создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. В 2003 г. ЕЭС получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007–2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство (ЕЭП) ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности[2].

КТС/ЕЭК имеет статус наднационального органа управления. Данная организация не подчинена какому- либо из правительств стран Таможенного союза. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

Основной задачей КТС/ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

КТС/ЕЭК осуществляет свою деятельность на основе Регламента[3].

Решения КТС/ЕЭК относятся к третьему уровню таможенного законодательства Таможенного союза. Поэтому, такие решения уступают в юридической силе ТК ТС и международным договорам государств – членов Таможенного союза и должны приниматься в соответствии с вышеуказанными нормативными документами Таможенного союза.

Правовой основой деятельности КТС/ЕЭК служат Правила процедуры Комиссии таможенного союза[4].

Евразийская экономическая комиссия в пределах своих полномочий вправе принимать решения, имеющие обязательный характер для государств – участников Таможенного союза. При этом голоса между государствами – участниками Таможенного союза в КТС/ЕЭК распределяются следующим образом: у Республик Беларуси и Казахстана по 21,5 голосу, у Российской Федерации – 57 голосов. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Однако если одно из государств – участников Таможенного союза не согласно с принимаемым решением КТС/ЕЭК, вопрос выносится на рассмотрение Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств, который принимает решение консенсусом.

Евразийская экономическая комиссия также принимает решения консенсусом, если это предусматривается международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза.

Если при принятии решения не было набрано необходимое число голосов, КТС/ЕЭК вправе передать вопрос на рассмотрение Высшего органа Таможенного союза.

При необходимости решения КТС/ЕЭК могут быть пересмотрены. Любое государство – участник Таможенного союза имеет право внести в Высший орган Таможенного союза предложение о пересмотре решения Комиссии[5].

Решения, принятые КТС/ЕЭК, оформляются в письменном виде на специальных бланках в одном экземпляре и в обязательном порядке скрепляются подписями всех членов Комиссии.

Заверенные копии принятых КТС/ЕЭК решений в трехдневный срок рассылаются Секретариатом членам Комиссии и в министерства иностранных дел государств – членов Таможенного союза.

Решения КТС/ЕЭК, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении 30 календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения[6].

Для примера, можно сослаться на такие решения КТС/ЕЭК, как решение от 18.11.2011 № 865 "О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Таможенного союза", решение от 16.08.2011 № 811 "О внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г." и др.