Международные автомобильные перевозки

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с правилами международных соглашений. Россия является участницей Конвенции о дорожном движении 1968 г.; Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г. (1971 г.); Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г.; Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.; Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок 1970 г.; Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г. и ряде других.

Условия договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. В ней участвует большинство европейских государств, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, а также Марокко и Тунис. Российская Федерация участвует в Конвенции как правопреемница СССР[1].

Конвенция 1956 г. применяется ко всякому договору автомобильной перевозки грузов, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных государств, из которых хотя бы одно состоит участником Конвенции (ст. 1). Пункт 3 данной статьи особо оговаривает, что настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Конвенция призвана унифицировать условия международной дорожной перевозки грузов, включая документы, применяемые для такой перевозки, и ответственность перевозчика. В Конвенцию включена коллизионная норма, отсылающая по вопросу о продлении или о перерыве течения срока исковой давности к закону суда, рассматривающего дело.

Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения.

Конвенция предусматривает, что перевозчик несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности. Перевозчик также ответственен за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.

Установлен также предел ответственности перевозчика при несохранности груза – 25 золотых франков за 1 кг веса брутто[2].

Конвенция устанавливает претензионный порядок разрешения споров между перевозчиком и получателем груза. Претензия должна быть заявлена перевозчику в момент принятия груза при видимых потерях и повреждениях, в течение семи рабочих дней со дня доставки груза при внешне незаметных потерях и повреждениях, в течение 21 дня с момента выдачи груза получателю (если речь идет о просрочке в доставке груза). Исчисление указанных сроков начинается со дня, следующего за датой доставки или датой выдачи груза получателю (ст. 30).

По спорам, вытекающим из договоров перевозки, которые регулируются нормами Конвенции 1956 г., истец может обращаться, помимо компетентных судов государств-участников, также и к суду того государства, на территории которого находятся: обычное место жительства ответчика или место расположения его главного управленческого органа, либо отделения или агентства, при посредничестве которых был заключен договор перевозки груза; место принятия груза к перевозке или место его доставки.

Решение, вынесенное судом одного из государств-участников, подлежит немедленному исполнению в любом другом государстве-участнике при соблюдении соответствующих формальностей, предусмотренных в национальном законодательстве того государства, где испрашивается исполнение судебного решения (ст. 31). Срок исковой давности составляет один год, а в случае умышленных действий перевозчика, повлекших причинение ущерба, – три года.

Срок исчисляется: в случае частичной утраты груза, его повреждения или просрочки в доставке – со дня выдачи груза; в случае утраты всего груза – с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с 60-го дня с момента принятия груза перевозчиком к перевозке; во всех прочих случаях – по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

Кроме того, Конвенция предусматривает возможность включения в договор автомобильной перевозки груза арбитражной оговорки. Однако непременным условием признания действительности арбитражной оговорки, а, следовательно, и компетенции арбитражного трибунала должно быть указание норм данной Конвенции в качестве норм материального права, подлежащего применению арбитражем, в который передано рассмотрение спора между сторонами (ст. 33).

Если перевозка, условия которой определяются одним договором, осуществляется последовательно несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку в целом, причем каждый последующий перевозчик становится, в силу принятия им груза и накладной, участником договора перевозки на указанных в накладной условиях. Любой иск, касающийся ответственности за утрату, повреждение груза или просрочку в его доставке, может быть предъявлен либо к первому перевозчику, либо к перевозчику, выполнившему ту часть перевозки, где произошла утрата, повреждение груза или просрочка в его доставке.

Иск может быть предъявлен одновременно к нескольким указанным перевозчикам (ст. 36).

Главным перевозочным документом согласно Конвенции является накладная. Конвенция регламентирует оформление реквизитов накладной международного образца, которая составляется обычно в трех экземплярах (отправителю, получателю, перевозчику). Однако чаще всего накладная оформляется в большем количестве экземпляров, так как на каждом таможенном пограничном переходе оставляется по одному ее экземпляру в целях учета перемещения грузов (товаров), хотя их копии юридической силы не имеют.

Отсутствие, неправильное заполнение или утеря накладной при этом не отражается ни на существовании, ни на действительности договора перевозки. Форму накладной Конвенция не устанавливает, она вырабатывается Международным союзом автомобильного транспорта.

Точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест (разметки и номеров), а также внешнее состояние груза и его упаковки являются основной обязанностью автоперевозчика (транспортера) при принятии груза.

В учебной литературе довольно часто в непосредственной связи с автомобильными перевозками рассматривается Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., хотя она является источником таможенного регулирования, а не транспортного права.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. предусматривает в качестве основного атрибута международной дорожной перевозки грузов книжку МДП – единый таможенный документ при следовании груза от таможни места отправления до таможни места назначения. Конвенцией введен институт гарантийного объединения, под которым понимается объединение, признанное таможенными органами государства – участника Конвенции в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру международной дорожной перевозки грузов. В России функции гарантийного объединения выполняет Ассоциация международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП), которая обеспечивает российских перевозчиков книжками МДП, ведет работу по урегулированию претензий в связи с использованием процедуры МДП. Грузы, перевозимые с соблюдением этой процедуры, освобождаются от уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. На дорожном транспортном средстве или составе транспортных средств, осуществляющих операцию МДП, должны быть прикреплены таблички с надписью "TIR". Знак "TIR" дает преимущество первоочередного таможенного оформления.

При применении книжки МДП следует учитывать, что ее положения не ограничивают и не отменяют положений национального законодательства. Это касается и правил применения таможенных режимов, установленных национальным законодательством. Согласно п. 2 ст. 47 Конвенции МДП, ее положения не препятствуют применению иных национальных или международных положений, регламентирующих перевозки.

При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий при причинении вреда третьим лицам автотранспортными средствами – источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности как внутренним законодательством, так и рядом международных соглашений. В заключенных с рядом стран двусторонних соглашениях об организации автомобильного сообщения предусматривается обязательное страхование гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках.